m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Слушайте сказки

Прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, понятные только им. Вот, например, какие разные уроки можно извлечь из хорошо знакомой каждому сказки «Колобок» (ответы давали клиенты сказкотерапевта И.Г. Вачкова, которых попросили сформулировать «добрым молодцам урок»):

А. Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким.

Б. От судьбы не уйдёшь, а судьба Колобка – быть съеденным.

В. Наглость не порок – всё равно сожрут.

Г. Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

Д. Общение с женщинами ведёт к катастрофе (до Лисы юному Колобку встречались звери только мужского пола).

Е. Не хами первым встречным.

Ж. Если уж решил уйти от родителей, осознай цель этого.

Читая сказки вместе с детьми, мы соприкасаемся с важным опытом предыдущих поколений. Волшебная сказка учит нас, что в трудной ситуации всегда находятся средства, чтобы справиться с препятствиями. Герои нарушают запреты и правила и платят за это соответствующую цену. Преодолевая различные трудности, герой становится взрослым, говоря сказочным языком, женится. Интересно, что во многих сказках герой сначала совершенно пассивен, и отправиться в путь его вынуждают внешние обстоятельства.

Обращаясь к опыту сказки, психологи создали несколько теорий, понимающих жизнь человека как «сценарий». Это юнгианская теория архетипов и сценарный анализ Бёрна.

Важное направление практической работы носит название сказкотерапии. Известны специальные сказки, написанные терапевтами для детей.
В работе со взрослыми одним из возможных способов осознания себя и своего места в мире является сочинение своей собственной сказки. Как говорится, «хочешь жить в хорошей сказке, живи в хорошей, хочешь в плохой – живи в плохой, ещё и помощники найдутся!». Возможно, первым человеком, который записал истории о самом себе и сочинял сказки о том, что его мучило, был Ганс Христиан Андерсен. Его «Гадкий утёнок» увидел свет в 1845 году. В основу этой сказки положен мотив о необычном и гонимом существе. Эта история помогла не одному поколению чужаков выдержать мучительные скитания. Смысл сказки в том, что принятие своей уникальности, неповторимости своего пути ведёт к преображению, к обретению себе подобных. Мотивы, которые в ней звучат, заслуживают отдельной беседы.

У кого об этом почитать: Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка». – Москва, Независимая фирма «Класс», 1996.
Tags: website, Профессия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments