m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:
Теория Множественности Интеллектов Гарднера

Преподаватель кафедры

Западноевропейских языков

ИСАА при МГУ Клюкина Е.В.

Одним из наиболее признанных специалистов по исследованию интеллекта является американский психолог Говард Гарднер[Howard Gardner]. Гарднер определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний.

В последние десятилетия тесты интеллекта, измеряющие IQ, получили широчайшее распространение, однако со временем авторитет их скорее падает, чем возрастает. Все большее признание находит идея, что этот коэффициент интеллекта отражает, прежде всего “ученические” способности человека, его способность осваивать учебные предметы в школе или вузе, способность учиться, приобретать знания. Там, в школе, вузе он действительно может предсказать успехи данного ребенка, человека, но он бессилен предсказать его успехи в дальнейшей, взрослой жизни, особенно если в игру вступают такие факторы, как социальное и экономическое положение индивида. Гарднер задался вопросом: Можно ли судить об уровне интеллекта только по результатам тестирования? Если десятки тестов IQ вдруг исчезнут, разве окажемся мы не способными оценивать ум?

Это и побудило Гарднера выступить с его теорией множества интеллектов. Данная теория лежит в основе работы под названием «Структура Ума: Теория множественности интеллектов» [“Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences”] (1983). Его концепция базируется на данных из многочисленных источников. Например, повреждение определенного участка головного мозга при аварии снижает или разрушает так же четко регистрируемые, конкретные способности человека. Кроме того, определенные особенности в развитии тех или иных аспектов интеллекта связаны также с возрастом человека. Изучение индивидов на обоих концах кривой распределения интеллектуальных способностей, т.е. среди умственно отсталых и чрезвычайно одаренных (включая так называемых idiot-savants, обладающих невероятными математическими, вычислительными способностями, например, на фоне предельной недоразвитости их личности), также дали ему богатый материал для раздумий.

Однако вместо того, чтобы рассматривать интеллект как совокупность многих способностей, Гарднер предпочитает считать, что пришла пора рассматривать его как совокупность семи различных основных, базовых, коренных интеллектов, т.е. семи “секретов мыслительного производства”.

Гарднер разработал критерии, которым каждая рассматриваемая способность должна соответствовать.

Психология: наличие определенной истории развития способности, которую проходят обычные и одаренные индивиды по мере достижения зрелости.

Антропология: сообщения о том, как развиваются разнообразные способности, поощряемые или игнорируемые в разных культурах.

Культурологические исследования: существование символических систем, в которых закодированы различные значения, например, языки, вычисления, карты.

Биологические науки: свидетельства того, что способности имеют определенную эволюционную историю и представлены в определенных нейронных структурах. Например, различные участки левого полушария доминируют в управлении двигательными функциями, а также в реализации счетных и языковых способностей; правое полушарие отвечает за пространственные и музыкальные способности, в том числе за различение высоты звука.

Вооружившись данными критериями, Говард Гарднер рассмотрел множество способностей и к 1983 установил, что этим критериям вполне соответствуют семь способностей, которые он называет интеллектами:

1. Языковой – искусное владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать.

2. Логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях.

3. Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их. Может быть связан с другими видами интеллекта – такими, как языковой, пространственный и телесно-кинестетический.

4. Пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать зрительные образы и перестраивать их даже в отсутствие физических стимулов.

5. Телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.

6. Интраперсональный – умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.

7. Интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроение, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управлением поведением.

8. Интеллект естествоиспытателя – распознавание и классификация природных объектов.

Сейчас Гарднер рассматривает вероятность существования девятой способности – экзистенциального интеллекта, охватывающего склонности человека к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти. Будет ли этот вид интеллекта включен в круг уже выделенных способностей, зависит от того, будут ли получены данные о его нейронной основе.

Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.

У психологов теория множественного интеллекта вызвала возражения. Многих исследователей обеспокоил отход от стандартизированных тестов и принятие набора критериев, менее доступных численному выражению. Многие возражали против использования термина «интеллект» для описания некоторых способностей, предпочитая определять музыкальный и телесно-кинестетический интеллект как «таланты». Однако, такая узкая дефиниция, по мнению Гарднера, обесценивает эти способности – в том смысле, что дирижеры и танцовщики талантливы, но не умны. Он считает, что эти способности можно называть и талантами, если логическое рассуждение и языковую способность также считать талантами.

Хотя некоторые психологи и не поддерживают теорию множественного интеллекта, многие работники образования встретили ее с энтузиазмом. Теория МИ не только соответствует их представлениям, что дети бывают умны по-разному, она также вселяет надежду, что гораздо большее их число удастся эффективно обучать, если их предпочтительные способы познания будут учтены при составлении программ, преподавании и оценке. Возникла целая индустрия разработки школ МИ, соответствующих программ, учебников и т.д.

Однако, возникли и некоторые ложные представления, например, будто каждый предмет следует преподавать семью или восемью способами и что в задачи школы входит выявление типа интеллекта учащегося посредством проведения серии из восьми новых стандартизированных тестов.

Теория МИ представляет собой попытку рассмотреть интеллект с опорой на более широкое научное основание. По мнению Гарднера, она предоставляет учителям средства, которые позволят большему числу индивидов более успешно осваивать соответствующий материал. Будучи правильно использована, эта теория может позволить каждому человеку полнее реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и увлечениях
Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment