Взято со страницы http://www.bibicall.ru/doctors/articles/index.php?article=925
Галактоземия у детей: распространенность, клинико-генетическая гетерогенность, способы диагностики и лечения
По материалам статьи, в журнале «Вопросы детской диетологии»Новиков П.В., Ходунова А.А., Денисова С.Н.
Углеводы являются одной из основных групп веществ, наряду с белками и жирами, необходимых для жизнедеятельности детского организма. Углеводы и их производные во всех клетках выполняют роль пластического и структурного материала, важного источника энергии, субстратов и регуляторов для специфических биохимических процессов. Среди трех больших групп углеводов (моносахариды, олигосахариды и полисахариды) наиболее распространены и важны для организма человека гексозы (глюкоза, лактоза, фруктоза) и пентозы (рибоза и др.).
Известно, что галактоза (от греч. слова gala, galaktos - молоко) имеет важнейшее значение для роста и развития детского организма. Этот моносахарид (гексоза) - С6Н12ОН- является изомером глюкозы и важным компонентом пищи грудного ребенка, входящим в состав грудного молока в виде дисахарида лактозы (глюкоза+галактоза). Лактоза – главная составная часть молока.
Галактоза широко распространена в природе в виде олигосахаридов: лактозы, из которой обычно получают галактозу путем гидролиза; трисахарида рафинозы; тетрасахарида – стахиозы, а также в виде гликозидов: идеина, миртиллина, ксанторамина, дигитилина. Галактоза встречается в составе высших полисахаридов (агар, гуммиарабика и др.). Знание источников галактозы имеет важное значение при выборе продуктов, необходимых для лечебного питания детей с галактоземией и содержащих малые количества галактозы. Галактоза необходима для энергопродукции Галактоза необходима для энергопродукции Углеводы должны покрывать 50-55% затрат на энергию в организме. Лактоза вырабатывается молочными железами, женское молоко содержит 75 г/л лактозы. Сгорание 1 г лактозы дает 3,95 ккал.
Лактоза необходима для образования гликогена, галактозилирования гликолипидов и гликопротеинов. У ребенка при питании молоком содержание лактозы в моче может увеличиваться до 35 мг/100 мл, в первые 10 дней жизни ребенка в его моче содержится лактоза (120 мг/100 мл), фруктоза (70 мг/100 мл), глюкоза и галактоза (по 25 мг/100 мл), у недоношенных эти показатели выше.
В детском организме галактоза играет важную роль в качестве компонента для нормального формирования нервной ткани, так как входит в состав: 1) цереброзидов мозга (старое название галактозы - цереброза), 2) сложных гликоконъюгатов (гликопротеидов, гликолипидов, некоторых глюкозаминогликанов - ГАГ), необходимых для построения клеточных и мембранных структур растущего ребенка. В связи с этим различные нарушения обмена галактозы неизбежно отражаются на процессах функционирования ведущих органов и систем растущего детского организма .
Свойство галактозы окисляться в дикарбоновую слизиевую кислоту, плохо растворимую в воде, служит способом для химических реакций обнаружения галактозы и некоторых ее производных. Галактоза восстанавливает раствор Феллинга и это ее свойство используется для селективных реакций по раннему выявлению повышенной экскреции редуцирующих веществ с мочой. Количественное микрохимическое определение галактозы производится с помощью фермента галактозооксидазы (галактозоксидазный тест).
Нарушение метаболизма галактозы, наблюдаемое при галактоземии, неизбежно приводит к нарушению функционирования многих органов и систем организма.
Галактоземия относится к наследственным болезням углеводного обмена и объединяет несколько генетически гетерогенных форм. В основе заболевания лежит лежит недостаточность главным образом трех ферментов, участвующих в метаболизме галактозы: галактозо-1-фосфатуридилтраснферазы, га
На этой основе выделяют 3 типа галактоземии: классическая форма, или галактоземия Ι типа, связанная с недостаточностью галактозо-1-фосфатуридилтраснферазы, га
Таким образом, галактоземия относится к наследственным болезням обмена веществ с невысокой распространенностью (средняя частота заболевания 1:30 000), однако если в качестве диагностических критериев использовать активность GALT менее 5% и концентрацию глактозо-1-фосфата в эритроцитах выше 2 мг%, то частота галактоземии достигает 1: 10 000 и переходит в разряд частых болезней..
Заболевание имеет аутосомно-рецессивный тип наследования.
Паталогоанатомические изменения затрагивают печень, почки, хрусталик глаза и мозг. Гистологические изменения печени обнаруживаются уже в первые недели после рождения ребенка как со стороны печеночных клеток (неправильная форма ядра, вакуолизация, жировая дегенерация), так и соединительной ткани, которая разрастается и приводит к развитию фиброза и нарушению лобулярного строения, к изменениям, напоминающим цирроз Лаэннека, а также пролиферации желчных путей. Эти изменения могут быть обратимыми после начала правильного лечения. Через несколько месяцев прогрессирования заболевания остается преобладающей картина аннулярного или микронодуллярного цирроза, а изменения печеночных клеток становятся менее выраженными. Степень жировой дистрофии, цирроза и околодольчатого некроза могут иметь различную степень выраженности.
Часто обнаруживаются изменения ЦНС – периваскулярный отек мозга, вздутие ядер олигодендроглии в больших полушариях и мозжечке.
Изменения почек не характерны: чрезмерное расширение канальцев и дегенеративные изменения их эпителия.
Характерны изменения глаз: катаракта (помутнение хрусталика).
Существование различных аллельных вариантов определяет их различный вклад в степень нарушений метаболизма галактозы, раскрывает наличие альтернативных путей метаболизма галактозы. Дальнейшие исследования функционирования ферментов в зависимости от типов мутаций, вероятно, позволят определить не только степень их влияния на активность отдельных компонентов энзимов, но и прогнозировать течение и исходы галактоземии.
Клиническая картина.
Главными признаками галактоземии являются гепатомегалия, катаракта, цирроз печени и нередко задержка психомоторного и речевого развития. Клинические проявления заболевания в значительной степени зависят от степени энзимного дефекта и от количества галактозы, полученной ребенком с пищей.
Первые симптомы заболевания - рвота, которая начинается на 3-4-й день жизни после приема молока, падение веса, желтуха - появляются вскоре после рождения (в первые дни и недели), как только ребенок начнет получать грудное молоко. Новорожденный неохотно принимает молоко. Характерно упорное отсутствие аппетита, тошнота, эпизоды рвоты, вздутие живота, диарея, гипогликемические проявления и персистирующая желтуха, резистентные к обычным лечебным мероприятиям. Желтуха напоминает физиологическую желтуху, но после 5-6 дня вместо уменьшения она усиливается без особых признаков гемолиза. Позднее возникают гепатомегалия, асцит, диспептические расстройства, в дальнейшем катаракта, арефлексия, задержка психомоторного развития. Дети, выжившие в неонатальном периоде, и которые продолжают принимать молоко, имеют умственную отсталость и другие признаки поражения коры головного мозга, а также мозжечковые симптомы.
Катаракта может формироваться через несколько дней после рождения, после приема молока и выявляется вначале только с помощью щелевой лампы, а не обычной офтальмоскопии, так как начальные признаки проявляются в виде точечных повреждений хрусталика. Катаракта появляется обычно не ранее 3-х недель, постепенно увеличивается и приводит к слепоте.
Течение заболевания длительное - у больных нередко наблюдается задержка в прибавке веса и роста, постепенно увеличивается печень, приобретая твердую консистенцию, увеличивается селезенка, появляется асцит и другие проявления развивающегося цирроза. Характерна задержка психомоторного развития, но без специфических неврологических симптомов. Осложнениями галактоземии, кроме умственной отсталости, являются атаксия, тремор, дисфункция гонад, задержка пубертатного развития (до 80% девочек).