m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Про сценарии

Из диалогов здесь
http://alexey5351.livejournal.com/69049.html?thread=777657#t777657

alexey5351

Да, может быть так, что эти четыре бирки примерить сложно и вовсе необязательно их примерять. Можно своих придумать восемнадцать, можно этого не делать. Психологи так или иначе сталкиваются с необходимостью классификации и типизации. У этого явления есть двоякий эффект. За призмой бирки или диагноза живого человека становится не видно, остается только стереотип, часто статичный. И это не очень здорово.

При этом мы в речи пользуемся словами. О себе и о других людях. Любое слово - это обобщение. То есть обобщения неизбежны. Вопрос в точности и количестве красок. Терапия часто вербальна и пользуется словами.

Здесь есть компромисс клиент-ориентированного подхода. Когда человек видит или описывает себя - так или иначе - то это ценно. Текст может быть матерьялом или провокацией, импульсом на такое само-описание. И самоописание - четыре бирки - мало - совершенно нормальное.

m-d-n
Добрый вечер!

В книге особый темпоритм, я писала её в раздражённом состоянии, сейчас процитирую слова, которыми "Молочные реки, кисейные берега" (название реминисценция к мечтам об изобилии и молочных реках с кисельными берегами и образам кисейных барышень, которые работы не знают) начинается. Сейчас я бы писала книгу не staccato, а legato :) Подруга с университетских лет и аспирантуры marinaburakova зазвала меня в группу "Альянс Психологов" на Одноклассниках, и итогом общения с коллегами в группе стал поток писем в личную почту, около ста ежедневно (!), а коррекспонденцию социальной сети не перепоручишь третьим лицам для разбора и ответов.
Я выдержала два месяца, и в итоге вышла из группы.

На сессии четыре ипостаси-социализации "вводятся" на сказочном мотиве, я вам напишу технику.

Слова, которыми начинается "Молочные реки, кисейные берега":

Однажды на Одноклассниках мне написали в личную почту: «Ольга Викторовна, можно задать вам вопрос личного характера? У вас были моменты отчаяния и ощущения, что дело не идёт, когда вы раскручивали себя, как психотерапевта?» на что я ответила правду: «Моменты отчаяния у меня были, когда дочка умирала в реанимации. В работе нужно знать, как решать задачи, которые перед вами стоят, а не отчаиваться.» Вы думаете, в ответ я услышала вопрос, «Какие задачи приходится решать в первые (дни, недели, месяцы, годы) самостоятельной работы?» Как бы не так. За две недели общения с психологами / начинающими психотерапевтами там же на форуме НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК на задал мне ни одного ориентирующего или проясняющего вопроса. В конце концов я сформулировала сама: «Как из 2-3 клиентов сделать 10-12 клиентов?» и сама же на свой вопрос ответила.

Обобщая опыт пяти бесед на сайте, могу сказать, что начинающие психологи:
(1) руководствуются фантазиями о работе психотерапевта, а не реалистичными представлениями,
(2) думают «психология это моё призвание», «в профессии я могу личностно развиваться», вместо «психологией я зарабатываю деньги»,
(3) понятия не имеют, на каком этапе находится их частная практика, какие задачи решаются на данном этапе и как те же самые задачи разрешили их коллеги,
(4) сосредоточены на вопросе о месте работы (где работать), вместо вопросов о людях (с кем работать и каковы потребности клиентов, которые психолог может удовлетворить, заработав на этом хорошие деньги),
(5) продавать себя не умеют и, самое парадоксальное, не хотят (!),
(6) проявляют поражающую воображение изобретательность, иллюстрируя всё новыми и новыми примерами тезис «на соседской лужайке трава всегда зеленее», а у коллег клиенты богаче, обращений больше, щи гуще и каша жирнее, вместо того, чтобы формулировать проясняющие вопросы, и наконец,
(7) многих нужных для структурирования частной практики вещей (контакт-лист, тайминг и прочее) не знают, ибо в университете organizing не преподают.

Вопрос. Вы рассказываете о себе историю Воина, Хозяйки, Приза или Музы?

Порядок перечисления важен, потому что в практической работе доступ к репертуару социализаций (а речь именно о социализации, то есть способе функционирования, к е м человек хочет быть в том или ином взаимодействии) проще всего получить после введения, истории про то, что

Представьте царя с царицей, и всё у них в царстве-государстве хорошо, только нет наследника. Приходит время, царица сообщает радостную весть, ждут ребёнка, рождается девочка. Отец берёт её с собой, показывает что в царстве и как устроено, учит хорошо держаться в седле и стрелять из лука, словом, это та самая Марья Моревна, которая в шатрах в поле, за стенами дворца, действует в мире.
Вторая беременность, и снова дочь. Отец учит властвовать старшую, и вторая девочка становится главной помощницей матери. Она и по хозяйству во дворце распорядиться, и запасы устроить, и пир организовать, и гостей встретить-приветить, расселить накормить, словом, это та самая царевна, которая действует во дворце.
Третья беременность, и опять девочка. Отца она разочаровала, он ждал мальчика. Матери не помощница, - вторая сестра, более умелая, распоряжения матери ловит на лету, ей ничего объяснять не надо. И вот третьей говорят: сядь и сиди, не мешайся под ногами. Возьми вот вышивай или поиграй нам на арфе, словом, это та царевна, которая статична. Зато, когда из полей-шатров приехали усталые воины, да собрались пировать гости, её пение услаждает слух, её рисунки умиляют сердце и её стихи навевают воспоминания.
Четвёртая беременность, снова дочь. Она самая младшая и никто не знает, где её место в семье, - и отец, и мать, избегают думать о том, что мальчика-наследника в роду так и нет. Ей не находится занятия ни за стенами дворца, ни во дворце, ни активного, ни статичного. Тогда она начинает придумывать, как устроить так, чтобы люди вокруг неё перестали жить так, как они обычно живут.

Это для работы с женскими историями, для мужчин аналогичная есть. Но у вас в комментариях женская аудитория, поэтому я рассказала женский вариант :)

Социализация (особенно, если родители не развивали гармонично все четыре способа функционировать в социуме, а жёстко заставляли действовать одним-единственным способом) многое определяет, и часто - не осознаётся. Это как в супермаркете брать с верхней полки нужный товар: женщина-воин никогда не попросит никого достать ей, женщине-призу в голову не придёт самой прыгать, чтобы достать, она попросит мужчину, который рядом :)

И сексуальное партнёрство (замужество) тоже по-разному складывается. Марья-Моревна, как мы знаем, сама Ивана-царевича в шатры свои зовёт и родителей ставит перед фактом, часто уезжает из дома в царство мужа, расстраивая отца, который надеялся перепоручить ей управление государством, вторую дочь-хозяйку давно знают в близком окружении и сватают, в замужестве она рядом с родителями, уезжает в соседнее царство, всем известны её таланты домоправительницы, третьей (пассивной) царевне замуж выйти сложнее всего. Да и родителям не остаётся ничего другого, как посулить полцарства кандидату. Дальше технология известна: царевна вышивает полотенце, на перекрёстке дорог на копье его вывешивают, кому вышивка понравилась, тот поворачивает ко дворцу, допрыгнешь на коне до высокого окна в башне, - твоя царевна. Впрочем, у неё есть своя доля в принятии решения о выборе мужа, ведь она, сидя в башне у окна, должна надеть на руку претендента перстень, так что если он ей не понравится, хоть и горяч и допрыгнул, но с кольцом может не сложиться :) Трагедии семейные там другие, пока царевна в башне в одиночестве заточена, ей грустно и родители ведать не ведают, про постель с добрым молодцем, который дрова приносит печи топить.
Муза, четвёртая дочка, убегает из дома-дворца. Это спасает её от родительской нелюбви, и одновременно лишает надежды на родительское благословение, но и эта история может иметь разный финал...
Tags: website, Профессия
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author