m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Беседа девятая



Беседа девятая, про первоклассников
Из моих комментариев в сообществе ru_psiholog

© O.В. Бермант-Полякова, 2010
Пост в сообществе "Психолог сказал, что ребёнок не готов к школе"

Консультант:
Мотивировать детей учиться проще, когда им уже скучно играть в те же самые прятки, догонялки, лего, то есть приелись старые занятия и хочется чего-то нового. Это теоретически. Практически любой выбор, который мы делаем, - и ребёнок не исключение, - полимотивирован, то есть мотивов обычно несколько. Сготовить ужин: покормить себя, заняться чем-нибудь простым, чтобы голова отдохнула, красиво накрыть на стол, порадовать сердце, удивить новым соусом, - и всё это в одном действии "готовка ужина". Со школой то же самое, мотивов несколько и действуют они одновременно.

Я процитирую вам методику, в которой от ребёнка требуется сделать три выбора, она может быть индикатором того, какая мотивация ведущая на данном этапе у мальчика.

Цитируем по книге: Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. В помощь практическим психологам. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. 112 с.

Изучение мотивационной готовности детей 6 лет к обучению в школе (методика Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера)
Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей 6 и 7 лет.
Описание методики: В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индвидуально.
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются на них.
Экспериментатор говорит: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребёнком выкладывается соответствующая карточка, где женская фигура склонилась над ребёнком с указующим жестом, перед ней фигурка ребёнка с портфелем в руках. Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". Выкладывается карточка с рисунком, где схематически изображён ребёнок, сидящий за партой. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карточка с рисунком, где схематические фигурки двух детей играют в мяч. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Выкладывается карточка с рисунком, где две схематические фигурки изображены спиной друг к другу, у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль. Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь". Выкладывается карточка с рисунком, где схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятёрки". Выкладывается карточка с рисунком, где схематическая фигурка ребёнка держит в руках раскрытую тетрадь.

Мотивы соответствуют 1) внешней 2) учебной 3) игровой 4) позиционной 5) социальной 6) отметочной мотивации.

После прочтения рассказа экспериментатор задаёт ребёнку следующие вопросы:
- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
- С кем из них ты хотел бы играть? Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Так дети должны осуществить три выбора. При этом ребёнок указывает на карточки, а экспериментатор уточняет, верно ли ребёнок помнит мотив: "А что этот мальчик сказал?" Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Учебный (восходящий к познавательным потребностям) и социальный (понимание общественной необходимости учения) мотивы свидетельствуют о готовности к школе, внешний (подчинение требованиям взрослых) и игровой (неадекватное перенесение прошлого опыта в новую деятельность) мотивы свидетельствуют о неготовности. Мотив получения высокой отметки и мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, говорят о зависимости ребёнка от мнения окружающих и являются свидетельством неустойчивой мотивации к обучению.

Пост в сообществе о любопытных и нелюбопытных учениках
Консультант:
У В.И. Гарбузова оценка интегральная, по качеству детской любознательности, современное понимание говорит: ОК, он может быть умён, но невнимателен или умён и внимателен, но плохо запоминает и ещё хуже извлекает из памяти, оттого и производит впечатление "нелюбопытного".

Метафора вашего поста, про игроков в разные игры, очень хорошо подходит к особенностям внимания младших школьников (которое, если не скорректировано обучением, становится характерным способом воспринимать, обрабатывать информацию и принимать решения). Условно говоря, внимание можно уделять одной из четырёх зон:
внутри Я, то что "в сердце",
ближняя зона, то что "под носом",
средняя зона, то что "под рукой",
и дальняя зона, то что "вокруг".

Невнимательность к своему собственному состоянию, неумение остановить, произвольно зафиксировать его, даст вам в итоге человека, который не отдаёт отчёта в своих переживаниях и чувствах, - и хорошая новость состоит в том, что во взрослой жизни человек может самостоятельно восполнить дефицит этого навыка, научиться сосредотачивать внимание на том, что "внутри".
Вавилонское смешение языков или, применительно к школьной ситуации, смешение в одной группе детей, которые внимательны во всех четырёх зонах (это как раз те любознательные ученики, о которых речь в комментарии по ссылке) и детей, которые невнимательны только в одной из четырёх зон, пытаться исправить разделением, мне кажется, не получится. Дети безжалостны в общении со сверстниками, и, высмеивая недостатки друг друга, точно определяют слабые места ближнего. Пушкина в Лицее дразнили "обезьяной" и "французом" за вертлявость, надо полагать, синдром гиперактивности ему в наши дни диагностировали бы легко :)

Нелюбопытные дети, если заострять до карикатуры, нелюбопытны по-разному. Согласитесь, нескомпенсированный дефицит в той или иной зоне даст вам взрослые типы людей, очень непохожих друг на друга:

"болван", "сухарь", "начётчик" человек, невнимательный к тому, что на сердце,
"считает ворон", "растяпа", "раззява" не видит того, что у него "под носом",
"строит прожекты", "витает в облаках", игнорируют возможности, которые "под рукой",
"мозги куриные", "раскудахтался" замкнут на узкобытовых интересах, безразличен к тому, что творится "в округе",

и, кстати, в эпоху, когда процветало сватовство и сговор родителей о женитьбе детей, спутника жизни выбирали так, чтобы слабые места одного компенсировать сильными - другого...
Идея в дроблении любознательности на составляющие. Представьте, что его очень интересует математика, он одарён как математик и потенциально гений, новатор и изобретатель, но память слабая и он материал не запоминает. Или он читает книгу и перескакивает через строчку. Или, читая условие задачи, понимает либо начало, либо конец, а объёма внимания не хватает на то, чтобы "схватить" целиком. Для внешнего наблюдателя такой ребёнок будет "обобщающе" нелюбопытным, однако это не так, математика ему интересна.

Вы в комментарии недавно цитировали, какие бывают интересы, широкие, узкие, глубокие и поверхностные, по-разному может интересовать мир природы, техники, людей и мир идей. И раз уж у нас пушкинский день, пример не-любопытства к тому, что творится в природной, технической, людской или идейной "округе" ребёнка или взрослого: "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей".

Я писала о структуре проблемы, о том, что мы либо имеем младшего школьника, который к 7-8 годам умеет дать отчёт, что он сердится или загрустил, сам чистит зубы и расчёсывается утром в школу, знает, какие продукты хранят в холодильнике, а какие в шкафу и способен разогреть себе поесть, а на улице ему интересно, что это за машина поехала и что написано там на вывеске, то есть ему доступен и интересен мир внутри, близко, рядом, далеко в конкретно-физическом плане, что составляет основу для дальнейшего развития мира представлений, в идейно-концептуальном плане, - либо видим на приёме ребёнка, который не умеет делать что-то одно из названного. Это заметно сразу. У меня уже пять лет в приёмной аквариум стоит, и есть дети, которые только занятию к пятому его замечают (!) они словно в тоннеле передвигаются, не обращают внимания на то, что творится слева-справа.

Гарбузов описывает не структуру, а динамику любопытства и любознательности. Структуру (внутри, близко, рядом, далеко) наполняет сначала только интерес Кто это или что это? потом добавляется Куда и откуда это? потом Почему это? и потом Зачем и для чего это?

У некоторых не добавляется...
Герои Островского, просто галерея портретов по затронутой вами теме. Один Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова" чего стоит.

В свете вышеизложенного, интересно перечитать вопросы, которые были поставлены в начале нашего разговора,
"почему они не такие (любопытные), как я?"
"кто виноват в том, что они не такие (любопытные), как я?"
Это "вопросы трёхлеток", "вопросы пятилеток" звучали бы
"для чего людям разные виды любопытства?" и
"зачем каждому человеку дано его особенное по структуре любопытство?"
Ой, простите за сленг. По уровню развития "шкала" от ноля лет до шести. Если клиент на первичном приёме задаёт "вопросы трёхлеток", значит уложимся в три года психотерапии, если задаёт "вопросы пятилеток", то уложимся в год. Никакими научными исследованиями не подтверждено, но если приходит на приём и спрашивает, "Как, по-вашему, что такое чувства?", то пахать придётся пять лет.
Я за то, чтобы у любого ребёнка была возможность быть понятым. Если не родителями, то воспитателями или учителями, если не братьями и сёстрами, то друзьями, если не одноклассниками, то единомышленниками по увлечению и хобби, но быть понятым. Родителей не выбирают, а вот занятие, друзей и любимых мы вольны выбирать.

Вам спасибо за пост в сообществе!

Tags: website, Консультации on-line
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments