m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

"Моя радость"

Давно хотела написать хвалебную оду сценаристу фильма "Москва слезам не верит" Валентину Черных за блестящее знание судьбоаналитической теории Сонди. Разбор отношений Катерины и Гоги с женской точки зрения в во вчерашнем посте, сегодня разбор с мужской точки зрения. Что она для него и что их отношения для него. Кадры из фильма, напомнить, о ком речь.



Мужскую печаль вот в этом клипе можно услышать  
 
Его партнёрша, предположу, отклинулась бы на его печаль h+s-
где h+  либо сублимировано в социально приемлемой деятельности (например,  услуживать или обслуживать (профессии сервиса)) либо непосредственно разряжается в переживании (быть полным чувств, жертвовать) и всё это с позиции подчинения s-
Принимая решение вести себя таким образом, она тем самым бессознательно  "приглашает" партнёра свободно выразить избыток s+, который его переполняет, и получить удовольствие от взаимодополнительности, - удовольствия в совпадении, одинаковости, свои, во взаимодополнительности, ключ к замку, свои.  Напомню, Сонди это про БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ влечения, только по поступкам и принятым решениям мы можем судить о состоявшейся психодинамике, слова чаще всего рационализации бессознательных желаний.
Одновременно и гладить, трогать h+ отдавать инициативу, подчиняться s- в переживании иллюстрирует клип  Vanessa  Carlton Hands On Me http://www.youtube.com/watch?v=EiE2R0xfbxM&feature=channel

Сравните, как тот же конфликт  решается в другой плоскости, когда отец не позволяет любить ровесника.  Что или кто запрещает Катерине любить своего избранника и идти за него замуж? Общее с израильским сюжетом это оглашение, Катерина рассказывает подругам, что влюблена, а как происходит дело в израильской истории, смотрите сами:
 
 "Иди расскажи всем, что ты выходишь замуж и что ты влюблена в меня", поёт Маор Даниэль: вдруг, как во сне, ты не понимаешь, как всё произошло, он плакал и поклялся на мезузе и сказал "Лехи тесапри ле кулям, ше-ат митхатенет ве ат меоэвет бе-мишеу", весь район рад за тебя, девочка выросла и превратилась в женщину, танцуй моя краса моя любовь и т.д. Малобюджетный клип, натурные съёмки реально на улице:

Заметьте, "Иди и расскажи всем" это повелительное наклонение,  s+, а девушке предлагается взаимодополнительная роль подчиниться пойти и сказать s-, она садиста-папу на садиста-возлюбленного, мазохистка, гармонично меняет :) на данном этапе своей жизни,

в фильме "Москва слезам не верит" и у Катерины, и у Гоги нет родителей, ни отца, ни мать нам не показывают. В сказочном сюжете смерть родителей это выражение сепарации, психологической отъединённости от них, и события в фильме представляют самостоятельных, несущих ответственность за свою жизнь и решения, людей. Объединяться в пару ради того, чтобы оказать сопротивление родителям и совместными усилиями "оторваться", отъединиться от них, ни Катерине, ни Гоге не нужно. Их история про другое.
 
Психодиагностика знает три варианта причин нарушений: болезненный процесс, травма или функциональная недостаточность, два уровня расстройств, не-психотический и психотический и три исхода: патогенное самовосстановление и его результат - фиксация, саногенное самовосстановление и его результат - компенсация дефицита функции, терапевтическое вмешательство и его результат - восстановление.
 
Если Катерина - руководитель, мать-одиночка, женщина-Воин, которая принимает решение «уйти с войны» и поменять ведущую социализацию на женщину-Хозяйку, заняться домостроительством вместе с мужчиной, которого встретила и которого полюбила, - нетипичный характер, то Гога гораздо глубже и оттого типичнее, то есть его черты есть в каждом. От установки, принимает человек в себе первоначало экзистенциального одиночества(воплощённое средствами киноискусства в образе Гоги) или отвергает, зависит отношение к персонажу, и дискуссия о том, «плох или хорош» герой, оттого не прекратится никогда. Катерина пример на «травму» и «патогенное самовосстановление и его результат – фиксацию», её образ жизни следствие пережитого в юности «сильно обожглась».

Гога, чей образ воплотил Алексей Баталов, герой другого плана, архетипический, то есть его черты можно найти в каждом человеке и в каждом мужчине. Ни болезненного процесса, ни травмы, ни функциональной недостаточности в нём нет, он интроверт, чья душа в тишине и одиночестве, общении с природой и книгами, черпает силы, и и живёт в гармонии со своей натурой – бобылём. Поверхностный план рассмотрения, где Гогу легко отождествить с архетипической Тенью (у него нет квартиры, машины, жены, детей, всего того, что предъявляет социуму Персона, и всего того, чем обладает Катерина), можно особо не расписывать, тут по словарю:

«Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. – М: МНПП «ЭСИ», 1994. – 182 с. Со стр. 149-150 Наиболее отчётливое и ясное определение тени было дано Юнгом в 1945 году: «Это как раз то, чем человек не хотел бы быть». В этом весьма простом высказывании суммируются многозначные повторяющиеся определения тени как негативной стороны личности, суммы всех неприятных качеств, которые хотелось бы спрятать... Вновь и вновь он подчёркивал, что все мы имеем тень, что всякая реальная субстанция отбрасывает тень, что эго соотносится с тенью как свет с мраком и что именно тень делает нас людьми... Другими словами, тень искоренить невозможно, поэтому аналитические психологи для обозначения процесса теневой конфронтации в анализе пользуются термином «прийти к соглашению с тенью». Подтверждением тому, что сама тень является архетипом, являются её содержания – властные, отмеченные аффектом, навязчивые, захватнические, самоуправные – способные поразить и подавить хорошо упорядоченное эго.»
В жизнь Катерины Гога входит именно так – властно, навязчиво, захватнически и самоуправно, и её благополучное функционирование и «хорошо упорядоченное эго» приходит в смятение, - в итоге Персона самодостаточной (независимой от мужчины) женщины агонизирует, и в муках является миру новая Персона, жены. Назвать Гогу «тенью» Катерины столько же оснований, сколько назвать Катерину «тенью» Гоги. Ведь его Персоне нон-конформиста, нон-карьериста, нон-мещанина неприятны люди, которые легко и быстро идут на компромиссы с общественным порядком, делают карьеру и приобретают вещи, создавая мещанский (сейчас говорят средний класс) уют. В итоге Персона самодостаточного (независимого от общества) мужчины агонизирует, и появляется на свет новая Персона, мужа.
 

Симпатичная версия, жаль, статичная, психодинамики в ней как таковой нет. В клипе молодая пара преодолевает сопротивление третьего человека, отца девушки, он прогоняет молодого человека, запрещает ей связываться с ним по интернету, по телефону, по почте, - в "Москва слезам не верит" вредитель, тот, кто чинит паре препятствия, внутри, а не вовне. И не внутри Катерины, она, с её адаптивностью, знала бы адрес, давно бы поехала сама с Гогой объясниться, - внутри Гоги. Что мешает ему создать пару?

Tags: Любопытное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments