m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Москва: инициация vs слёзы

Originally posted by dr_slabinsky at Москва: инициация vs слёзы
© Слабинский В.Ю. Москва: инициация vs слёзы, Санкт-Петербург, 2010
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений

Фильм «Москва слезам не верит», снятый в 1979 году Владимиром Меньшовым по сценарию Валентина Черных, заслуженно является народно любимым фильмом и это неслучайно. Сценарий фильма безупречен с психологической точки зрения. Давно хотел проанализировать сюжет фильма, да как-то руки не доходили.

Однако, вчера вечером Ольга Викторовна Бермант-Полякова, кандидат психологических наук и практикующий психотерапевт, написала блестящее эссе об этом фильме: "Счастливо пережитый "большой бабах отношений" между героиней Веры Алентовой и героем Алексея Баталова подарил российскому обществу ментефакт "В сорок лет жизнь только начинается"".

Ольга Викторовна проанализировала фильм «Москва слезам не верит» с позиций судьбоанализа Леопольда Сонди http://m-d-n.livejournal.com/189986.html (1 часть) и http://m-d-n.livejournal.com/190546.html (2 часть)

Я кратко высказался в комментариях к эссе и понял, надо сделать по этому фильму отдельный текст.

Дело в том, что зигзаг характеров главных героев происходит после их инициации.

По Геннепу традиционная инициация состоит из трех этапов: выделение индивида из коллектива – пограничный период / ритуальная смерть – реинкорпорация в коллектив.

Что мы знаем о герое Алексея Баталова изначально? Слесарь высшего разряда, работает в НИИ, живет в комнате общежития, холост. Его друзья - кандидаты и доктора наук, среди них встречается академик и спортсмен. Он хороший человек, но для друзей он «младшенький» и посему неустроенный и непутевый. О его бывшей женщине известно лишь то, что она счастливо устроила свою жизнь после разрыва с ним.

Героиня Веры Алентовой – Катя – директор фабрики, мать-одиночка, проживает с дочерью в отдельной квартире. До судьбоносной встречи в жизни у Кати было два мужчины: первый – Рудик / Родион – отец дочери и маменькин сынок, второй – Володя – любовник, панически боящийся своей тещи.

Ключевой эпизод фильма – запой главного героя.

Об этом событии из жизни киногеров написано много, и как водится, в основном одни глупости. Так, инфернальные любители чернухи, потирая руки, предсказывают Катерине мучения с запойным алкоголиком, не понимая главного – такое развитие событий невозможно. Невозможно, потому что героев ждет долгая и счастливая жизнь - инициация vs слёзы.

Алкогольный эпизод (запой) в фильме – это переживание ритуальной смерти в обряде перехода. Авторы фильма намекают на это знаменитым диалогом, в котором всплывает тема смерти:

- Как там погода, и что вообще в мире делается?
- Стабильности нет, террористы опять захватили самолет.

О ритуальной подоплеке алкогольного эпизода свидетельствует и жесткая последовательность событий. При знакомстве ОН предлагает ЕЙ выбрать ему имя: Гоша или Гога (1 этап ритуала - выделение из коллектива / поименование); во время "большого бабах отношений" ОН теряет свое ИМЯ и ОНА не знает, где его искать (2 этап - бесстатусность/безымянность); а после алкогольного эпизода возвращается Георгий Иванович и начинается новая счастливая жизнь в семье (3 этап - новый статус / новое имя). Таким образом, герой Баталова проходит мужскую инициацию и становится мужем.

Очень показательна сцена знакомства героев.

Катерина, утратив на время социально высокий статус, возвращается с дачи подруги на электричке. Она уже рассталась со своим любовником Володей, вследствие чего у нее появился «взгляд незамужней женщины». Гоша подпадает под обаяние Катерины и начинает «петь ей свою песенку».

Сцена знакомства напоминает встречу Колобка и Лисы http://dr-slabinsky.livejournal.com/38918.html

Развитию отношений способствует некая "старуха с самоваром", которая загоняет Гошу в лимит времени и, тем самым, заставляет его проявить активность и совершить решительный поступок – поймать такси. "Старуха с самоваром" – это просто настоящая сказочная Баба-Яга! Раз начав вести себя решительно по-мужски, Гоша уже не может остановиться и продолжает в том же духе. Как положено в сказке, друзья помогают Герою пройти испытания.

Путь Катерины оказался более длительным, потому что изначально все пошло вкривь и вкось. Поддавшись влиянию беспутной подружки, Катерина выдала себя за другую, представившись Рудику дочерью профессора (1 этап ритуала) и в итоге оказалась в ситуации не- дочери профессора, не- москвички, не- жены , а после знакомства с Гошей, не- директора (2 этап ритуала). Возвращение Георгия Ивановича привело к возрождению Катерины (3 этап ритуала) и завершению инициации.

Москва слезам не верит… потому что настоящий, по-взрослому, успех приходит только к настоящим Героям, а взрослость – это инициация vs слезы.

— Слушай, а почему ты не выходила замуж?
— Тебя ждала…


Tags: Любопытное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments