© Слабинский В.Ю. Москва: инициация vs слёзы, Санкт-Петербург, 2010
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений
Фильм «Москва слезам не верит», снятый в 1979 году Владимиром Меньшовым по сценарию Валентина Черных, заслуженно является народно любимым фильмом и это неслучайно. Сценарий фильма безупречен с психологической точки зрения. Давно хотел проанализировать сюжет фильма, да как-то руки не доходили.
Однако, вчера вечером Ольга Викторовна Бермант-Полякова, кандидат психологических наук и практикующий психотерапевт, написала блестящее эссе об этом фильме: "Счастливо пережитый "большой бабах отношений" между героиней Веры Алентовой и героем Алексея Баталова подарил российскому обществу ментефакт "В сорок лет жизнь только начинается"".
Ольга Викторовна проанализировала фильм «Москва слезам не верит» с позиций судьбоанализа Леопольда Сонди http://m-d-n.livejournal.com/189986.htm l (1 часть) и http://m-d-n.livejournal.com/190546.htm l (2 часть)
Я кратко высказался в комментариях к эссе и понял, надо сделать по этому фильму отдельный текст.
Дело в том, что зигзаг характеров главных героев происходит после их инициации.
По Геннепу традиционная инициация состоит из трех этапов: выделение индивида из коллектива – пограничный период / ритуальная смерть – реинкорпорация в коллектив.
Что мы знаем о герое Алексея Баталова изначально? Слесарь высшего разряда, работает в НИИ, живет в комнате общежития, холост. Его друзья - кандидаты и доктора наук, среди них встречается академик и спортсмен. Он хороший человек, но для друзей он «младшенький» и посему неустроенный и непутевый. О его бывшей женщине известно лишь то, что она счастливо устроила свою жизнь после разрыва с ним.
Героиня Веры Алентовой – Катя – директор фабрики, мать-одиночка, проживает с дочерью в отдельной квартире. До судьбоносной встречи в жизни у Кати было два мужчины: первый – Рудик / Родион – отец дочери и маменькин сынок, второй – Володя – любовник, панически боящийся своей тещи.
Ключевой эпизод фильма – запой главного героя.
Об этом событии из жизни киногеров написано много, и как водится, в основном одни глупости. Так, инфернальные любители чернухи, потирая руки, предсказывают Катерине мучения с запойным алкоголиком, не понимая главного – такое развитие событий невозможно. Невозможно, потому что героев ждет долгая и счастливая жизнь - инициация vs слёзы.
Алкогольный эпизод (запой) в фильме – это переживание ритуальной смерти в обряде перехода. Авторы фильма намекают на это знаменитым диалогом, в котором всплывает тема смерти:
- Как там погода, и что вообще в мире делается?
- Стабильности нет, террористы опять захватили самолет.
О ритуальной подоплеке алкогольного эпизода свидетельствует и жесткая последовательность событий. При знакомстве ОН предлагает ЕЙ выбрать ему имя: Гоша или Гога (1 этап ритуала - выделение из коллектива / поименование); во время "большого бабах отношений" ОН теряет свое ИМЯ и ОНА не знает, где его искать (2 этап - бесстатусность/безымянность); а после алкогольного эпизода возвращается Георгий Иванович и начинается новая счастливая жизнь в семье (3 этап - новый статус / новое имя). Таким образом, герой Баталова проходит мужскую инициацию и становится мужем.
Очень показательна сцена знакомства героев.
Катерина, утратив на время социально высокий статус, возвращается с дачи подруги на электричке. Она уже рассталась со своим любовником Володей, вследствие чего у нее появился «взгляд незамужней женщины». Гоша подпадает под обаяние Катерины и начинает «петь ей свою песенку».
Сцена знакомства напоминает встречу Колобка и Лисы http://dr-slabinsky.livejournal.com/389 18.html
Развитию отношений способствует некая "старуха с самоваром", которая загоняет Гошу в лимит времени и, тем самым, заставляет его проявить активность и совершить решительный поступок – поймать такси. "Старуха с самоваром" – это просто настоящая сказочная Баба-Яга! Раз начав вести себя решительно по-мужски, Гоша уже не может остановиться и продолжает в том же духе. Как положено в сказке, друзья помогают Герою пройти испытания.
Путь Катерины оказался более длительным, потому что изначально все пошло вкривь и вкось. Поддавшись влиянию беспутной подружки, Катерина выдала себя за другую, представившись Рудику дочерью профессора (1 этап ритуала) и в итоге оказалась в ситуации не- дочери профессора, не- москвички, не- жены , а после знакомства с Гошей, не- директора (2 этап ритуала). Возвращение Георгия Ивановича привело к возрождению Катерины (3 этап ритуала) и завершению инициации.
Москва слезам не верит… потому что настоящий, по-взрослому, успех приходит только к настоящим Героям, а взрослость – это инициация vs слезы.
— Слушай, а почему ты не выходила замуж?
— Тебя ждала…
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений
Фильм «Москва слезам не верит», снятый в 1979 году Владимиром Меньшовым по сценарию Валентина Черных, заслуженно является народно любимым фильмом и это неслучайно. Сценарий фильма безупречен с психологической точки зрения. Давно хотел проанализировать сюжет фильма, да как-то руки не доходили.
Однако, вчера вечером Ольга Викторовна Бермант-Полякова, кандидат психологических наук и практикующий психотерапевт, написала блестящее эссе об этом фильме: "Счастливо пережитый "большой бабах отношений" между героиней Веры Алентовой и героем Алексея Баталова подарил российскому обществу ментефакт "В сорок лет жизнь только начинается"".
Ольга Викторовна проанализировала фильм «Москва слезам не верит» с позиций судьбоанализа Леопольда Сонди http://m-d-n.livejournal.com/189986.htm
Я кратко высказался в комментариях к эссе и понял, надо сделать по этому фильму отдельный текст.
Дело в том, что зигзаг характеров главных героев происходит после их инициации.
По Геннепу традиционная инициация состоит из трех этапов: выделение индивида из коллектива – пограничный период / ритуальная смерть – реинкорпорация в коллектив.
Что мы знаем о герое Алексея Баталова изначально? Слесарь высшего разряда, работает в НИИ, живет в комнате общежития, холост. Его друзья - кандидаты и доктора наук, среди них встречается академик и спортсмен. Он хороший человек, но для друзей он «младшенький» и посему неустроенный и непутевый. О его бывшей женщине известно лишь то, что она счастливо устроила свою жизнь после разрыва с ним.
Героиня Веры Алентовой – Катя – директор фабрики, мать-одиночка, проживает с дочерью в отдельной квартире. До судьбоносной встречи в жизни у Кати было два мужчины: первый – Рудик / Родион – отец дочери и маменькин сынок, второй – Володя – любовник, панически боящийся своей тещи.
Ключевой эпизод фильма – запой главного героя.
Об этом событии из жизни киногеров написано много, и как водится, в основном одни глупости. Так, инфернальные любители чернухи, потирая руки, предсказывают Катерине мучения с запойным алкоголиком, не понимая главного – такое развитие событий невозможно. Невозможно, потому что героев ждет долгая и счастливая жизнь - инициация vs слёзы.
Алкогольный эпизод (запой) в фильме – это переживание ритуальной смерти в обряде перехода. Авторы фильма намекают на это знаменитым диалогом, в котором всплывает тема смерти:
- Как там погода, и что вообще в мире делается?
- Стабильности нет, террористы опять захватили самолет.
О ритуальной подоплеке алкогольного эпизода свидетельствует и жесткая последовательность событий. При знакомстве ОН предлагает ЕЙ выбрать ему имя: Гоша или Гога (1 этап ритуала - выделение из коллектива / поименование); во время "большого бабах отношений" ОН теряет свое ИМЯ и ОНА не знает, где его искать (2 этап - бесстатусность/безымянность); а после алкогольного эпизода возвращается Георгий Иванович и начинается новая счастливая жизнь в семье (3 этап - новый статус / новое имя). Таким образом, герой Баталова проходит мужскую инициацию и становится мужем.
Очень показательна сцена знакомства героев.
Катерина, утратив на время социально высокий статус, возвращается с дачи подруги на электричке. Она уже рассталась со своим любовником Володей, вследствие чего у нее появился «взгляд незамужней женщины». Гоша подпадает под обаяние Катерины и начинает «петь ей свою песенку».
Сцена знакомства напоминает встречу Колобка и Лисы http://dr-slabinsky.livejournal.com/389
Развитию отношений способствует некая "старуха с самоваром", которая загоняет Гошу в лимит времени и, тем самым, заставляет его проявить активность и совершить решительный поступок – поймать такси. "Старуха с самоваром" – это просто настоящая сказочная Баба-Яга! Раз начав вести себя решительно по-мужски, Гоша уже не может остановиться и продолжает в том же духе. Как положено в сказке, друзья помогают Герою пройти испытания.
Путь Катерины оказался более длительным, потому что изначально все пошло вкривь и вкось. Поддавшись влиянию беспутной подружки, Катерина выдала себя за другую, представившись Рудику дочерью профессора (1 этап ритуала) и в итоге оказалась в ситуации не- дочери профессора, не- москвички, не- жены , а после знакомства с Гошей, не- директора (2 этап ритуала). Возвращение Георгия Ивановича привело к возрождению Катерины (3 этап ритуала) и завершению инициации.
Москва слезам не верит… потому что настоящий, по-взрослому, успех приходит только к настоящим Героям, а взрослость – это инициация vs слезы.
— Слушай, а почему ты не выходила замуж?
— Тебя ждала…