m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Печенга


Посёлок Печенга отсчитывает свою историю с 1533 года, со времени основания самой северной православной обители, Трифонова монастыря. Взято со страницы http://www.krotov.info/spravki/persons/16person/1583trif.html

Преподобный Трифон родился в Новгородской области около 1485 года. С детства у него проявилось стремление к уединению и молитве. Забавы сверстников не привлекали его, их интересы были чужды ему.

Не было в суетных развлечениях Того, к Кому хотела прилепиться его душа. Он искал Бога, Его любви.

Отрок Митрофан (мирское имя преподобного Трифона) часто посещал церковные богослужения, услаждаясь молитвой и Богообщением. И вот как-то, во время безмолвной молитвы, он вдруг услышал чудесный голос: "Иди в землю необетованную и не путную, в землю жаждущую, в которой не обитал еще человек, ибо милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения Моего не утратится".

Убоявшись, юноша воскликнул: "Кто еси. Господи?" - и получил ответ: "Я Иисус, которого ты ищешь в сей пустыне". Тогда Митрофан взмолился: "Владыко, Господи, невежа я и малокнижен!" И снова услышал, как некогда пророк Иеремия: "Не дерзай ничего глаголать вопреки, ибо куда ни пошлю тебя, пойдешь, и что ни повелю тебе, исполнишь; не бойся, ибо Я с тобою".

Послушав повеление Божие, Митрофан, ведомый Господом, покинул родные места и направил стопы в полунощную землю - на Кольский полуостров, к реке Печенге, где жили язычники - лопари.

Лопари жили рассеянно по лесам и болотам. Поклонялись же они духам злобы, т. е. бесам и даже гадам и ночным нетопырям, занимались ворожбой и колдовством. Русские в начале XVI века бывали здесь гостями - приходили на рыбный или звериный промысел. И им, конечно, было не до просвещения диких лопарей светом Православия.

Первые отношения с лопарями Митрофан завязал под видом торговых дел. Потом заговорил с ними об их богах и о единой спасительной вере. Наконец, открыто проповедуя Христа, стал он с любовью упрекать их в произвольной слепоте и омрачении, постепенно научая Божественным догмам и преданиям.

Невежественный народ нелегко постигал духовную грамоту. Кебупы же, или кудесники, разъярились, как звери, с воплем терзая его и возбуждая соплеменников идти на чужестранца с оружием и дрекольями, как некогда иудеи на Христа. Но Господь, обещавший всегда пребывать со Своим избранником, избавлял его от напастей смертных и многократно чудным образом спасал, помогая укрываться в горах и расселинах или делая его незаметным толпе, объятой злобой.

При виде ангельского лица, смягчались жестокие сердца лопарей. Мало-помалу сеялось Божественное семя, и раздраженные приобретали мирное расположение, не видя за Митрофаном никакой вины.

Так, не будучи иереем, ни даже иноком, он огласил многих евангельским словом, не дерзая еще приступить к Святому Крещению.

Чтобы испросить благословенную грамоту на построение храма, Митрофан отправился к архиепископу Макарию в Новгород. Оттуда привел с собой плотников, которые ради Господа решились идти в далекую страну. Вместе с ними трудился неутомимый подвижник, таская на плечах бревна за три версты. Возведенный храм три года стоял без освящения, так как из Новгорода не присылали иерея. Тогда Митрофан нашел в Коле иеромонаха Илию, который освятил храм во имя Святой Живоначальной Троицы, крестил оглашенных, а самого проповедника постриг в монахи с именем Трифон. Произошло это 1 февраля 1533 года. Близко к тому времени Преподобному Господь послал помощника, двадцать лет разделявшего с ним подвиги в "прегорчайшей пустыне". Это был иеродиакон Феодорит, родом из Ростова. Пятнадцать лет подвизался он в Соловецком монастыре, где приходилось ему общаться с лопарями, и он научился их языку.

Окрестив лопарей, Трифон помышлял и об устроении обители, которая бы стала центром распространения Евангелия. Но не было братии в месте безлюдном. Лопари же, наученные живому благочестию, до того полюбили Святую Веру, что отдавали в пользу обители деньги, земли, угодья, озера.

Преподобный пустынник не ослабевал в посте и молитве и, как Адам, получил власть над зверями. Так, он властно изгнал вторгшегося однажды в келлию медведя. Позже, когда монастырь устроился, около него паслись пугливые олени, не тревожимые дикими зверями, внимавшими запрету Преподобного.

Жизнь святого подвижника привлекла к нему людей того же духовного устроения. Так образовалась обитель. Трифон, не приняв звания игумена, предоставил его брату Гурию, сам же остался отцом, насадителем и попечителем своей обители.

В 1556 году вместе с Феодоритом поехал он, милостыни ради, в царствующий град Москву. За день до их прихода в столицу произошло чудесное видение царю Иоанну IV Грозному: когда царь шествовал в сопровождении бояр в Успенский собор к литургии, предстали ему святолепные иноки. На вопрос самодержца, кто они и откуда, иноки назвались. А на следующий день Трифон и Феодорит подали свои челобитные, когда царь шел в храм с сыном Феодором. Узнав их. Государь взял прошения. Феодор Иоаннович, отойдя в особый придел, переоделся и послал свои верхние одежды блаженному Трифону, чтобы "перестроить" их на церковные, при этом сказал, что хочет предварить Государеву милостыню.

Царь, дивясь о "потаенных рабах Божиих", щедро пожаловал обители Трифоновой церковную утварь и колокола. С богатыми дарами принес Трифон в монастырь и грамоту на овладение окрестными землями и водами.

По чувству глубокого смирения Трифон упросил царя грамоту дать на имя игумена Гурия, всячески умаляя свои великие труды по устроению им монастыря.

Вот текст Жалованной грамоты Иоанна IV от 1 ноября 1556 года: (книга Н.Королькова "Сказание о преподобном Трифоне", с. 11-12). "По умолению детей своих, царевичей Иоанна и Феодора, пожаловали мы, царского нашего богомольца, от Студеного моря-океана, с Мурманского рубежа. Пресвятые и Живоначальные Троицы Печенгского монастыря игумена Гурия с братию, - или кто в том монастыре игумен, или братия будет, вместо руги и вместо молебных и панихидных денег, для их скудости, на пропитание, в вотчину: морскими губами Матоцкою, Илицкою и Урскою, и Печенгскою, и Позренскою, и Навденскою губами в море, всякими рыбными ловлями и морским выметом, коли из моря выкинет кита, или моржа, или иного какого зверя, и морским берегом, и его островами, и реками, и малыми ручейками, верховьями и топями, и горными местами, и пожнями, лесами и лесистыми озерами, и звериными ловлями, и лопарями, которые лопари наши данные в той Матоцкой и Печенгской губах, ныне суть и впредь будут, со всеми угодьями луговыми и нашими, царя и великого князя денежными оброками и со всеми доходами и волостными кормами, чтобы тем им питаться и монастырь строить; а нашим боярам Новгородским и Двинским и Устькольские волости приказным, и всяким Приморским людям, и корельским детям, и лопарям и никому иному... в ту вотчину не вступаться".

На собранные в Москве пожертвования преподобный Трифон построил в устье реки Паз для чад своих церковь во имя первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

С 1557 года северный край испытывал сильный продолжительный голод. Несколько лет мороз побивал посевы. В ту пору Трифон был питателем собранной им и отечески любимой обители. С несколькими монахами обходил он пределы Новгорода, испрашивая у боголюбивых людей подаяния и посылая все в монастырь. Так путешествовал он восемь лет, в пути исцелял недуги телесные и душевные во славу Христа. Минуло время, и игумен с братией встретили его с благодарностью.

По-прежнему наставлял Преподобный богоугодному житию своим примером. Раз, купив в Коле ручные каменные жернова, положил он их себе на плечи, чтобы нести в монастырь. Ученики умоляли отдать им ношу, но старец сказал: "Братия, тяжелое бремя лежит на потомках Адама с рождения и до самой смерти. Лучше я повешу камень себе на шею, чем соблазню вас праздностью", и 158 верст от Колы до обители нес жернова на себе, почти не вкушая пищи.

Такими подвигами Преподобный достиг великой духовной крепости. Подобно многим русским святым, радея о горнем восхождении, блаженный Трифон благодатно преуспевал и в земных трудах.

На северо-западе России его помнили и чтили не только как просветителя лопарей. Он содействовал в крае этом рыбному промыслу и начал строительство больших кораблей. В последние годы жизни Трифон уединялся и молился в храме Успения Божией Матери. Здесь он завещал похоронить себя.

Прощаясь с игуменом Гурием и братией, он, прозревая будущее, утешал ее напутственным словом и плакал: "На сию святую обитель будет искушение, и от острия меча примут мучение многие. Но не ослабевайте, братия моя, упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии своем, ибо силен, и паки обновит обитель свою".

Преподобный предал святую душу свою Господу, будучи 98 лет от роду, 15 декабря 1583 года. Его тело погребли у храма Успения Пресвятой Богородицы (ныне поселок Луостари), где он завещал.

Преподобный был богатырского сложения, крепок, но несколько сгорблен, с длинною седою бородой - таким он предстоит на уцелевшей древней иконе и в видениях.

Первое явление преподобного Трифона было самому благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы, в феврале 1590 года. Немцы на рассвете направили пушки свои на шатер, где спал царь. Некий старец в иноческой одежде предупредил его об опасности:

- Встань, государь, выйди из шатра, иначе будешь убит.
- Кто ты такой?
- Я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня опередила другие. Господь Бог мой послал меня к тебе.

Царь только вышел из шатра, как ядро ударило прямо в царскую постель.

Неоднократно подданные шведского короля пытались завоевать Русский Север, грабя и убивая мирных людей. В 1590 году за неделю до праздника Рождества Христова они сожгли храм Успения, где под спудом почивали мощи святого; здесь замучили инока Иону. В самый праздник, во время литургии, ворвались грабители в монастырь и зверски умертвили иноков и послушников, Гурия же с келарем терзали, допытываясь, где казна.

Злодеи, разграбив монастырь, предали все огню. Мученическую смерть приняли 51 инок и 65 послушников и работников. В свою землю разорители не вернулись, сгинув в пути. Иноки, бывшие в отсутствии, увидев гибель монастыря, с горьким плачем собрали рассеченные останки и с честью погребли их.

Узнав об этой трагедии, царь Феодор велел для безопасности перенести обитель в Кольский острог, к храму Благовещения Богородицы. Когда же город и монастырь сгорели в 1619 году, царь Михаил Феодорович велел построить новую обитель за рекой Колой, и она долгое время процветала (упразднена в конце XVIII в.).

Мощи преподобного Трифона остались под спудом на месте погребения, на Печенгском лопарском погосте, в церкви, возобновленной в честь Сретения Господня, приписанной к Кольскому собору, хотя и отстоящему от нее за полтораста верст.

Первые попытки восстановить Трифонов-Печенгский монастырь сделали в 1827 и 1860 годах соловецкие монахи, но неуспешно.

Священный Синод 12 марта 1886 года принял решение о восстановлении Трифоновской обители. Соловецкий монастырь был обязан обеспечить финансовую поддержку. Постепенно Трифонов-Печенгский монастырь окреп духовно и развился экономически. Произошло это под руководством настоятеля иеромонаха Ионафана.
 

В советское время в церкви был вещевой или продуктовый склад, если память меня не подводит. Интересно, а как там сейчас?

Спасибо Елене Коноваловой за фото:



Трифонов Печенгский монастырь - самая северная православная обитель на Руси:



Это южный берег Баренцева моря, фото Сани Познякова с названием "Краски тундры"

Это любимое детское занятие, собирать грибы



Полярной ночью (когда на небе нет солнца, и длится это полгода) на небе играет северное сияние






Спасибо сайту www.odnoklassniki.ru и незнакомым мне людям, которые выложили фотографии.

 Update
Совершенно фантастическая возможность не просто увидеть места, где жила в детстве, но и окна дома, в котором жила:

посёлок Печенга (1981)



посёлок Спутник (1982-1985)



Update Грустное откровение - 1 декабря 2007 года в Трифоновом монастыре случился пожар.
В память о Печенгском монастыре - видеоролик от Сергея Липчанского:


 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments