m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

ЦВЕТ И МУЗЫКА

Оригинал взят у cheglova_prof в ЦВЕТ И МУЗЫКА
 В прошлом году я приняла к печати и подготовила к публикации материалы Владимира Михайловича Элькина о цвете и музыке в психотерапии. Номер вышел в мае прошлого года, но только вчера мне удалось довезти, наконец, авторский экземпляр до адресата (Из Москвы в Петербург).  
И мы с семейством навестили Владимира Михайловича. И это был настоящий праздник музыки, цвета и живого душевного общения. Мы с большим удовольствием познакомились и пообщались с очаровательными внучками Элькина - Соней и Полиной. А  Владимир Михайлович провел для нас великолепный мастер-класс и концерт. 
Время, как кто-то умный сказал - это процесс перевода впечатлений в воспоминания. И эти впечатления/воспоминания иногда хочется записать. Что я и сделала. Под катом - мои впечатления и фрагмент из работы Владимира Михайловича, посвященной его методу.
Элькин дополнил известный тест Люшера (правополушарный выбор) еще и балльной составляющей (левополушарная оценка). То есть, к традиционному ранжированию карточек им добавлены вопросы - на сколько баллов (из 10 возможных) оценивается тот или иной цвет. И сочетания цветов. То есть - насколько они психологически принимаются (или отторгаются).  И каждому цветовыбору соответствует определенное состояние человека, которое выявляется таким образом и затем корректируется с помощью музыки и мудрых мыслей, подобранных автором за долгие годы практики в соответствии с цветовыборами. 
И еще один аспект диагностики - выбор самой приятной и самой неприятной картинки из обширной коллекции рисунков и фото по разделам - пейзажи, животные, люди.
Каждый из нас прошел такое тестирование. А потом наш гостеприимный хозяин играл мелодии, соответствующие нашим состояниям... Мой главный цвет был красный, у мужа - желтый, а у сына - зеленый. Такой вот светофор...   И я в очередной раз почувствовала, что прочитать, даже очень-очень внимательно - это одно. А прочувствовать - совершенно другое... 
И я буквально кожей впитывала аккорды тех мелодий, которые хотелось оценить в 10 баллов - как самые принимыемые цвета...
И еще есть метод - одновременно диагностический и целительный - нужно сесть за пианино и сыграть... Я сыграла Владимиру Михайловичу про своих кошек - Марсика и Мусю. И Элькин угадал их цвета.... Но дело не в цвете кошек. А в том, что, играя на заданную мастером тему, подчас весьма забавную (вроде соленого огурца или пареной репы), проходишь своего рода проективный тест. А потом, когда Владимир Михайлович играет джаз, а пациент ему подыгрывает - возникает целительный альянс. И можно начать играть уже немного по-другому - более свободно и творчески...
Время пролетело мгновенно, и нужно было 
Теперь у меня есть книга Владимира Михайловича - "Театр цвета и мелодии Ваших страстей". И диски с музыкой, подобранной "по цветам страстей человеческих".


Далее привожу фрагмент статьи Владимира Михайловича Элькина "Возможности цветовой психологии и арттерапии шедеврами искусства"

Цветовые психологические уровни – музыка и афоризмы
Цветовая психология в нашем подходе является главной опорой для психотерапии шедеврами искусства. В соответствии с правилом цветового психологического уровня каждому цвету соответствуют особенности поведения, эмоциональные программы, установки, тип восприятия мира, что предопределяет использование в психотерапии соответствующих произведений искусства – афоризмов, картин, мелодий ).
Так, выбор черного цвета первым в пробе Люшера говорил о проблемности, глубинно тревожном восприятии мира. Такой выбор является основанием для проведения музыкотерапии. Многие наши пациенты отбирали среди произведений искусства трагический лик окаменевшего страдания - "Пьету " Микеланджело, где прекрасное лицо Мадонны выражает, по словам Чехова," красоту человеческого горя". Люди черного цветовыбора интуитивно предпочитали минорные тональности до, фа и соль, в которых созданы трагические "Апассионата" и "Патетическая соната" Бетховена, Симфония соль минор Моцарта. Ключевой мелодией стала тема для гобоя Адажио Марчелло. Высокая, плавно струящаяся красота завораживала слушателей. Часто обнаруживался такой феномен: когда музыка соответствовала психологическому уровню слушателя, она могла им восприниматься как светлая и даже радостная, хотя люди другого уровня восприятия слышали ее как прекрасную и печальную.
Люди черного цветовыбора часто выбирали иронические афоризмы: "Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак", " Ни одно доброе дело не остается безнаказанным". 

Монашеский тон серого цвета говорит, по Люшеру, об эмоциональной отстраненности, отрешенности (человек хочет, чтобы его оставили в покое).
Лица, ставившие первым серый цвет, выбирали спящих животных. Это тем более интересно, что афоризмом, выражавшим внутреннее состояние людей такого цветовыбора, была фраза на статуе Микеланджело " Ночь": " Я сплю, не тревожьте меня". Картина, часто выбираемая этой группой людей, представляла женскую фигуру с закрытыми глазами, жестом рук она отгораживалась от мира.
Обратим внимание на то, что люди выбравшие черный и серый цвет, предпочитают при выборе картины страдающее или отрешенное лицо человека, трагический лик. Они не видят окружающего мира, перед ними стоит образ их внутренних проблем, тревожных чувств и образов. Люди серого цветовыбора предпочитали тональности ми бемоль, ля бемоль, си бемоль минор. Музыкальным шедевром, наиболее желанным для них, была тема интермеццо Шумана из "Венского карнавала" ее тональность ми бемоль минор. Сумрачно-печальная мелодия звучит как бы в пелене дождя, но при соответствии психологическому уровню слушателя она может быть воспринята им как радостная.
Выбор коричневого цвета  соответствовал настроению воспоминаний о прошлом. Часто выявлялось ощущение вегетативного дискомфорта (пациент болен или после болезни). Этому цвету соответствовал выбор тональностей ля, ре, ми минор. Здесь мы встречаем мелодии "Элегии" Массне, «Полонез» Огинского, "Песню Сольвейг" Грига, " К Элизе" Бетховена, образно реализующие ностальгически сентиментальное настроение. Музыка названных тональностей возникает при создании элегий. Не удивительно, что лица этой группы выбирали афоризмы со словами о памяти: "Вспомни радостные дни", "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной".
Ключевыми мелодиями для этого типа мировосприятия стали " Вокализ" Рахманинова и «Мелодия» Дворжака (обе в элегичной тональности ми минор), светлая печаль музыки идеально реализует эмоции данного психологического уровня.
Люди фиолетового цветовыбора склонны к мечтательности, и часто оказывались представителями творческих профессий или интересовались искусством раньше. Мы обратили внимание, что в описании Люшера постановка темных цветов на первое место говорила о значительной напряженности, однако появление рядом с ними "творческого" фиолетового цвета как бы растворяло тревожность. Этот феномен мы назвали "фиолетовое окно Люшера",- он доказывает гармонизирующее влияние искусства на состояние тревожности. После сеансов музыкотерапии фиолетовый цвет часто поднимался выше по тесту Люшера. Люди рассматриваемой группы часто предпочитали другим картину "Лунная ночь" Куинджи. Поэтически причудливое состояние проявлялось и в настроении мелодий тональностей си, до диез, фа диез минор – это мелодии ноктюрнов и Седьмого вальса Шопена, "Лунной сонаты", названной самим Бетховеном "Фантазия". Это слово и будет ключевым для данного поэтически причудливого психологического уровня.
Афоризм, чаще всего выбираемый людьми этого уровня – строки Блока " И вижу берег очарованный и очарованную даль".
Синему цветовыбору соответствует состояние созерцания, покоя. Счастливое миросозерцание реализовалось выбором картины Куинджи, где синева моря переходила в синеву неба с единственным облачком; виден край берега, цветок чертополоха, как человечек, взирает на синеву. Афоризмы, выбираемые данной группой наиболее часто, гласили: " Небо в чашечке цветка", " Красота пустыни – в глазах бедуина". Мелодии, комфортно и радостно воспринимаемые людьми такого цветовыбора - блаженно прекрасная тема из средней части Фантазии-экспромта Шопена и Адажио Пятого концерта Бетховена (Ромен Роллан говорил о голубом небе, как о высоком образе этой мелодии Бетховена). Тональности синего цветовыбора си, фа диез и до диез мажор.
Зеленый цветовыбор по Люшеру - символ волевой рациональной структурности личности. В искусстве этот психологический уровень отражен в музыке Баха, книгах Шопенгауэра, Руссо – это мир мудрости. Ему соответствуют тональности фа, до, соль мажор, что совпадает с выбором Бетховена, написавшего в фа мажоре свою " Пасторальную симфонию ". Связь понятия " пастораль " и зеленого цвета не нуждается в доказательстве, инстинктивный выбор цвета и тональности говорит о гениальном чутье великого композитора и о цветомузыкальной интуиции любого подсознания. Ключевой мелодией уровня стал Экспромт доброго и мудрого Шуберта. В его музыке струится ручей, течет река, утешающая человека. Частый выбор людьми этой группы картины Левитана " Березовая роща "полностью сливается с понятиями зеленый цвет и "пастораль " выявленными в цветовыборе и музыке. Афоризм, предпочитаемый людьми зеленого цветовыбора мысль Канта " Две наиболее удивительные вещи в мире - звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас".
Желтый цветовыбор по Люшеру отражает уровень сангвиника, ключевая эмоция смех, ритм живой жизни хорошо выражен в понятии "скерцо" . В искусстве это мир комедии, Пушкина и Моцарта, Гаргантюа и Уленшпигеля. Образ радостно смеющегося мировосприятия несут тональности ре, ля и ми мажор. В ре мажор написана " Ода к радости" Бетховена. Картины, наиболее часто выбираемые этой группой, несут образ солнца. Ключевой музыкальной мелодией стала Прелюдия ля мажор Шопена с ее солнечной радостью. Афоризмы выбираемые при таком цветовыборе, содержат ключевые слова "смех- солнце".
Красный цветовыбор с его неистовой энергией - мир огня, страстей. В искусстве это мир Вагнера и Листа, неистового Ван Гога. Тональная основа ми бемоль, ля бемоль, си бемоль мажор, в которой написаны знаменитые марши из " Аиды" Верди и " Фауста" Гуно", «Героическая симфония" Бетховена, полностью реализует этот уровень мировосприятия. Картину дополняет выбор героического афоризма: "Мужчина идет, пока не устанет, а потом должен пройти в два раза больше " или "Северный ветер рождает викингов". Ключевой мелодией стала тема Ноктюрна Шопена (ми бемоль мажор), излучающего вольность и широту, а также мелодия Второго скрипичного концерта Паганини, чья огненная энергия не нуждается в комментариях.


Tags: Любопытное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments