m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

1998

Диссертационная работа:

Бермант Ольга Викторовна. Письменная ментальность в России 1917 - 1996 гг. по материалам художественного книгоиздания : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ростов н/Д., 1998 303 c. РГБ ОД, 61:99-19/118-0


Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Понятие, строение и динамика письменной ментальности.. 13

1.1. Психосоциальные, психокультурные исследования и понятие

ментальности 13

1.2. Понятие и социокультурная динамика письменной ментальности. 27

1.3. Строение письменной ментальности 38

1.4. Динамика письменной ментальности: нарраднгма. 50

ГЛАВА 2. Источниковедческие и методические предпосылки

исследования письменной ментальности 61

2.1. Книга в контексте советской культурной политихи 61

2.2. Социально-историческая, социально-культурная динамика чтения

и письменная ментаяыость 73

2.3. Объект, процедура и методы эмпирического исследования 87

письменной ментальности

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование письменной ментальности 97

по материалам художественного книгоиздания

3.1. Строение письменной ментальности и её ядро 97

3.2. Динамика письменной ментальности по историко-политическам периодам 119

3.3. Виды «издательской судьбы» 150

3.4. Интерференция наррадигм в поле читательских интересов 164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы и рекомендации 177

БИБИЛИОГРАФИЯ 183

ПРИЛОЖЕНИЯ 199

Приложение 1. Источники сведений о книгоиздании

художественной литературы 200

Приложение 2. Лидеры книгоиздаяия 1917-1996 гг. 227

Приложение 3. Таблица корреляций 283

Приложение 4. Виды «издательской судьбы» 286

Приложение 5. Читателя художественной литературы 297

 


Введение диссертации:

Россия в течение нынешнего столетия пережила две трансформации культурных и ценностных систем. Первая из них связана с большевистской индустриализацией, которая ввела в культурную и социальную жизнь формы, невиданные или мало распространённые до той норы. Свидетелями і очевидцами второй трансформации являемся сегодня мы сами: на месте разрушенных партийно-идеологических основ советской культуры пытаются укорениться западные по происхождению ценности, нормы, поведенческие и организационные модели (А. Авторханов, 1976; Н.А. Бердяев, 1990; Г.Г. Дилигенский, 1994; Л.Г. Ионин, 1996; Г.Г. Почепцов, 1994 и др.). Эпоха закончилась, и наступает черёд резюме: социально-исторических, социально-психологических, психокультурологических

Культурной субстанцией, претендующей заменить прежние схемы, выбрана письменная ментальноегь. Она особым образом укоренена в российской истории, задавая её литературоцентричность, ндеократню, особое место интеллигенции и государственного просвещения, другие атрибуты письменной цивилизации. Психологии при этом отводится особая роль. Она получает возможность «войти в круг исторического знания уже не просто с эмпирическими иллюстрациями объективных законов развития, но в качестве самостоятельного способа объяснения и понимания прошлого» (В.А. Шкуратов, 1995, с. 4).

Объявленная в заглавии тема проецируется на 4 исследовательские

плоскости-задачи, которые задают новизну исследования: на плоскость

типологического обобщения советского времени, на плоскость

психологического теоретизирования в постсовременном ключе, на плоскость

источниковедения и на плоскость эмпирического исследования.

Постнеклассическая наука пришла на смену классической и неклассической. Главные различия между классической и постнекласенческой науками накапливаются а) в плоскости объекта; б) в плоскости метода. Бели применить эту схему к психологии, как предлагает В.А. Шкур ато в, то окажется, что объект классической психологии - это индивидуальная организация психических процессов. Неклассическая фаза представлена гуманистической психологией. Пост неклассическую психологию разрабатывают течения, которые именуются психологическим постмодернизмом: К. Джерджен, Р. Харре, Дж. Шоттер др. Они отрицают принципиальное различие между психологией и жизнью. В известной степени всё общество занимается психологией и, в целом, является исследователем. Этот коллективный психолог не столько познаёт, сколько конструирует.

Различие между классической и постнеклассической психологнями в том, что первая берёт лишь точку цикла - живого человеческого индивида, вторая - весь цикл. В одном случае психология есть наука о непосредственно данном испытуемом, во втором - наука о превращениях психики, превосходящих срок человеческой жизни, что и называется ментальностью.

В диссертации восстанавливается оригинальная трактовка этого понятия, данная её авторами - историками школы «Анналов». Ментальность -это взятая вне ракурса индивидуального сознания специфика отношения человека и культуры, которая является объектом истории и объективирована в памятниках культуры. Она может быть обнаружена в системе образов,

представлений, норм и ценностей, которая лежит в основе человеческих представлений о мире и о своём месте в нём, но не тождественна ей, как принято считать в классической социальной психологии.

Ментальность даёт как бы социальный и культурный интеграл множества индивидуальных величин, не сводясь к указанным величинам. Она .заменяет методы наблюдения над конкретным испытуемым изучением всей массы им созданного.

В.А. Шкуратовыи предложен следующий образ. Подобно тому, как в круговороте углерода в природе вещество жизни сохраняется через исчезновение и смену отдельных особей (высшие млекопитающие поедают низших животных и растения, но сами после смерти идут на корм низшим многоклеточным и одноклеточным), осуществляется и круговорот психического в культуре. Живой индивид продолжается рядом послежизнеявых культурных состояний-артефактов. Там, где человек и артефакты не могут переходить в друг друга, а вещи не светятся отблеском человека, - там психологии нет.

Выбор ментальности в качестве главного понятия позволяет соединить психологическую и культурно-историческую перспективы. В работе был исследован новый материал, не использованный пока ни историками, ии психологами, и показан его потенциал для исследования ментальности. Данные об изданиях и тиражах художественной литературы, взятые вие контекста нашей задачи, по-видимому, не имеют психологического содержания. Однако с учётом вышесказанного о ментальности они таковое обнаруживают.

Задача использования психологом неиндивидуализированного материала состоит в дедукции психологических выводов из культурных данных. Обращение к такому объекту исследования, как книгоиздание,

означает отказ от методики выборочного исследования

письменной ментальности на уровне индивидуального чтения. В исследовании

все параметры не могут быть заданы заранее из-за открытого характера

объекта - истории. В связи с этим пришлось отказаться от гипотетнко дедуктивного метода проверки выдвигаемых положений и от математических

методов сравнения двух выборок. Исследование тяготеет к «плотному

описанию» и гипотетико-ненаправленному методу, введённому в

культурантропологию К. Гнрцем (К. Гнрц, 1997). Этот метод

модифицировался в диссертации в историко-социологический и нсторнко статистическяй дескриптивный анализ.

Целью исследования было эмпирическое изучение письменной ментальности в России в 1917-1996 гг. на материале книгоиздания художественной литературы.

Предметом исследования является письменная ментальносте в России в период 1917-1996 гг. Формально-динамические характеристики строения і динамики письменной ментальности изучались как культурно-историческая и социально-историческая динамика книгоиздания и чтения художественной

ЦП1 Ті щи ІІІЦІІЇ ни литературы

Гипотезы исследования состояли в следующем:

1) Письменная меятальность, то есть взятая вне ракурса индивидуального сознания специфика отношения человека и культуры, связана с определённой книжной массой и проявляется в составе и динамике книгоиздания.

2) Базисный слой письменной ментальности определяет особенности ценностной системы общественного сознания и относительно независим от политико-идеологических конъюнктур.

3) Цикл письменной ментальностн в России 1917-1996 гг. является частью более общего дореволюционного цикла и дифференцируется по яаррадигаам.

4) Дифференциация письменной ментально «и может быть обнаружена в поле читательских интересов.

Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:

Источниковедческие задачи:

1) определение художественного книгоиздания как источника для изучения письменной ненташюсщ

2) характеристика массива статистических данных о художественном книгоизд аник как документа ментальной истории.

Теоретико-типологические задачи:

3) характеристика уетановочно-ценностного своеобразия общественного сознания исследуемого периода в связи с проблематикой письменной ментальностн.

Эмпирические задачи:

4) определение состава (тезауруса) письменной ментальностн в России в 1917-1996 гг. на материале художественного книгоиздания,

5) описание нарраднгмальных циклов в структуре письменной ментальносте исследуемого периода,

6) установление соотношения между письменной ментальностыо и заданными идеологией нормативными предписаниями.

Эмпирическим объектом изучения письменной ментальності были все авторские художественные публикации, изданные отдельной книгой. Рассматривались библиографические описания всех художественных книг для взрослых по данным Книжной летописи, Библиографического ежегодника РСФСР и Ежегодника кн и ги СССР Государственной книжной палаты

В теоретическом допущении всё, что когда-либо было написано,

может быть прочитано. В реальности для чтения доступно лишь то, что дано

читателю конкретно-исторической определённостью языка, страны и эпохи.

Поэтому в диссертации рассматривается книгоиздание на русском языке в

период 1917-1996 гг.

Поскольку в типографскую эпоху неопубликованный текст для читателя не существует, в диссертации различаются случайные, редакторские и авторские публикации, а опубликование текста отдельной книгой расценивается как единственный достоверный источник сведений о проявлении к нему читательского интереса

Методическими и теоретическими предпосылками исследования являются положения гуманитарно-психологической методологии, разрабатываемой такими направлениями социальной психологии, как социальный конструкционизм и контекстуализм, нарративно-дискурсивная психология, историческая психология (М. Billig, 1987, 1991; J. Bruoer, 1990; К. Gergen, 1991,1994; R. Нагге & G. Gtllet, 1994; H. Morris, 1993; J. Shatter, 1993). Методически работа связана с преемственностью развития социальной и культурной психологии и опирается на лучшие достижения советской культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, 1983; А.Н. Леонтьев, 1975). Попытка синтезировать отечественные и зарубежные исследования предпринята В.А. Шкуратовым, работы которого составляют теоретико-концептуальную рамку всего исследования (В.А. Шкуратов, 1995, 1997, 1998). В работе автор опирался на концепцию социокультурного порождения психики и модель наррадигмы - структурно-динамической единицы письменной ментальное™.

В модели наррадигмы В.А. Шкуратовым показано социальное использование продуктов письменной культуры, а именно текстов и книг,

которые являются результатом индивидуального творчества и

обстоятельств человеческой жизни. Их усвоение другими индивидами и

распространение в обществе направляются закономерностью

надындивидуального характера. Внутренняя логика этой закономерности,

установил В.А. Шкуратов, проявляет себя как последовательность

иаррадигмальных фаз (апокрифической, канонической, гуманистической,

гуманитарной фазы и человекознания). Она представляет собой путь от

творческого самовыражения индивида к официальному принятию его

творчества в свод ценностей национальной культуры, а на последних фазах - к

научной разр аботке этих ценностей.

В диссертации эти идеи конкретизировались применительно к определённому массиву документов. Последние фазы наррадигмального цикла в работе не рассматривались.

Для решения поставленных задач были использованы следующие количественные и качественные меггоды. Основным методом сбора материала был анализ источников. Главным методом анализа данных было ранжирование суммарных количественных показателей книгоиздания. Первичная обработка данных проводилась также методами контент-анализа сведений о книгоиздании и методом экспертных оценок. В работе использовались математический анализ распределения данных методами математической статистики и качественный метод - психологическая интерпретация.

Положения, выносимые на защиту:

1. Письменная ментальность проявляется в составе и динамике книгоиздания, что делает художественное книгоиздание одним из источников для изуч ения письменной ментальное™.

2. Существует базисный слой письменной ментальности, который опред еляет особенности ценностной системы общественного сознания.

3. Состав письменной ментальності в России 1917-1996 гг. определяется связью с дореволюционной литературной традицией. В её структуре выделяются три надавторские нарраднгмы: дореволюционная, советская и диссидентская.

4. Письменная ментальность дифференцируется в слоях общественной психологии, групповой и индивидуальной психологии, в том числе в читательских интересах. В читательском сознании существует интерференция различных ментальностей.

Научная новизна исследования состоит в использовании принципиально новых источников и моделей исследования общественно-психологического предмета. В работе общественное сознание и общественная психология исследуются культурно-историческими и соцно-культурнымн методами на основе генеральной совокупности художественного книгоиздания для взрослых на русском языке в России в 1917-1996 гг. Впервые даётся эмпирическая разработка теоретико-концептуальных положений о наррадигмальном цикле и описывается феномен интерференции различных менталыостей в сознании читателей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация вводит в оборот социальной психологии проблематику письменной ментальности и закладывает эмпирические основы исторической психологии России советского периода. Работа эмпирически разрабатывает модель нарраднгмы. На материале художественного книгоиздания для взрослых получены оригинальные данные об особенностях ценностной системы российского общественного со знания.

Актуальность работы продиктована необходимостью социально-психологического анализа и научно-типологического обобщения советского времени. Для России постсоветского периода характерны не только

социально-политический и экономический кризисы, но и

вызванный трансформациями ценностных систем кризис форм

самоидентификации. Обширный план социологических исследований

социальной идентификации личности осуществляется под руководством В.А.

Ядова (1993). В отечественной социальной психологии до сих пор мало

внимания уделялось эмпирическому изучению содержательно-динамических

характеристик национальной идентичности, в которую входит и письменная

ментальность.

Одной из задач социальной психологии на современном этапе является установление соотношения между ментальностью и идеологическими предписаниями, или, в более широкой трактовке, исследование преемственности ценностной системы общественного сознания в советскую и постсоветскую эпоху и её дескриптивный анализ.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на XXV сессии недели науки РГУ (1997), на II всероссийской конференції «Методы психологии» (Ростов-на-Дону, 1997) и на всероссийской конференции «От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации» (Москва, 1997). Работа обсуждалась иа методологических семинарах по исторической психологин под руководством ВА Шкуратова (1997,1998).

Структура н объём работы. Диссертация состоит из введения, тр х глав, заключения, библиографии и 5 приложений. Работа изложена иа 182 страницах основного текста, содержит 20 таблиц, иллюстрирована 4 рисунками и 4 диаграммами. Список литературы содержит 206 найменованій, из них 16 - на иностранных языках. Приложение включает в себя 11 гистограмм и 42 таблицы


Взято со страницы http://www.disserr.ru/contents/120942.html
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments