m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Диалоги с Александром Олеговичем. Апология Емели - часть II

Оригинал взят у alexjourba в Апология Емели - часть II
© О.В. Бермант-Полякова PhD, 2010
По щучьему велению, комментарии о Емеле (по книге: Чудо-книга для малышей. Смоленск: Русич, 2000. 436 с. - со стр. 227-246)
Слова народные, трактовка психоаналитическая


Одиночество Емели до встречи с щукой
Литературный пример, в романе Льва Толстого "Война и мир" князь Андрей Николаевич Болконский (ему 31 год, к слову) видит старый дуб, помните хрестоматийное описание?
Это одиночество и амплуа m- которое сменяется желанием быть вместе с другим человеком, влюблённостью, жаждой слияния, то есть переходит в амплуа m+

Емеля тоже одинок, он один на печи m- и встреча с царём и его дочкой меняет направление влечения, он начинает мечтать о царевне, хочет её, то есть оставляет самодостаточность амплуа m- и устремляется к m+, дальше по тексту сказки они вдвоём в одной бочке и вдвоём на пустынном острове, то есть симбиоз "в утробе" и симбиоз "на земле", а в финале сказки он строит мост от острова к суше...



Из восьми влечений "пустыми" может быть одно или несколько, Емеля пример на
m- самодостаточен, замкнут на самом себе
d0 ни к кому в душе не привязан, ни к отцу, ни к матери
p0 подавляет свои собственные устремления, амбиции, нет вдохновения
k- игнорирует требования реальности работать
hy- сидит в избе, не показывает себя
e0 вне-морален, не спасает и не помогает и не мстит
s- подчиняется братьям и невесткам
h+ греет свои бока на печи, в сказке речь о зиме


Уровень функционирования Емели
Емеля за обещание подарков помогает удовлетворять базовые потребности (вода и тепло, для этого он идёт на реку и для этого отправляется за дровами).
Потребности в общении и в самореализации у него на данном этапе нулевые, наблюдается лежание на печи в одиночестве (амплуа m- по Сонди в сочетании с d0, скорее всего).
Амплуа d+ свойственно гиперактивным людям, амплуа d- это глубокая привязанность к одному и тому же образу человека, о Емеле нет таких сведений), отсутствие амбиций (нулевое p влечение по Сонди), морально-этических предпочтений (нулевое е по Сонди).
Желание красоваться в красивой одежде (hy по Сонди) работает, работа с топором (s по Сонди) работает, прильнуть к тёплой печи (h по Сонди) работает. Подчинение правилам реальности нарушено, об этом был диагноз психиатра (амплуа k- по Сонди).


Емеля в деревне, после встречи со щукой
Давайте посмотрим, как изменилась психодинамика молодого человека после встречи со щукой и появлением во внутреннем мире Емели общения с её образом. Как только заработало влечение d (в минус), деревенские жители увидели, что на печи лежал каинит, комбинация s+ (нанесение телесных повреждений, превышение скорости) e- (поездки прочь из дома, движение, разрядка импульсов на уровне грубых, примитвных аффектов).
Таким образом, за фасадом успешной поведенческой терапии скрывается негласный договор: семья делает вид, что Емеля "дурак", за это Емеля лежит на печи не желая никого и ничего, парализуя тем самым каинитскую часть семейного бессознательного.

Изменился расклад влечений, он стал таким
m- сидит на печи, без изменений
d- лелеет образ щуки в сердце
p+ задумывает, режиссирует, удивляет народ санями без лошади, предвосхищает намерения мужиков намять ему бока и заранее готовит дубину
k- отрицает правила, установленные в обществе или в работе и жизни
hy+ показывает себя, привлекает к себе внимание, о нём говорят
e- мстит
s+ бьёт
h+ лежит на тёплой печи


К слову об изобретениях
Можно предположить что Емеля - изобретатель (от лени все изобретения) - если исключить волшебство то получится, что он изобретает водопровод, автомобиль и прочие полезные вещи - но не присваивает себе славу изобретателя а делегирует ее щуке-матери-Родине. То есть "хотенье" его, а вот "веленье" щучье.

Проще предположить что Емеля пережил психотический эпизод и галлюцинировал, лёжа на печи, если исключить волшебство :)
Если бы он настаивал на авторстве, "сам придумал", то это p+ а он утверждает "это не я, это щука", то есть p- предъявляет.
Овладевать новыми знаниями, умениями, профессией, присваивать себе культуру и в том числе материальные ценности культуры, обладать и распоряжаться ими это k+
Когда он в финале для себя и Марьи дворец строит, то k+ работает, а когда в первой части решения за него принимают обстоятельства, то есть он соглашается на то, что решили за него другие люди, это k0
Когда вступает в спор "А мне неохота!" это работа влечения в направлении k-

Строго говоря, все влечения у него работают, подвижны так или этак, и с печи он периодически спускается на реку ходить, и прячется в избе - в красивой одежде щеголяет, и прочие, кроме m- затворничества, самодостаточности, аутизации/шизоидизации.


О выборе партнера
Cказка дальше разворачивается не в деревне, не в перво-социуме родительской семьи, а в городе и на острове, то есть в большом мире.
Если пересесть в кресло семейного терапевта (психодинамически ориентированного), то первый вопрос будет: почему Емеля бессознательно выбрал именно эту девушку?
Что такого в родительской семье Марьи, что Емеля видит в ней "мы"?
Какие бессознательные влечения общие у одного и у другого рода?

Я бы предположил что у Емели вместе с "общим оживлением" заработали и амбиции - он выбирает девушку из более "высокой" социальной страты, пытаясь уйти из раздражающей его "деревенской среды" - ну и ставя самому себе "высокую планку" (которую непонятно - перепрыгнет или нет).

Семейный терапевт проще на это посмотрел бы, без волшебных артефактов. Единственная "работающая" мотивация это красивая одежда, сапоги и шапка, hy+ то есть Емеля это мужчина-приз по социализации, поэтому жену ищет не Хозяйку и не Воина, а Приз, а что может быть главным призом там где он живёт?
Царевна, в этом плане своим выбором Емеля обеспечивает себе "вау!" окружающих на всю жизнь

Его же не аутисты воспитывали, а отец и братья, которые подмечают, что нравится ребёнку и систему поощрений-жетонов строят на том, что близко сердцу ребёнка. Когда щука позволяет делать ему всё что хочешь, он же не едет в лес окольной дорогой, он по главной улице деревни едет, да на санях без лошади, сенсацию устраивает, мы бы сказали, оригинальничает.
А красивая одежда, красная шапка, сапоги, это общепризнанные, как у всех, формы разрядить hy

В современной жизни это было бы эксцентричные поступки или гламурная жизнь, и Емеле хотелось бы петь в андеграудной группе, а родня дарила бы ему абонемент в престижный ночной клуб :)) если будет вести себя так как хотят старшие
... и он соглашается на ночной клуб, потому что лучше хоть так, "фальшиво" разрядить переполняющее его hy, чем никак не разряжать...
... живёт с чувством, что проживает чужую жизнь, не свою, а в своей хотел бы быть эксцентричным и эпатирующим своим hy в ангеграундной группе ...

Семья говорит: "Он получает всё, что он хочет", а он не может внятно сформулировать, что "не то" в получаемом. Форма разрядки влечения (в этом секрет) как две ноги у человека, двумя опорными влечениями поддерживается.
Гламур это "быть как все" m+ а эксцентричность это быть самодостаточным и не зависеть от общественного мнения m-.


Емеля, отделённый от печи
Злой умысел и импульсивный поступок царя кардинально изменяют жизнь Емели, - он лишается печи под боком, то есть h+ становится h0.
Посмотрим, как это изменяет психодинамику пациента, напомню, до этого встреча со щукой изменила d0 на d- (теперь у него в душе есть образ Великой матери, которая всё может.
В крайних формах амплуа m- таких как наркомания или игровая зависимость, погружённый в мир грёз или азарт выигрыша игрок мысленно обращается к Судьбе, фортуне, то есть соперничает с воображаемой матерью встреча с Марьей изменила m- на m+ (теперь у него есть стремление создать пару, а не быть одному) встреча с царём изменила s+ на s- (теперь не он бьёт дубинкой и наказывает мужиков, а его наказывают и он терпит боль)

Деструктивная позиция Емели "а мне неохота!", его отказ работать как все другие мужики и соблюдать правила дорожного движения :) всё это проявления амплуа k-

От самодостаточности на печи m- он уже исцелился, теперь пришло время "взяться" за способность устанавливать правила и подчиняться существующим правилам, напомню, Сильное Эго это сочетание k+-p+- по Сонди


Емеля как архетип
Русская мужская социализация, я же говорила вам что всё в один архетипический сюжет укладывается.
Если бы Емеля "застрял" в амплуа не сдвигаясь, при m- k- вы получили бы тип юноши с суицидальными намерениями или юноши-наркомана или алкоголика, и через любовь и созависимость оба героя, Марья по-своему, а Емеля по-своему, обретают свою отдельную от родительской деревни (Емеля) и города (Марья) жизнь на острове, соединённом с сушей мостом. "Сепарировались от родительской семьи" это называется в российской психотерапевтической практике.
Если бы Емеля "застрял" в амбивалентности m+- это была бы несчастливая любовь к Марье, драмы, страсти, ревность, схождения-расставания, при k- c попытками самоубийства и запил с горя.
Если бы Емеля имел сильное Эго, позволяющее ему жить на энергии k+- он позвонил бы психотерапевту, назначил приём и спрашивал бы "Где же баг, как отладить?"

Идея "Емели" проистекает из того, что мать из его жизни изгнана (прямо или психологически).
Да, изгнана отцом-каином, при том что мать сама каинитка.
Это сказка про e- потому что добрая любящая мать и добронравный отец это e+ у каждого родителя



Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/120398.html
Tags: website, Профессия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments