m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Клака

Клакёр — профессия человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакёров. Группу профессиональных клакёров называют клакой. Используя эффект «социального доказательства», они стараются заставить публику в театрах вместе с ними аплодировать, кричать «Браво!» или проявлять недовольство.

Феномен клаки
Феномен клаки основан на эффекте социального доказательства, суть которого в том, что люди, находящиеся на концерте или в кинотеатре, тем более расположены к аплодисментам, смеху и т. д., чем больше людей вокруг поступают аналогично. Данный феномен используется в театрах с помощью специально нанятых людей — клакеров. .

Клака в литературе
Театральный очерк Власа Дорошевича «Шаляпин в „Мефистофеле“» описывает неудачную попытку сорвать выступления Ф. И. Шаляпина в «Ла Скала» в 1901 году с использованием клакёров:

На следующий день в одной из больших политических газет Милана появилось письмо Ф. И. Шаляпина. «Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки, — писал Шаляпин, — и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привёз публике своё художественное создание и хочу её, только её свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака — это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Клака, клакёры — французское техническое обозначение группы рукоплескателей (claqueurs), получающих от дирекции театра определенное вознаграждение за шумное выражение одобрения пьесе или актерам. К. первоначально состояла исключительно из лиц, получавших даровые билеты, с условием поддерживать своим одобрением эффектные места в поставленных на сцену пьесах. В 1820 г. некий Sauton, в Париже, дал К. определенную организацию, приспособив ее не только для рукоплесканий, но и для выражения неодобрения посредством шипенья, свистков и т. п.; его «Общество страхования драматических успехов» оказалось весьма выгодным предприятием. В Париже клакеров, располагающихся обыкновенно в партере под люстрой, называют Chevaliers du lustre. Различают Tapageurs — простых рукоплескателей, Connaisseurs — «знатоков», делающих во время игры одобрительные замечания, Rieurs — «смеющихся», Pleureurs — «плакальщиков», Bisseurs — крикунов bis и da capo, Chatouilleurs — влияющих на настроение публики во время антрактов и до поднятия занавеса, и Chauffeurs — действующих в кафе и на улице. В последние годы К. распространилась и в Германии (в Берлине), в Англии и в Соединенных Штатах.
Tags: Marriage по_русски, Любопытное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments