m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html Привязанность

Напомню материал про привязанность.

Любовь это эмоция, привязанность это поведенческий стереотип. Психологи предположили, что в ситуации стресса поведенческий стереотип будет отчётливее проясняться. Стресс-фактором выбрали новизну (новый человек в присутствии матери и ребёнка) и стресс-фактором выбрали утрату (исчезновение матери из поля зрения). В сондиане это d+ и d0 соответственно. Предполагалось, что "влечение дышит" и заработает d- (представление о том, какая мама, память о ней, и поведение будет подчиняться идее, которая сохранена в памяти).

Экспериментаторы проводили 20-минутный эксперимент, мать с ребёнком в игровой комнате, потом приходила новая незнакомая женщина, женщина приближалась к ребёнку и начинала с ним играть, мать уходила и спустя короткое время возвращалась. Потом она уходила второй раз и долго не возвращалась (обманутые ожидания ребёнка), или возвращалась незнакомка вместо матери (утрата матери) и после неё мать (воскресение матери из небытия, своеобразное).

Дети демонстрировали четыре варианта поведения:
безопасная привязаность (secure attachment),
небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment)
небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа (resistant-ambivalent attachment)
небезопасная привязанность дезорганизованного типа (disorganized attachment).

В принципе, по отношению к сообществу ру-психолог можно тип привязанности диагностировать, кто-то покидает группу и потом возвращается в неё с хорошими ожиданиями, кто-то амбивалентно-сопротивляющихся, кто-то избегает возвращаться :)

Доброе утро!
Давайте на простом примере поясню. Вот есть сообщество, ру_психолог. И есть четыре участника, с разными привычками выстраивать отношения.
Первый участник нарушает правила, ему делают замечание, напоминают, что правила сообщества обязательны для всех, - он, условно говоря, "теряет" всепрощающую "хорошую маму". Нужно какое-то время, чтобы попереживать из-за этого, однако несмотря на переживания участник продолжает приходить в сообщество и помогать другим, отношения с ру_психолог у него продолжаются. Это пример "безопасной" привязанности.

Второй участник нарушает правила, ему делают замечание, напоминают, что правила сообщества обязательны для всех, - он, условно говоря, "теряет" всепрощающую "хорошую маму" в этот момент. Он отфренживает сообщество, то есть начинает избегать общения здесь.

Третий участник нарушает правила, ему делают замечание, напоминают, что правила сообщества обязательны для всех, - он, условно говоря, "теряет" всепрощающую "хорошую маму" в этот момент. Он начинает бунт, протест, сопротивляется: "Правила эти дурацкие", "А в правилах дословно вот этого не написано", "Напишите в правилах как я хочу, тогда я буду это соблюдать" и, несмотря на переживания, остаётся участником сообщества, но не читает несколько недель (этап "дальше"), а потом какая-то тема вызывает отклик и комментирует как обычно (этап "ближе"). Это пример амбивалентной (две равносильные разнонаправленные тенденции это амбивалентность) сопротивляющейся привязанности.

Четвёртый участник нарушает правила, ему делают замечание, напоминают, что правила сообщества обязательны для всех, - он, условно говоря, "теряет" всепрощающую "хорошую маму" в этот момент. Он становится дезорганизованным, швыряет айфон в стену, например, с которого прочёл модераторскую реплику.

В экспериментах с младенцами мать и дитя были в игровой, потом мать уходила (ребёнок её "терял") и спустя время возвращалась (вот по реакции ребёнка четыре типа поведения и вывели. И подсчитали, что "безопасная" стратегия поведения свойственна 66%, это в чистом виде гегемония большинства, 20% избегающих, 10-12% амбивалентно-сопротивляющихся, и 2-4% дезорганизованных. Как видно, другие стратегии это "меньшинства", и они испытывают на себе все прелести "демонизации меньшинств", с ними борются. Есть даже сообщество, родительское, которое рассказывает, как перевоспитать, пере-привязать ребёнка по-другому, чтобы был такой же безопасный, как безопасная мама).
Число левшей, например, в истории человечества удивительно постоянно: 20—25%. Эта неизменность служит аргументом в споре о том, зачем снова и снова рождаются левши, - это площадка для экспериментирования, эволюционное творчество. При изучении живописи Древнего Египта выяснилось, что на картинах в 76—80 % случаев изображены правши, то есть левши присутствуют в популяции на протяжении тысячелетий. Асимметричное использование рук (право- или левостороннее мануальное предпочтение) является видовым признаком человека. У животных этот феномен видовым не является, поэтому "упрощать" конструкцию и "бороться с усложняющими популяцию элементами" это утопия
Сонди считал на основании своих наблюдений, что амбивалентных сопротивляющихся в каждом поколении 20%, и что рано или поздно они приходят в политическую борьбу, - не сумев изменить индивида, который близко и рядом, они направляют энергию на изменение социально-политического устройства.

Ваша девочка имеет свой тип привязанности, и сочувствует ей тот, кто "одной с ней крови", то есть так же строит отношения с "хорошими" во внутреннем мире людьми.
С уважением,
Ольга Викторовна

Две трети детей демонстрировали "безопасный тип", они активно исследовали игровую, занимались игрушками и об отсутствии матери не тревожились и не грустили (у них внутри был интроект мамы, память о ней d- который помогал им справляться с тревогой и печалью разлуки или утраты). Когда мама возвращалась, дети шли ей навстречу (m+) чтобы "эмоционально дозаправиться", ластились к ней, искали близкого контакта, радовались, в сондиане было бы названо работой маниакального влечения, и с удовольствием оставались с ней парой.

Пятая часть детей была "избегающего" типа, они грустили, когда мама выходила из комнаты. Когда мать возвращалась, реагировали "уходом в себя". То есть d- у них проявлялось в эмоциональном выплеске, а когда мама возвращалась, работало влечение m-.

Дети амбивалентно-сопротивляющегося типа, это 12% было, и в присутствии матери появляли тревогу, то есть были e+-hy+-, самостоятельными и одновременно боязливыми детьми. Когда мама возвращалась, они демонстрировали амбивалентность, быть ближе или дальше к ней, m+-.

Были и дети, которые показывали противоречивые реакции или проявляли страх матери, у них сильный стресс обнулял работу влечения m0, и начинало работать с удвоенной силой какое-то другое влечение.

Согласно психологической теории, тип привязанности зависит от научения, от предыдущего опыта взаимодействия матери и ребёнка. Существует и другая точка зрения, что тип привязанности зависит от бессознательных влечений ребёнка, от его предрасположенности, натуры.
Tags: Рабочий архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments