Жизнь без игры
Ни одна зависимость не открывает окончательно секрета, почему кто-то становится её жертвой, а кто-то нет. Все игры делятся на два класса: азартные, в которых всё зависит только от случая (кости, рулетка и др.) и те, в которых шансы игрока возрастают пропорционально его квалификации или знанию предмета и превращаются в азартные только при равных силах участников (преферанс, бега, футбольный тотализатор и др.)
Чтобы помочь зависимому от азартной игры, нужно очень хорошо представлять, что, собственно, формирует патологическую мотивацию, заставляющую играть снова и снова. У всех игроманов выявляется схожий миф, который состоит из трёх крепко сцепленных между собой компонентов: первый – байки на тему выигрышей других, второй – вера, что после выигрыша жизнь должна резко измениться, третий – иррациональное мышление, сюда относятся ритуалы, амулеты, приметы, которые якобы обещают безусловный выигрыш. В мифе зависимого игрока никогда не отразится мотив неудачи или примеры разорения.
Факторы риска:
1) самообман, неверные представления о шансах на выигрыш.
2) первая попытка играть принесла крупный выигрыш.
3) алкоголизм, наркомания.
4) одиночество, депрессивный фон настроения.
5) склонность к импульсивному поведению.
6) финансовые проблемы.
Что предлагает психотерапия при работе с игроманом?
Понятие о предрасположенности к зависимости,
механизм формирования зависимости,
критерии зависимости,
стадии развития зависимости,
альтернативу зависимости.
Последовательные шаги работы:
вывести компульсивное поведение и автоматические мысли на осознаваемый уровень,
научить полноценно распознавать и проживать свои чувства,
усилить мотивацию на воздержание,
выработать сильное отрицательное отношение к игре как к вредной привычке,
дать навыки «защитного» поведения,
разобраться с системой ценностей и смыслом жизни, её приоритетам и целями.
Однако главная трудность состоит в том, что истоки проблемы носят архаичный характер и ситуация не изменится, пока человек не расскажет свою историю одержимости.
«Мне кажется, что в меня вселился некто. Как будто кто-то другой, а не я, шёл к автоматам и играл. Неужели всю жизнь мне нужно избегать денег и жить там, где никто ни во что не играет?» Специалисты называют это удивительное состояние лишённости всех чувств, эмоциональной замороженности трансом. По описаниям игроков, решение зайти в казино принимается в состоянии «ничего». Аналитическое исследование вскрывает архетипическую основу переживаемого равнодушия: это бесстрашие человека, который вышел один на один сразиться с могущественной женщиной, которая одна решает, кому выигрывать, а кому проигрывать – Фортуной.
Патологические игроки, когда складывают миф о своём состоянии, обязательно обозначают две ключевые фигуры архетипического происхождения. Последние слова означают, что они есть у каждого человека, ибо содержатся в нашем коллективном бессознательном.
Первая – Судьба, Фортуна, фигура женская, монументальная, решающая. Безусловно, так представлен архетип Матери. Несчастный игрок всё ждёт и ждёт улыбки Фортуны, как маленький заброшенный малыш всеми способами пытается добиться маминой ласки.
Вторая фигура – Трикстер, подначивающий, побуждающий играть, увлекающий надеждой на Случай с большой буквы. Трикстер это теневая фигура, говоря современным языком, Провокатор. Архетип перемен в жизни и - в своём мифе игрока – обещание перемены к лучшему.
Психотерапия игровой зависимости, помимо вышеперечисленных шагов, это ещё и попытка постигнуть своё желание встретиться с Судьбой и подружиться со Случаем. И - в случае успеха психотерапии и разрешения центрального динамического конфликта - обретение способности смиренно принимать ход жизни, довольствуясь тем и теми, кто и что есть. "Делай, что должно, и будь что будет".
Напоминание. «Соблазн должен придти в этот мир, но горе тому, через кого он придёт». Психотерапевт должен держать в голове эту евангельскую заповедь и ясно понимать, что идентификация пациента со своей одержимостью может привести к тому, что зависимый человек уверует в возможность контроля над своим состоянием. При работе с зависимыми методами психодрамы пациента НИКОГДА не приглашают «обменяться ролями» с Наркотиком, Выигрышем или Судьбой, если он присутствует на сцене в терапевтическом действии, как в сценах сексуального или другого насилия жертву НИКОГДА не вынуждают «побывать в роли» причинившего ей страдание преступника. Так делать просто НЕЛЬЗЯ.
Использованная литература:
Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм – новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. №3. С. 52-58
Щеглов Ф.Г. Игровая зависимость: рецепты удачи для азартных игроков. СПб: Речь, 2007. 448 с.
Щербаков А., Власова Б., Шитов Е., Светлова О. Заметки о психодраматической работе с зависимыми от азартных игр // «Играть по-русски» Психодрама в России: истории, смыслы, символы. М: Класс, 2003. С. 253-263.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М: Прогресс-Универс, 1994. 336 с.