m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Надежда на перемену участи

Жизнь без игры

 

Ни одна зависимость не открывает окончательно секрета, почему кто-то становится её жертвой, а кто-то нет. Все игры делятся на два класса: азартные, в которых всё зависит только от случая (кости, рулетка и др.) и те, в которых шансы игрока возрастают пропорционально его квалификации или знанию предмета и превращаются в азартные только при равных силах участников (преферанс, бега, футбольный тотализатор и др.)

 

Чтобы помочь зависимому от азартной игры, нужно очень хорошо представлять, что, собственно, формирует патологическую мотивацию, заставляющую играть снова и снова. У всех игроманов выявляется схожий миф, который состоит из трёх крепко сцепленных между собой компонентов: первый – байки на тему выигрышей других, второй – вера, что после выигрыша жизнь должна резко измениться, третий – иррациональное мышление, сюда относятся ритуалы, амулеты, приметы, которые якобы обещают безусловный выигрыш. В мифе зависимого игрока никогда не отразится мотив неудачи или примеры разорения.

 

Факторы риска:

1) самообман, неверные представления о шансах на выигрыш.

2) первая попытка играть принесла крупный выигрыш.

3) алкоголизм, наркомания.

4) одиночество, депрессивный фон настроения.

5) склонность к импульсивному поведению.

6) финансовые проблемы.

 

Что предлагает психотерапия при работе с игроманом?

Понятие о предрасположенности к зависимости,

механизм формирования зависимости,

критерии зависимости,

стадии развития зависимости,

альтернативу зависимости.

Последовательные шаги работы:

вывести компульсивное поведение и автоматические мысли на осознаваемый уровень,

научить полноценно распознавать и проживать свои чувства, 

усилить мотивацию на воздержание,

выработать сильное отрицательное отношение к игре как к вредной привычке,

дать навыки «защитного» поведения,

разобраться с системой ценностей и смыслом жизни, её приоритетам и целями.

 

Однако главная трудность состоит в том, что истоки проблемы носят архаичный характер и ситуация не изменится, пока человек не расскажет свою историю одержимости. 

«Мне кажется, что в меня вселился некто. Как будто кто-то другой, а не я, шёл к автоматам и играл. Неужели всю жизнь мне нужно избегать денег и жить там, где никто ни во что не играет?» Специалисты называют это удивительное состояние лишённости всех чувств, эмоциональной замороженности трансом. По описаниям игроков, решение зайти в казино принимается в состоянии «ничего».  Аналитическое исследование вскрывает архетипическую основу переживаемого равнодушия: это бесстрашие человека, который вышел один на один сразиться с могущественной женщиной, которая одна решает, кому выигрывать, а кому проигрывать – Фортуной.

 

Патологические игроки, когда складывают миф о своём состоянии, обязательно обозначают две ключевые фигуры архетипического происхождения. Последние слова означают, что они есть у каждого человека, ибо содержатся в нашем коллективном бессознательном.

Первая – Судьба, Фортуна, фигура женская, монументальная, решающая. Безусловно, так представлен архетип Матери. Несчастный игрок всё ждёт и ждёт улыбки Фортуны, как маленький заброшенный малыш всеми способами пытается добиться маминой ласки.

Вторая фигура – Трикстер, подначивающий, побуждающий играть, увлекающий надеждой на Случай с большой буквы. Трикстер это теневая фигура, говоря современным языком, Провокатор. Архетип перемен в жизни и -  в своём мифе игрока – обещание перемены к лучшему.

 

Психотерапия игровой зависимости, помимо вышеперечисленных шагов, это ещё и попытка постигнуть своё желание встретиться с Судьбой и подружиться со Случаем. И - в случае успеха психотерапии и разрешения центрального динамического конфликта - обретение способности смиренно принимать ход жизни, довольствуясь тем и теми, кто и что есть. "Делай, что должно, и будь что будет".

 

Напоминание. «Соблазн должен придти в этот мир, но горе тому, через кого он придёт». Психотерапевт должен держать в голове эту евангельскую заповедь и ясно понимать, что идентификация пациента со своей одержимостью может привести к тому, что зависимый человек уверует в возможность контроля над своим состоянием. При работе с зависимыми  методами психодрамы пациента НИКОГДА не приглашают «обменяться ролями» с Наркотиком, Выигрышем или Судьбой, если он присутствует на сцене в терапевтическом действии, как в сценах сексуального или другого насилия жертву НИКОГДА не вынуждают «побывать в роли» причинившего ей страдание преступника. Так делать просто НЕЛЬЗЯ.

 

Использованная литература:

 

Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм – новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. №3. С. 52-58

 

Щеглов Ф.Г. Игровая зависимость: рецепты удачи для азартных игроков. СПб: Речь, 2007. 448 с.

 

Щербаков А., Власова Б., Шитов Е., Светлова О. Заметки о психодраматической работе с зависимыми от азартных игр // «Играть по-русски» Психодрама в России: истории, смыслы, символы. М: Класс, 2003. С. 253-263.

 

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М: Прогресс-Универс, 1994. 336 с.

Tags: Экспертиза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments