m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Как обычно психологи рассматривают рисунки


Взято со страницы http://subscribe.ru/archive/psychology.parenting/200708/07130228.html

Здравствуйте, уважаемые подписчики рассылки "Психология детей для родителей"!

Рада сообщить, что по уже известному вам адресу http://mp3.samsung.ru/podcasting/podcasts/PodRec/analiziruem_eto/ доступен третий выпуск моего подскаста "Анализируем Это. Психология для всех", который посвящен Интернет-блогам - современной и очень популярной форме выражения себя в сети.

А для начала - письмо-отклик на предыдущий выпуск рассылки.

Интересно было прочитать статью о смерти.У нас затруднения в том, как и когда начать просвещать по этому вопросу внучку 3,5лет. Слава богу, все живы,но разговор начать когда-то придется. Может, об этом писалось
в Вашем предыдущем выпуске? Как его прочитать? Марина.

Уважаемая Марина к сожалению, специальных материалов о том, как говорить с детьми о смерти, я не готовила. Можно ознакомиться с консультацией по этому поводу, размещенной на сайте. В целом, говорить о смерти следует начинать в возрасте около 3 лет. В Западной Европе, почти в каждой стране выпускаются специальные детские книги о смерти, помогающие родителям рассказать об этом сложном и пугающем явлении. В возрасте около 3 лет у детей появляется "страх не быть", страх исчезнуть с лица земли, и очень часто этот страх распространяется на близких. "А ты умрешь? А папа умрет?" - тревожно спрашивают дети, и, получив положительный ответ, плачут. Это непростой, но необходимый процесс. Ошибочно замалчивать эту тему, считая, что детям незачем об этом знать - таким образом страхи укореняются и могут потом препятствовать нормальной взрослой жизни.

Сегодня мы обсудим одно очень любопытное письмо и поговорим о том, какие пути для решения проблем детей существуют "в домашних условиях"

Тема же, которую я хочу обсудить с вами сегодня - необычное, странное поведение детей и способы его понимания. Всякое необычное поведение ребенка есть в той или иной мере реакция на текущее состояние семьи, на то, что происходит внутри семейной системы, и обычно свидетельствует о сильном внутреннем дискомфорте ребенка. Даже очень маленькие дети, грудные младенцы, могут демонстрировать те или иные психосоматические (то есть телесные, но вызванные психологическими причинами) расстройства в ответ на тот или иной душевный дискомфорт. Типичный пример - анорексия младенца (отказ от грули) в первые недели жизни как свидетельство нарушения контакта с матерью, или яктации (раскачивания, сидя на месте) - как проявление дефицита внимания со стороны близких.

Психоаналитики выделяют целый спектр детских психосоматических расстройств, анализируя которые, можно составить представление о душевном состоянии и проблемах малыша. С более страшими детьми немного проще: манипулируя игрушками, побуждая их к творчеству, можно многое узнать об их состоянии. Но об этом позже, сначала рассмотрим сегодняшний случай.

Добрый день! У меня два ребенка: старшая дочка, ей в сентябре будет 3 года, и младший сын, ему год и месяц. У меня два вопроса. После того как сын начал ползать, дочь тоже опустилась на коленки (хотя сама не ползала, а сразу пошла). Сын пошел и больше не ползает (уже больше месяца), а дочь все еще ползает! Что делать?
В доме до появления детей были животные, две кошки и собака (овчарка). Дочь всех тиранит, я понимаю, что она выражает свою любовь к ним, но им от этого не легче (если 14 кг легли на кошку, ей все равно от любви это или нет, ей тоже хочется дышать и жить — кошка миниатюрная, весит всего 3 кг.) Бедная собака: на ней прыгают, представляя, что она лошадь. И вторая напасть: старшая играет в собаку уже два года (она лает на приходящих в дом, ест как собака, спит на ее коврике, а вчера решила поесть с ней из одной миски - еле успела оттащить, но все-таки ей досталось лапой по лицу (вся расцарапана), и опять лезет, и все сначала!!! Что-то говорить ей бесполезно, ничего не слушает! Что делать? Ольга.

Ольга, мне кажется, что ситуация со старшей девочкой, которую вы описали, очень многоплановая и требует внимательного разбора.

 Во-первых, я бы рекомендовала проконсультировать старшую дочь у хорошего детского невропатолога – отсутствие ползания и переход к ходьбе – очень неблагополучный невропатологический симптом, может указывать на наличие гипертонуса мышц, возможно предположить наличие повышенного внутричерепного давления.

Во-вторых, для трехлетнего ребенка появление в семье младшей сестрички или братика – непростое испытание. При рождении младшего старший начинает казаться нам очень взрослым - по сравнению с новорожденным младенцем, однако старший ребенок остается все тем же маленьким ребенком, нуждающимся в любви, заботе, участии.

Потребность в тотальном внимании со стороны родителей не исчезает, желание заботиться о малышах, хотя бы и в игровой форме, еще не появилась. В такой ситуации ревность – почти непременный атрибут, но вдобавок к ней появляется ощущение своей заброшенности, одиночества, недостатка внимания и тепла. Несмотря на то, что большинство детей хорошо справляются с травмой появления второго ребенка, это нередко меняет (или «заостряет») определенные характеристики личности (а в этом возрасте ребенок уже вполне личность).

В период адаптации старшие дети часто пытаются копировать поведение младших, чтобы получить такое же внимание и заботу. Они вдруг разучаются ходить, пить из чашки, отказываются ходить на горшок… Девочка на своем символическом языке обращается к маме и папе, пытаясь сказать – посмотрите, я тоже нуждаюсь в вашей любви и внимании, я тоже еще очень маленькая! Единственный выход – создать возможность общения мамы и дочери, выделить специальное время, когда мама будет принадлежать только девочке. На несколько часов перепоручить старшего бабушке, папе или няне.  Отправляйтесь на прогулку вдвоем, сходите на мультфильм в кино, поиграйте в то, что девочка больше всего любит, а главное, как бы она себя ни вела, почаще говорите ей, что вы ее любите, обнимайте и целуйте ее. Обязательно носите ее на руках - ей необходимо это сейчас.

Еще один фактор, который родителям ни в коем случае не стоит упускать из виду – кризис трех лет, связанный с появлением большей автономии и самостоятельности ребенка. Кризис трех лет практически всегда сопровождается негативизмом, капризностью, протестами – это связано с тем, что ребенок ощущает свою возрастающую самостоятельность и хочет ее реализовывать, однако средств для этого пока мало, в реальности малыш пока еще многого не может сам...

«Игра в собаку» - еще один повод для некоторого беспокойства. Это может быть просто игрой, но может быть и проявлением сильного отторжения ситуации – играть в собаку девочка начала вскоре после того, как родился младший сын. Это может быть формой протеста, проявлением полного отторжения текущей ситуации. В любом случае, это очень важный и значимый симптом.

Я бы рекомендовала проконсультироваться у детского психолога, специализирующегося по арт-терапии и игровой терапии. Хочу обратить ваше внимание: это не девочка больна, не ей требуется помощь. Помощь требуется вам как маме, чтобы разобраться, в чем причины происходящего с ребенком, как помочь девочке не чувствовать себя заброшенной и несчастной, как позволить ей раскрыться и как-то скомпенсировать имеющиеся проблемы.
 

Как можно попробовать диагностировать состояния ребенка в домашних условиях? Способов масса, но первый и самый важный принцип - ничего не спрашивать напрямую. "Почему ты дерешься с братом?", "Зачем ты играешь в собаку?" - такие вопросы не только бесполезны, но и вредны, ибо могут спровоцировать уход ребенка от контакта. Значительно лучше взять несколько любимых игрушек малыша и разыграть сценку, в которой кукла играет в собаку или дерется с младшим братиком, а другой игровой персонаж задает ей вопросы или недоумевает по поводу ее поведения. Иногда достаточно просто понаблюдать за игрой ребенка, чтобы многое стало понятно.

И, конечно, королевским путем понимания души ребенка всегда был и остается свободный детский рисунок.

Я уже знакомила вас, дорогие подписчики, со своей статьей "Палка, палка, огуречик..." (те, кто не смог прочесть ее в рассылке, могут ознакомиться с ней по ссылке на сайте). По результатам ее публикации в журнале "АиФ Про Здоровье" я получила много писем с просьбами проинтерпретировать детские рисунки. Некоторые примеры я выкладываю в сегодняшнем выпуске.

Интерпретация детских рисунков – занятия увлекательное и творческое. Оно требует не только навыков работы с детским творчеством, но и определенного чутья, интуиции. В то же время, если у родителя контакт с ребенком налажен достаточно хорошо, работа с детскими рисунками вполне по силам заинтересованным мамам и папам.

На первом риснуке Максима (5 лет) обращает на себя внимание яркое многоцветье использованным красок. Так и должно быть – здоровый психически и физически ребенок 5 лет, стремясь передать многообразие мира вокруг себя,.использует в рисунках не менее 4-5 разных цветов и оттенков. Контуры фигур уверенные, четкие, что косвенно свидетельствует о хорошем расположении духа и уверенности в себе.

Однако, если провести мысленную диагональ из левого нижнего в правый верхний угол рисунка, то в так называемой области «будущего» мы увидим ряд линий черного цвета, перечеркнутых поперек. Можно предположить, что у маленького художника есть некие тревоги или опасения, лежащие в области ближайшего будущего. В левом верхнем углу рисунка светит солнце – это область рационального. Это означает, что тревоги и сомнения могут быть скрытыми, неосознанными, что даже с точки зрения самого малыша у него «все хорошо». Не стоит забывать о том, что у детей 4-5 лет существует довольно большое количество страхов, которые являются одним из этапов познания мира и личностного развития. Это возраст, когда психическая идентичность только начинает проявляться, именно поэтому дети этого возраста боятся быть «не собой», боятся потерять вдруг свою личность – а вместе с ней и любовь родных, привычный дом, все то, что их окружает и создает ощущение стабильности. Стоило бы выяснить, есть ли реальное событие в будущем ребенка, которое может его пугать – переезд на новое место жительства, переход в другой детский сад или что-то поднобное.

Эту гипотезу подтверждает второй рисунок этого мальчика, изображающий поляну с красными грибами.

Дети этого возраста обычно стараются аккуратно закрашивать контуры рисунка, однако на этом рисунке штриховка выполнена размашисто, с нажимом, с выходом за пределы контуров. Это косвенно может указывать на наличие скрытой внутренней тревоги, что подтверждают неуверенные, прерывистые штрихи, символизирующие траву. Можно предположить, что эти риснуки сделанны мальчиком любознательным, живым, но довольно сензитивным, чувствительным к переменам, и что в настоящий момент есть некий источник тревоги, который его смутно беспокоит.

Третий рисунок оказывается наиболее информативным из всех.

 

На нем изображена семейная сцена. В первую очередь – фигуры матери и отца (они подписаны) лишены каких-бы то ни было признаков лица. Головы изображены символически. У обеих фигур огромные поднятые вверх руки, которые психологи-диагносты считают выражением агрессии (это может быть как собственная агрессия ребенка, так и способ описать, что поведение родителей воспринимается как агрессивное).  В возрасте 5 лет ребенок вполне способен прорисовать черты лица хотя бы схематически, однако автор рисунка избегает этого, что указывает на возможное наличие проблем в общении с родителями, нежелании «видеть их в лицо». Единственная фигура на рисунке, которая обладает каким-то признаками лица – некое животное слева, возможно домашняя кошка или собака. У нее есть глаза, она улыбается. Самого ребенка на рисунке нет, что может свидетельствовать о бессознательном нежелании «быть в этой ситуации». Животное- самая крупная фигура на рисунке, однако оно совершенно не выглядит агрессивным, оно защищено от угрожающих фигур родителей столом.

 Стоит заметить, что некоторые дети достаточно сензитивны, чтобы воспринимать как угрозу не только физическую или вербальную агрессию, но даже несколько напряженный разговор родителей друг с другом. Если ваш ребенок из их числа, старайтесь создать дома как можно более спокойную и эмоционально стабильную атмосферу.

 Рассмотрим теперь два рисунка 3-летнего Вани. Ваня довольно уверенно владеет карандашом – самым сложным изобразительным средством из всех существующих.

 

Он заполняет лист волнистыми и изломанными штрихами, что также вполне характерно для этого возраста. Рисунки Вани очень экспрессивны, заметно, что он очень многое пытается выразить. Цветовая гамма рисунка богатая, разнообразная, хотя более всего маленькому художнику близки синие и зеленые оттенки, архетипически связанные с темой отца. Возможно, Ване не хватает внимания отца, или он хотел бы проводить с ним больше времени. В любом случае, начиная приблизительно с 3 лет, тем отца становится чрезвычайно важной для мальчика, поскольку он начинает осознавать свою мужскую идентичность и пытаться стать «как папа».

 

Рисунки Вани немного хаотичные, разбросанные, однако это вполне нормативно для мальчика этого возраста. Судя по всему, Ваня – активный, живой, любознательный ребенок, который, как и многие дети этого возраста, постигает мир «руками». Он пытается охватить сразу много видов деятельности, легко переключается с одного на другое. Такие дети кажутся неусидчивыми, однако в трехлетнем возрасте ребенок не в состоянии сосредотачивать свое внимание более 10-12 минут (исключения составляют те виды деятельности, которые ему действительно очень интересны).

Возможно, стоило бы проконсультировать Ваню у детского нейропсихолога на предмет наличия признаков левшества, однако это стоит делать только после 4 лет. Чрезмерно возбудимым и активным детям нужно много быть на свежем воздухе, заниматься подвижными видами спорта, обязательно каждый день играть в мяч (пинать его ногами), лазать по лесенкам, бегать, прыгать. Телевизор и компьютерные игры должны быть ограничены 10-15 минутами в день.

И последний рисунок.

В письме к нему мама беспокоится, что ребенок на протяжении месяца рисует один и тот же сюжет. Для многих детей в возрасте 4-5 лет характерно использование одного и того же сюжета на протяжении долгого времени. Тем самым ребенок как бы отыгрывает определенную ситуацию, отрабатывает ее в своем сознании. Ровно так же дети часто смотрят один и тот же мультик, просят читать им одну и ту же книгу до тех пор, пока содержание не будет буквально выучено наизусть. Анализирую цветовую гамму рисунка, расположение фигур, можно предположить, что в семье мальчика мама занимает наиболее важное, главенствующее место – ее символизирует высокий розовый дом с трубой, из который валит дым, достающий до самого неба. Папу символизирует дом поменьше и синий автомобиль.

Напомню вам, что интерпретация рисунка, сделанного по образцу, так же как и попытка анализа в отрыке от рассказа ребенка об этом рисунке чревата нашими собственными спекуляциями на эту тему. Обязательно позвольте ребенку рассказать, что есть что в его изображении - это даст много важной информации, помогающей в анализе.

А на сегодня все. Напоминаю вам, уважаемые подписчики, что свои вопросы вы всегда можете задать мне по емейл ilina@psy-help.com, а получить мою консультацию можно на сайте http://ilina.psy-help.com. Режим платных консультаций онлайн с помощью чатовой программы Siteheart и программы Skype доступен ежедневно, кроме воскресенья.

С уважением,

Светлана Ильина, кандидат психологических наук, психотерапевт. 

Tags: ДРС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments