m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Из моих комментариев в ру_психолог

К словам Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить.

В журнале "Вопросы психологии", это академическое издание, http://www.voppsy.ru/issues/1995/953/953139.htm читаем:
"Перечень аналогичных исследований можно было бы продолжить. Все они на большом статистическом материале и с помощью основательных математических методов показывают, что сложившаяся в раннем возрасте привязанность к матери определяет самые разнообразные характеристики личности ребенка, развитие его умственных и коммуникативных способностей. Вместе с тем само качество привязанности не имеет своего возрастного развития: возникнув к концу первого года жизни, это качество начинает предопределять всю последующую психическую жизнь ребенка."

Обсуждали в сообществе тему типов привязанности и то, что она генетически задаётся, ссылки на научные статьи в комментариях к посту
http://ru-psiholog.livejournal.com/3026317.html

В статье в Википедии на эту тему приводятся любопытные данные, не в той, которая http://en.wikipedia.org/wiki/Attachment_theory, а в той, которая про http://en.wikipedia.org/wiki/Mary_Ainsworth :

"However, controversy has been raised over a few cultural differences in these rates of 'global' attachment classification distributions. In particular, two studies diverged from the global distributions of attachment classifications noted above. One study was conducted in North Germany [14] in which more avoidant (A) infants were found than global norms would suggest, and the other in Sapporo, Japan [15] where more resistant (C) infants were found. Of these two studies, the Japanese findings have sparked the most controversy as to the meaning of individual differences in attachment behavior as originally identified by Ainsworth et al. (1978)."

В Северной Германии больше младенцев "избегающего" типа, по сравленнию с предлагаемыми "глобальными нормами", а в Японии больше младенцев амбивалентно-сопротивляющегося типа, по сравнению с "глобальными нормами".

В нашумевшем интервью http://psy.su/interview/2430/ прямо сказано, что в России основной тип привязанности - амбивалентно-сопротивляющаяся, а безопасной всего 6%. Интервью называется "Эмоциональное неблагополучие ребёнка: причины, проявления и последствия" и замалчивает кросс-культурные исследования по привязанности, делая вывод об отставании России от цивилизованных стран:

"В России количество благополучных детей, имеющих наиболее благоприятный для эмоционального развития паттерн безопасной привязанности к матери, к сожалению, во много раз меньше, чем в США и Западной Европе. ...По петербургской выборке, отношения безопасной привязанности к мамам наблюдаются лишь у 6 процентов детей в возрасте от 11 до 16 месяцев. Речь идет о воспитании ребёнка в семье, а если говорить о детях, которые воспитываются в Домах ребёнка, то ситуация ещё сложнее."

К словам Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от 2ух и более лет). Но возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений с партнером.

Продемонстрировано непонимание, чем постоянство объекта (object constancy) отличается от привязанности (attachment).

Теория Маргарет Малер о постоянстве объекта (в процитированной выше статье из "Вопросов психологии" за 1995 год она так же изложена) рассказывает об объектных отношениях, то есть представлениях человека о себе и о других в период от рождения до трёх лет. Это то, что происходит в мире "внутри головы", "думки". В психотерапии качество "думок" действительно изменяется. Монография Малер опубликована в 1950-х годах, полвека назад.

Теория привязанности рассматривает не мир "внутри головы", а мир "под рукой", она рассказывает о том, какое "между" людьми. Чтобы наглядно объяснить, представьте корабль, который бросил якорь и покачивается на волнах или кренится под ветром. Якорь на дне, лодка рыщет вокруг якоря, это безопасная привязанность. Теперь представьте корабль, нагруженный якорями. Вот он бросил якорь, постоял на стоянке, обрубил канаты и отправился куда подул ветер. Там бросил очередной якорь, - а потом по своему хотению снова рубит канаты. Это амбивалентно-сопротивляющаяся привязанность. Корабль, который ходит по морю и хранит якоря и канаты в трюме, никуда не выбрасывая, ни в каком месте - это избегающая привязанность. Якорь есть, идея, думка о значимом другом, во внутреннем мире такого человека есть. Он не протягивает каната между собой и сушей, не привязывается. Дезорганизованная привязанность это вместо каната железная цепь, с прикованными к ней топорами, и на конце якорь. Привязывается, но или покалечит или старается так искрутиться, чтобы не ушибить или не рассечь ненароком. В итоге бросает попытки привязываться - давать якорь во внешний мир.
Монография Боулби и работы Айнсворт это 1980-е годы, то есть тридцать лет назад.

Чтобы запомнить психодиагностическую схему, представляйте на рейде разные виды кораблей - это будут индивидуальные особенности каждого человека (в теории радикалов характера их семь видов, так что кораблей будет семь видов).

У каждого корабля есть якорь внутри, - это его думки о себе о других, мир объектных отношений. Есть якоря полосатые, есть серые, - первые про шизоидно-параноидную позицию, пограничную организацию и стадию, на которой нет постоянства объекта вам рассказывают, про способ думать о людях в дихотомии чёрное - белое, или - или. Вторые, серые, - про депрессивную позицию, невротическую организацию и стадию, когда есть постоянство объекта, про способ думать о людях целостно, удерживая в голове знание о двух сторонах одной медали, по принципу и-и. Есть якоря прозрачные, это аутистически-прилегающая позиция и психотическая организация. Цвет якоря поддаётся изменению в психотерапии :)

И есть канаты, цепи и топоры. У одних кораблей канат и якорь безо всяких топоров, якорь снаружи корабля (безопасная). У других канат и якорь безо всяких топоров, якорь в трюме и наружу ни-ни (избегающая). У третьих канат и якорь снаружи корабля и топор всегда наготове, канаты рубить (амбивалентно-сопротивляющаяся). У четвёртых железные цепи с прикованными к ним топорами.

Комбинация корабля, якоря и связи и даёт вам уникальность.
Это азы.

Их надо знать, и знать до того, как вы берётесь за психоаналитическую диагностику и за рассуждения о переносе и контрпереносе (трансференсе и контр-трансференсе).

Проводя аналогию с терапией,
о том, что за корабль швартуется в вашем порту :) что за клиент появился у вас на приёме, легко узнать по желаниям, которые звучат в рассказе. У каждого из семи радикалов характера свои движущие силы и свои желания, побудительные мотивы, свои "зачем" делать то, что делается. Вам рассказывают, про ЧТО думают.
о том, какой якорь корабль принёс с собой, вы делаете вывод, анализируя то, КАК вам рассказывают то, что рассказывают. Хаотично-слиянно, или-или либо и-и.
о снастях корабля, канаты у него или цепи, вы узнаёте по его манере появляться на приёме: регулярно наносит визиты, с завидным постоянством назначает-отменяет встречи, долго ходит вокруг да около и в итоге опасается занять место в гавани кресла в клинике - назначает приём и не появляется. Пациента с дезорганизованной привязанностью чаще всего направляет к психотерапевту третья сторона - психиатр или следователь на экспертизу.

Проводя аналогию с коммьюнити ру_психолог,
о том, что за корабль прибыл, легко узнать по содержанию и главным желаниям в тексте поста,
о том, какой якорь топикстартер несёт с собой, можно сделать вывод, анализируя способ размышлять о своих желаниях и событиях,
о привязанности можно сделать вывод по динамике комментирования. Пишет и комментирует, приходит-уходит из сообщества, только читает сообщество и избегает комментировать, пишет в своём журнале о том, как сильно ненавидит сообщество :)

Перенос (трасференс) - это когда терапевт ловит себя на том, что ведёт себя, словно играя взаимодополнительную роль. Как будто замечает за собой, что подпевает песне, раздающейся с корабля. Или подтанцовывает мелодии, раздающейся с корабля. Или марширует в такт ритму, раздающемуся с корабля. Перенос - это отношения, разыгрывающиеся в терапии здесь и сейчас, между терапевтом и клиентом, по нотам, написанным там и тогда.

Контрперенос - это желание терапевта, чтобы на корабле запели песни / устроили дискотеку / включили бравурный марш. У профессионалов всегда остаётся при себе. Дилетанты под влиянием контртрансферентных желаний начинают подавать знаки кораблю :) заказывая музыку.
Tags: website, Консультации on-line
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments