m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Забота о себе

Из моих комментариев в ру_психолог:


Для разговора о заботе о себе я бы внесла в дискуссию два пункта:
1) структурировала таким образом, чтобы получилось:
навыки самообслуживания
разрешение баловать себя
умение чувствовать и понимать себя, откликаться на собственное умонастроение и мироощущение

2) проследила во временной перспективе каждую из трёх составляющих.

Например, ребёнок от рождения до трёх лет навыки опрятности и чистоплотности только приобретает и заботится о себе под присмотром родителей, от младшего школьника ожидается, что он сам может почистить зубы, умыться, причесаться, искупаться, заботится о чистоте нательного белья, от среднего школьника ожидается, что он усвоил умение следить за чистотой своей одежды и обуви, ожидается, что он умеет постирать и погладить свою одежду сам - заботится о себе, умеет перестелить свою постель самостоятельно и вовремя (пододеяльник и необходимость заправить в него одеяло для многих детей до десяти-двенадцати лет головоломная задача, именно в силу визуально-пространственной координации), от старшего школьника ожидается, что он способен самостоятельно пойти в магазин и выбрать вещь нужного ему размера - расплатиться на кассе, то есть знает больше рутин в плане заботы о себе.
Аналогично можно рассуждать про умение следить за чистотой жилища, про умение приготовить самому себе горячую пищу, и про другие социальные рутины - самому записаться в школьную библиотеку, самому выбрать кружок для занятий и ездить на занятия вовремя, самому вести свой банковский счёт, самому записаться на приём к врачу в поликлинику, платить коммунальные платежи, да и такая рутина как делать деньги, самому себя обеспечивать, - она тоже появляется не сразу, и это надо делать изо дня в день и из месяца в месяц.
Есть золотая пора взрослости, когда в расцвете сил и всё умеешь.
А потом наступает время, когда сил хватает сварить кашу, а четыре часа на ногах у плиты ради одного сложного блюда уже невозможны, или нет памяти упомнить рецепт, или нет сил ходить по рынку выбирать всё, что для этого надо. Сил меньше, и заботиться о себе и помогать с ежедневными рутинами - навыками самообслуживания в быту - помогают те, кто рядом.
Заполнять бланки для уплаты для платежи уже нет зрения и не так легко пишет рука, дрожит, - болеющий пожилой человек поож на дошкольника по уровню умений.

Разрешение баловать себя - мне показалось, ваш пост главным образом об этом, - тоже появляется не с первого дня жизни. как оно оформляется? Когда? С какой динамикой развивается?

Чуткость к самому себе - откуда она берётся, как воситывается, к какому возрасту уместно ожидать, что ребёнок уже чутко откликается на свои нужды? Как понять, что ребёнок запаздывает в развитии и затрудняется услышать внутренний голос, отозваться на самого себя, определить "чего душа просит" и выразить это социально приемлемым образом? Можно ли предположить, что и к самому себе человек может быть привязан "по-разному", жить в мире с самим собой, в ладу - ладить, вздорить с самим собой, говорить наперекор самому себе и своим желаниям, избегать общения с самим собой, потому что моменты ощущения полноты Я перегружают, быть равнодушным к самому себе?

Такие мысли.
Tags: website, Консультации on-line
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments