m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Семейные картины - теория - 1

Взято со страницы http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010312

#3 сентябрь 2001 г.   

Теория семейных систем Мюррея Боуэна

 

И.Ю. Хамитова
клинический психолог, индивидуальный и семейный психотерапевт, работающий в системной модели, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Международной ассоциации семейной терапии и Европейской ассоциации психотерапии, сотрудник кафедры системной семейной психотерапии в Институте практической психологии и психоанализа .
 


Теория Боуэна содержит две основные переменные: уровень тревоги (или эмоционального напряжения) и степень дифференциации Я. Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге, справиться с короткими приступами тревоги. Но когда тревожность возрастает и становится хронической, в этот период в организме возрастает напряжение (внутри себя или в системе отношений). Напряжение приводит к появлению симптомов или дисфункций (физической, эмоциональной или социальной). Существует феномен заражения тревожностью - тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги. И выглядеть нормальным при одном уровне тревожности и ненормальным при другом, более высоком уровне.

1. Дифференциация Я - основополагающая концепция теории Боуэна

По Боуэну у любого человека существуют интелектуальная и эмоциональная системы.

Интеллектуальное функционирование относится к области рефлексии, мыслительных способностей человека. Интеллектуальная система - это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низких форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы.

Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные функции, которые являются автоматическими реакциями индивида на любые аспекты среды. В совокупности эти реакции называют реактивностью, и они могут находиться в диапазоне от глубоко скрытых, до явных. Реактивность порождается эмоциональной системой - внутренней управляющей системой, сходной с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ.

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители шизофреников с трудом различали чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Чувства и мысли часто используются ими как синонимы. Они не в состоянии различить субъективную истину и объективный факт. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу о том, что во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лищь в способах и степени, в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть - концепция дифференциации Я. Боуэн утверждает, что "чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от проблем всех видов. По степени дифференциации Я люди образуют континуум. "

Далее Боуэн полагает, что "все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого ( то же с семьями, нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы - части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная чем качественная" ("A Family Concept of schizophrenia", 1957).

Боуэн обнаружил: жизнь индивидума в гораздо большей степени регулируется эмоциональной системой чем мы признаем. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому в какой степени он в состоянии различать процессы связанные с чувствами и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я у человека тем менее он способен делать такие различения. (Bowen, 1976).

Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются .

Хотя Боуэн отмечал, что разделение между эмоциями и интеллектом может быть только относительным, однако, люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в большой степени свободны от проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным

Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. Но они плохо адаптируются к жизни, и если у них появляются дисфункции - это состояние может стать хроническим или постоянным. Хорошо дифференцированные люди также могут иметь дисфункции, но они быстро восстанавливаются.

Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматические реакции эмоциональной системы начинают происходить независимо от когнитивной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в мыслительном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базисным уровнем дифференциации может утратить когнитивное функционирование даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

Базисный уровень дифференцированности личности обусловлен предшествующими поколениями и родителями, с которыми вырос человек. Чем больше жизнь контролируема эмоциональной системой, тем более она следует всем формам инстинктивного поведения, несмотря на все интеллектуализированные попытки человека объяснить своё поведение. При высоком уровне дифференцированности Я все эти влияния эмоциональной системы тоже присутствуют, но интеллект в достаточной степени автономен, чтобы принимать решения независимо от эмоционального состояния.

Не стоит путать автономную интеллектуальную систему со склонностью к интеллектуализации, когда она выступает как механизм защиты от свободного выражения чувств, которое считается признаком здоровья.

Боуэн пишет: "Недифференцированный человек, находящийся в ловушке своего эмоционального мира, может продуцировать противоречивые, интеллектуально звучащие объяснения своему состоянию, в то время как более дифференцированный человек, может, если хочет, разделить с другими всю полноту эмоциональной близости, не боясь оказаться слитым с ними. Его интеллектуальные процессы совершенно отличны от бессвязных интеллектуализированных объяснений эмоционально недифференцированной личности".

Концепция континуума также выводит за свои пределы такие категории как гениальность, социальный класс, культурно-этнические различия. Она - универсальна и подходит для всех форм жизни человека.

Ещё одна важная составляющая дифференциации Я - Уровень Целостного Я и Псевдо -Я в человеке.

Структура Псевдо-Я -формируется для приспособления к окружающей среде и состоит из множества убеждений, установок, и.т.д., разделяемых потому, что их разделяет и считает правильными та группа, с которой идентифицирует себя человек. Она создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональном союзе, будь то семья или общество. Группа требует от члена приспособления к ее идеалам и нормам. При этом, принципы Псевдо-Я случайны и противоречивы, но индивид этого не осознает, находясь под давлением; оно не инкорпорировано, а как бы добавлено к Я. В период эмоциональной близости два Псевдо-Я сливаются друг с другом, одно растворяется в другом. Целостное Я - не участвует в феномене слияния, состоит из четко определенных убеждений, мнений, установок и жизненных принципов. Когда человек делает выбор, он становится ответственным за себя и за последствия своих поступков.

Псевдо-Я развито в нас гораздо больше, а Целостное Я гораздо меньше чем это нам кажется.

Именно на уровне Псевдо-Я люди дают, получают, одалживают, торгуются и обмениваются своими Я. При любом акте обмена один отдает частьсебя, а другой получает равное количество. Примером может служить любовь - каждый пытается быть таким , каким его хочет видеть другой, и в свою очередь требует от партнёра подобных изменений. Эта торговля происходят на уровне Псевдо-Я. В браке два Псевдо-Я сливаются в МЫ, где один становится носителем инициативы и ответственным за принятие решений. Этот одни получает Псевдо - Я в той степени, в которой теряет другой его теряет. Партнер может отдать свое Псевдо - Я сразу или после непродолжительной торговли. Чем лучше супруги способны чередовать эти роли, тем здоровей брак. То же происходит в любых группах. Обмен Псевдо-Я автоматический эмоциональный процесс, который появляется, когда люди манипулируют друг другом в тонких жизненных ситуациях. Обмен Псевдо-Я может быть коротким (критика, которая заставит человека чувствовать себя плохо в течении нескольких дней) или длительным, в котором приспосабливающийся (теряющий Псевдо - Я) партнер настолько теряется, что лишается способности принимать решения и приобретает тяжелую дисфункцию - психоз или серьезное хроническое заболевание. Эти механизмы гораздо менее интенсивны при более высоких уровнях дифференциации.

В зависимости от расположения на континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы:

1. 0-25 - Слияние

  • Недифференцированная эго масса семьи (или общества)
  • Не отличают чувства от фактов
  • Полностью ориентированы на отношения
  • Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии
  • На жизненные цели энергии нет
  • Если одобрения не находят, то уходят в себя или борются с системой отношений, в которой их не полюбили
  • Жизненно важные решения принимаются на основе текущего чувства
  • Пытаются привести систему отношений в состояние баланса, ощутить комфорт и избавиться от тревоги
  • Не способны поставить конкретных отдаленных целей, кроме как "хочу быть счастливым" и.т.д.
  • Зависимы от родителей, затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать
  • Не могут адаптироваться
  • Много симптомов и кризисов
  • Имеют проблемы со здоровьем, социальные и финансовые сложности
  • Проблемы носят хронический характер
  • Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, они удовлетворены

 

2. 25-50 - умеренная дифференциация Я

  • Начало дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем
  • Псевдо-Я превалирует
  • Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки
  • Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации Я, если высокая - как при слабой
  • Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения.
  • Чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне.
  • Ориентированы на то, что подумают другие, стремятся завоевать друзей и одобрение
  • Самооценка зависит от других
  • Успех в работе завистит и достигается с помощью статуса в отношениях, а не за счет качества самой работы
  • Псевдо-Я состоит из произвольного набора противоречащих друг другу принципов и принимает любые формы, чтобы смешаться с разными системами отношений
  • Целостное - Я плохо развито. Говорят "я чувствую, что…" перед любым псевдо философским утверждением. Апеллируют к туманным авторитетам: "согласно правилам", "научно доказано", "испокон веков известно", выдергивают нужную информацию из контекста
  • Интеллект в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и.т.д может быть хорошо развит
  • Интеллект в приложении к личным вопросам недостаточно развит и в их личной жизни царит хаос
  • Здесь находятся прилежные ученики и революционеры. Революционер восстает против существующей системы, но ему нечего предложить взамен.
  • Крайний вариант открытых чувств. Они хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации чувств. Они открыто эмоционально зависимы от другого, очень чувствительны, воспринимают настроение, проявления и позицию другого и отвечают открыто, прямо выражая чувства или действуя импульсивно.
  • Всю жизнь ищут идеальных близких отношений. Находят ® слияние ® реагируют дистанцированием и отчуждением ® что затем стимулирует следующий цикл поисков близости или депрессию и отчуждение, или поиск новых систем отношений.
  • Демонстрируют большое количество проблем: полный набор физических болезней, эмоциональных болезней и социальных дисфункций
  • Эмоциональные расстройства включают: внутренние проблемы невротического уровня, депрессию, расстройства поведения и нарушения характера
  • Склонны к алкоголизму и наркомании, чтобы снизить тревогу
  • Демонстрируют импульсивное, безответственное поведение

 

3. 50-75 - хороший уровень дифференциации Я

  • Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве, как команда
  • Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе
  • Хороший уровень развития Целостного - Я
  • В период низкой тревоги люди применяют логическое мышление, чтобы развить убеждения, взгляды и принципы, которые они затем используют в моменты высокой тревоги и паники для контроля над эмоциональной системой.
  • Дифференциация Я имеет здесь тонкую градацию: от людей, которые знают, что есть лучший выход и способ действия, но их интеллект плохо сформирован, и они все равно ведут себя подобно людям на втором уровне - до людей с наиболее развитым Целостным - Я, которые контролируют свою эмоциональную систему.
  • Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира.
  • Их эмоциональная жизнь удовлетворяет, гораздо больше
  • Они могут жить полноценной эмоциональной жизнью и разделять свои эмоции с другими, зная что если возникнет необходимость они легко смогут выпутаться, используя логическое мышление.
  • Могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать.
  • Менее ориентированы на отношения
  • Имеют цели жизни
  • Меньше зависят от того, что думают другие
  • Способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не имея необходимости нападать на убеждения других и защищать свои.
  • Адекватная самооценка
  • Брак - функциональное партнерство
  • Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных Я
  • Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, без необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей
  • Позволяют детям вырасти и построить собственные Я, не пытаются слепить их по своему образу и подобию
  • Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим своих побед
  • Могут успешно взаимодействовать с другими людьми и хорошо себя чувствуют, когда находятся одни.
  • Хорошо справляются с различными жизненными ситуациями
  • Свободны от большинства проблем

 

4. 75 - 100 уровень дифференциации Я

  • скорее гипотетический, чем реальный

 

2. Концепция о триангуляции

Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень тревоги низкий. Как только он повышается, в целях снижения тревоги, привлекается достаточно уязвимый третий, чтобы создать треугольник. Если напряжение в треугольнике слишком велико для троих, включаются другие люди, и все отношения организовываются в серию взаимосвязанных треугольников.

Эмоциональный процесс между двумя людьми или группами имеет постоянную тенденцию вовлечения третьего. В этом - суть концепции треугольников. Однако если третья сторона сможет оставаться в активном контакте с каждой из двух других, находясь в то же время вне эмоционального поля их отношений, то эмоциональная интенсивность отношений первых двоих найдет автоматическое разрешение (Bowen, 1966, 1971).

В период покоя (когда тревога низкая) треугольник состоит из двух близких друг другу людей в состоянии комфорта и третьего, аутсайдера, ощущающего себя менее комфортно. Двое защищают свою совместность, а третий чувствует себя неуютно, но при этом имеет возможность образовать собственную совместность где-нибудь еще. Аутсайдер хочет сформировать совместность с кем-то из двоих и есть масса ходов и способов это устроить. Эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении, даже в периоды спокойствия (когда тревога низка).

В периоды стресса позиция аутсайдера наиболее комфортная и предпочтительная. В силу этого, каждый член треугольника стремиться занять аутсайдерскую позицию, чтобы избежать напряжения между двумя другими. Когда невозможно переключить силы в треугольнике, один из двоих подключает четвертого, оставляя предыдущего третьего вовне, чтобы позже вовлечь его снова.

В новом треугольнике эмоциональные силы воспроизводят абсолютно тот же паттерн, что и в предыдущем.

Эмоциональные силы продолжают перемещаться из одного активного треугольника в другой и, в конце концов, оседают в одном треугольнике до тех пор, пока вся система остается достаточно спокойной (тревога низкая).

Когда напряжение в семье достаточно велико, а возможности внутрисемейных треугольников исчерпаны, семейная система триангулирует людей извне, например - полицейских или социальных работников. Попытка выноса напряжения вовне считается успешной, если привлеченные люди вступают в конфликт с семейной системой, а она при этом становится спокойней.

Когда в треугольнике среднее напряжение, две стороны чувствуют себя комфортно, а одна находится в конфликте. Такие паттерны воспроизводятся в треугольнике много раз, участники получают фиксированные роли и закрепленные отношения друг с другом.

Важно отметить, что в вершинах треугольника могут быть не только отдельные личности, но и предметы, проблема, хобби, работа, группы людей и т. п.

Треугольник - не всегда патологическая вещь. Например в семье с маленьким ребёнком он вполне естественен. Но если треугольник обеспечивает стабильную ситуацию в условиях незрелой системы, то он останавливает её развитие.

3. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи

Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Определенные базисные паттерны отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят паттерны прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.

Обычно начало нуклеарной семьи - это брак. Супруги вступают в брак с жизненными паттернами и уровнями дифференцированности, унаследованными от их родительскийх семей. Ухаживание, брак и деторождение в значительной степени регулируются эмоционально-инстинктивными силами. То, как будущие супруги встречаются, ухаживают и планируют брак, дает много информации об уровне их дифференцированности. Чем ниже уровень дифференцированности, тем больше проблем можно ожидать в будущем. Люди выбирают партнеров, имеющих сходный уровень дифференциации. Большинство супругов имеют наиболее близкие и открытые отношения в период ухаживания. Чем ниже их уровни дифференцированности , тем интенсивней эмоциональное слияние в браке. Один партнер доминантный, другой приспосабливающийся. Если оба пытаются стать доминантными - конфликт неизбежен. Когда оба приспосабливающиеся - возникает паралич принятия решений.

Стремление к доминантной или адаптивной позиции определяется позицией, которою человек занимал в родительской семье. Слияние приводит к появлению тревоги у одного или обоих супругов. На слияние супруги реагируют по-разному. Наиболее распространенный способ - эмоциональное дистанцирование. В некоторой степени этот способ представлен во всех браках , а во многих браках он присутствует в большой степени. Существуют четыре большие области, в которых степень слияния в браке манифестируется в симптомах: эмоциональная дистанция супружеский конфликт, болезнь или дисфункция одного из супругов, проекция проблем на детей. Обычно в семьях действует сразу несколько из этих механизмов, значительно реже - какой-либо один доминирует над остальными.

Чем больше слияние, то есть чем ниже уровень дифференциации в супружеской паре, тем активнее используются эти механизмы, а также тем выше уровень тревоги в семье. При низком уровне хронической тревоги в семье свойственные ей механизмы могут проявляться лишь ситуативно, в периоды острой тревоги.

Активизация механизмов "защиты от близости" неизменно ведет к активизации треугольников.

(продолжение в следующем посте)

Tags: Семейные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments