m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Семейные картины - теория - 4

Взято со страницы http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010312

#3 сентябрь 2001 г.

Теория семейных систем Мюррея Боуэна


И.Ю. Хамитова
клинический психолог, индивидуальный и семейный психотерапевт, работающий в системной модели, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Международной ассоциации семейной терапии и Европейской ассоциации психотерапии, сотрудник кафедры системной семейной психотерапии в Институте практической психологии и психоанализа
6. Эмоциональный разрыв
Паттерн эмоционального разрыва определяет то, как люди обращаются со своими незавершенными эмоциональными привязанностями.

Основными проявлениями эмоционального разрыва являются:

отрицание интенсивности эмоциональной связи с родителями,
действия и претензии направлены на то, чтобы казаться более независимым, чем есть на самом деле,
наличие эмоциональной дистанции, достигаемой при помощи внутренних механизмов или физического дистанцирования.

Проявлением незавершенной эмоциональной привязанности к родителям может служить поведение подростка во время пубертатного периода. Большей части людей, в той или иной степени, присущи незавершенные эмоциональные связи с родителями. Это подтверждается большинством психологических теорий, считающих эмоциональные кризисы - нормой для подросткового периода. Теория же семейных систем не поддерживает подобную точку зрения. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подросткового периода. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершенной эмоциональной привязанностью к родителям. Для значительной части людей в подростковом периоде будет характерно отрицание связи с родителями и принятие, в некоторой степени, крайних позиций с претензией на взрослость. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершенных эмоциональных связей с родителями.

Какую-то степень незавершенной эмоциональной привязанности имеют все люди. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем интенсивней эмоциональная привязанность.

Паттерн эмоционального разрыва касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Чтобы достичь эмочионального разрыва годятся различные способы: изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи, комбинации эмоциональной изоляции и дистанции

Тип механизма, используемый для достижения эмоциональной дистанции, не является индикатором интенсивности или степени незавершенности эмоциональной привязанности. Человек, убежавший из дома, так же эмоционально зависим и привязан, как и человек, оставшийся дома и использующий внутренние механизмы для контроля привязанности. У убежавшего из дома другой жизненный путь. Ему нужна эмоциональная близость, но он испытывает к ней неприязнь. Он убегает, обманывая себя, что этим он достигает "независимости". Чем сильней эмоциональный разрыв с его родителями, тем более он подвержен повторению того же самого паттерна в будущих взаимоотношениях. У него могут быть интенсивные взаимоотношения в браке, которые он будет считать временами идеальными и незыблемыми, но паттерн физической дистанции остается частью его. Когда в браке нарастает напряжение, он будет использовать тот же самый паттерн бегства. Он может сбежать от одного брака к другому, или устроить свою жизнь, окружив себя многочисленными партнерами, или его взаимоотношения могут становиться всё более кратковременными. Яркий пример этого - взаимоотношение "бродяги", переходящие от одних взаимоотношений к другим, каждый раз обрывая эмоциональные связи с прошлым и отдаваясь нынешним взаимоотношениям. Тот же самый паттерн может применяться к взаимоотношениям на службе и к другим областям жизни, где существует эмоциональная зависимость в отношениях. Человек, добивающийся эмоциональной дистанции при помощи внутренних механизмов, имеет трудности другого порядка. Он в состоянии оставаться на месте события в периоды эмоционального напряжения, но более подвержен внутренним дисфункциям, таким, как психическая болезнь, эмоциональным дисфункциям подобным депрессии, социальным дисфункциям подобным алкоголизму и состояниям эпизодической безответственности по отношению к другим. Лучшим примером является депрессия. Чем выше тревога в окружении, тем больше такой человек эмоционально изолирует себя от других, при этом создается впечатление, что он поддерживает нормальные отношения в группе. Значительная часть людей использует разнообразные сочетания внутренних механизмов и физической дистанции при работе над незавершенными эмоциональными связями со своими родителями.

Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, тем больше вероятность того, что у человека возникнут те же проблемы в браке, что и у его родителей, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении, его дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы.

Чем выше уровень тревоги у слабо дифференцированных людей, тем вероятнее разрыв между поколениями.

Чем лучше нуклеарная семья поддерживает эмоциональный контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях.

7. Концепция о сиблинговой позиции
Концепция является адаптацией работы Томсона, который создал персональный профиль для каждой позиции сиблинга. Основной тезис работы Томсона: базисные характеристики личности соответствуют позиции сиблинга, то есть очередности, количеству братьев и сестер и месту занимаемому им. Его идеи открыли новое измерение в понимании того, как определенный ребенок выбирается для триангуляции. Степень, в которой профиль личности соответствует "нормальному", позволяет узнать уровень дифференциации и направление, в котором проективный процесс двигался от поколения к поколению.

Например, ответственный, с низким уровнем тревожности старший ребенок - в высокой степени свидетельствует о хорошем уровне дифференциации в семье. Зная степень, в которой люди соответствуют профилям, мы можем предсказать, какая степень слияния будет у супругов в браке, какие эмоциональные процессы в ядерной семье будут преобладать и какие усилия они будут прилагать находясь в терапии. Проблема сиблингов - проблема функционирования в различных позициях.

Например: брак между старшей дочерью, имеющей младшего брата и младшим братом, имеющим старшую сестру будет вполне комплиментарным и будет функционировать по типу - гиперфункционал -гипофункционал. Брак между двумя младшими детьми, имеющих старших сиблингов противоположного пола будет некомплиментарным. Это будут - два гипофункционала, с надеждой ожидающие инициативы от своего партнёра. Брак между двумя старшими детьми, имеющих младших сиблингов противоположного пола будет некомплиментарным. Это - два гиперфункционала,борющихся за власть. Аналогичная ситуация можен быть и с единственными детьми.

8. Концепция о социальной регрессии
Концепция гласит: эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье.

Эмоциональный процесс в обществе, наряду с эмоциональным разрывом - понятия, разработанные Боуэном совсем недавно, и в сравнении с другими концепциями семейной теории Боуэна, они наименее разъяснены. Эмоциональный процесс в обществе представляет самое обширное из всех возможных противоречий между индивидуацией и совместностью. Такие напряжения, но в контексте индивидуальной семейной единицы, уже были описаны и концептуализированы Боуэном. Эта концепция расширяет теоретическую систему Боуэна для объяснения влияния семейных процессов на более широкое сообщество.

Некоторые эмоциональные процессы в обществе в течение длительного периода времени действуют в направлении упадка общества. Другим возможным результатом взаимозависимости и взаимодействия эмоциональных процессов в обществе является конструктивная и эффективная адаптация. В случае удачной адаптации соответствующие эмоциональные процессы более гибки и более способствуют процветанию. Такие процессы создают конструктивные социальные изменения в более широком обществе. Хотя в какой-то конкретный момент времени определенные части общества могут проявлять разные изменения, как по качеству, так и по количеству, тем не менее, общая результирующая тенденция к адаптации, или к угасанию, зачастую подтверждается рядом фактов.

В обществе, как и в семьях, одно самых сильных общих направлений эмоционального процесса - стремление к слиянию. Пока в обществе преобладают силы совместности или слияния - они служат препятствием для дифференциации отдельных личностей и групп. В условиях слияния рост и развитие прекращаются, поскольку отдельные личности и группы не могут эффективно функционировать в таком интенсивном и ограничивающем климате. Крайне трудно достичь дифференциации, пока она находится в противодействии с мощными силами слияния в обществе.

Боуэн предполагает, что в определенные исторические периоды существовали общественные тенденции либо к дифференциации, либо к слиянию, и, по всей вероятности, они сохраняются. Когда господствует дифференциация, то в обществе ее сопровождают улучшения и конструктивное развитие. Когда преобладает слияние, то общество, как полагают, стагнирует, явным образом проявляя деструктивные формы изменения. Слияние преобладает во времена высокой тревоги, и под влиянием напряжения люди вынуждены принимать решения, ориентированные на короткий срок, а не более продуманные, ориентированные на дальнюю перспективу. Принятие ответственного решения присуще скорее обществу, где силы дифференциации преобладают над силами слияния. В качестве индикаторов силы и дисфункциональных последствий тяги к слиянию в социальной регрессии можно рассматривать высокий уровень преступности, насилие, господство в политике авторитаризма и высокий уровень разводов.

Величина и интенсивность эмоционального процесса в обществе оказывает очень важное влияние на уровень функционирования отдельных семей. Хотя семейная система - сама по себе значимая эмоциональная единица, тем не менее, она обычно достаточно открыта, вследствие чего может быть подвергнута сильному влиянию со стороны более широкого сообщества. Когда эмоциональные процессы в обществе сильны, индивидуумы зачастую пытаются избежать ответственности за себя как в контексте своих семей, так и в контексте других социальных групп.

Как в семье, так и в обществе явно присутствуют и процессы дифференциации, и процессы слияния. Пойдет ли эмоциональный процесс в обществе в сторону дифференциации или в сторону слияния - в значительной степени определяется уровнем тревоги в обществе. Дифференциация более вероятна в обществе, где уровень тревоги низок. При высоком уровне тревоги автоматически появляется тенденция к слиянию. Эти мощные эмоциональные силы влияют на поведение семьи и индивидуума, точно так же как поведение индивидуума и семьи влияют на эмоциональный процесс в обществе. Таким образом, эмоциональный процесс в обществе - больше чем просто "фон" для наблюдения конкретных паттернов семейного взаимодействия.

Когда явления, подобные большому числу эмоциональных разрывов и высоких уровней тревоги в семьях, переполняют общество, они усиливают эмоциональный процесс в обществе и увеличивают склонность к регрессии и упадку. При достаточном количестве людей, триангулированных в семейных эмоциональных процессах, появляются условия, более способствующие общественному регрессу.

Существует гипотеза, о том, что при доминировании слияния в качестве эмоциональной силы в обществе паттерны поведения менее продуктивны, чем, в тех случаях, когда доминируют силы дифференциации. Исходя из этой гипотезы, для любого общества будет иметь место следующая закономерность: чем больше тревоги в обществе, тем больше отдельные его члены стремятся к совместности и слиянию. Чем больше общество стремиться к слиянию, тем выше вероятность, что проявится проблемное поведение, ведущее к еще большей социальной регрессии. Высокий уровень социальной тревоги предшествует и сопровождает проблемное поведение в социальной регрессии. Если общество следует этой тенденции в течение длительного времени, то одним из результатов может оказаться постепенное вымирание данного общества.

Можно также сделать некоторые предположительные предсказания по социальным процессам дифференциации или по эффективной и конструктивной адаптации. Чем ниже уровень социальной тревоги, тем больше будет присутствовать конструктивных паттернов поведения, больше индивидуальных вкладов и больше прогрессивных направлений социального изменения. Взаимоотношения при этом более свободны, реактивность между отдельными личностями и группами присутствует реже. Хотя, по сравнению с другими концепциями семейной теории Боуэна, привести доказательства научной пользы концепции эмоциональных процессов в обществе, возможно, сложней, тем не менее, благодаря своему более широкому полю приложения, эта концепция может обеспечить более точный и реалистичный контекст для понимания последствий действия сил дифференциации и слияния для семьи и общества. Возможно, именно в контексте концепции об эмоциональных процессах в обществе можно более точно определить и пронаблюдать сложные паттерны поведения, такие, как межпоколенные передачи.

В настоящее время понятие социальной регрессии является рабочей гипотезой, которая не может быть операционализирована в конкретных исследовательских терминах. В нынешней исследовательской фазе формулирования полезно собрать самые разнообразные описательные данные для прояснения значимых элементов этой концепции и создать соответствующую методологию для более тщательных исследований. Данные по общественным тенденциям в области преступности, насилия и политической деятельности могут быть использованы в качестве индикаторов различных уровней социальной тревоги и различного уровня дифференциации или слияния. Хотя проверка прямой или обратной корреляции между определенными видами социального поведения и конкретными паттернами взаимодействия в семьях представляет собой явно упрощенный способ проверки концепции эмоционального процесса в обществе, исследования, определяющие и устанавливающие связи между поведением общества и поведением семьи, могут дать новые конструктивные подходы для понимания этих процессов.

Еще одним средством описания видов эмоционального процесса в обществе является сравнительное исследование тенденций человеческого поведения в различных обществах. Хотя семейная теория Боуэна была разработана в обществе современных Соединенных Штатах, каждая концепция предлагает направления исследования других видов обществ и направления исследования поведения животных.

Так как эмоциональные процессы в обществе определяют социальные тенденции на протяжении длительных промежутков времени, для выяснения сути взаимодействия конструктивных и деструктивных режимов адаптации могут быть использованы исторические источники. Характеристики эмоционального процесса в обществе, пришедшего в упадок могут предоставить антропологические данные. Однако, такие данные, возможно, будут иметь ограниченную пригодность как средство подтверждения этой концепции и связанных с ней гипотез, поскольку данные изначально не собирались с этой целью.

Трудности, связанные с нахождением валидных исследовательских процедур по подтверждению действенности концепции эмоционального процесса в обществе не должны уменьшать важность этой концепции, как основы для наблюдения и понимания семейного и общественного взаимодействия. Уникальная мощь семейной теории Боуэна в значительной степени сконцентрирована на слабо исследованной области явлений. Возможно, пройдет много времени, прежде чем формальное исследование сможет начать с уверенностью подтверждать или опровергать гипотезы, созданные концепцией эмоционального процесса в обществе.

Боуэн (Bowen,1978) постулирует, что "возрастающая тревога человека является следствием роста народонаселения, исчезновением возможности колонизировать новые, пригодные для жизни, земли, истощение природных источников сырья и растущим осознанием того, что "земной корабль" не может бесконечно поддерживать человеческую жизнь в том стиле, к которому привыкли человек и его технологии.

Боуэна заинтересовала аналогия, состоящая в том, что способ, которым тревожные родители обращаются с проблемами поведения подростка, подобен способу, которым общество, через своих представителей, обращается с таким же явлением. Тревожные должностные лица, подобно тревожным родителям, обращаясь со своими проблемными "детьми" упускают из виду принципы и убеждения. Их решения скорее отражают усилия, направленные на то, чтобы избавиться от тревожного дискомфорта, а не приверженность тщательно обоснованному способу действия.

Тревожное требование подростком "прав" может развалить неустойчивую систему убеждений родителей. Родители, если они не руководствуются четкими принципами при принятии решений, склонны или уступить ребенку, пытаясь, тем самым умиротворить его, или проявить не адекватную ситуации реактивную жесткость и грубость. Поскольку ребенок играет на слабых сторонах родителей, они отвечают усиленной концентрацией внимания на ребенке и требованием от него обязательных изменений. В своих стараниях справиться с тревогой, должностные лица, поступают аналогично родителям, пытающимся обрести контроль над вышедшим из повиновения подростком.

Наблюдения Боуэна привели его к уверенности, что за последние двадцать пять лет функциональный уровень дифференциации в обществе понизился (Bowen, 1978). Первоначально Боуэн описывал этот процесс следующим образом: "Возрастающее народонаселение и истощающиеся ресурсы создают тревогу, что приводит к социальному регрессу. В результате повышения плотности населения исчезают новые границы, и дистанцироваться становится всё трудней и трудней Возросшая тревога в обществе создает "волну слитности", что в свою очередь влечёт еще больший дискомфорт и порождает еще большую тревогу.

При тревожной социальной обстановке усиливается процесс социальной проекции (Bowen, 1978). В этом процессе два народа или группы объединяются против третьей стороны, улучшая таким образом свое функционирование за её (третьей стороны) счет. Чем выше уровень тревоги в обществе, тем более активным становится этот механизм как способ связывания или поглощения этой тревоги. Это сходно с тем, что происходит при процессе проекции в семье. Двое могут заставить третьего подчиняться, один может заставить двоих других обращаться с ним как с подчиненным, в чем-то им уступающим, или проекции могут подойти друг к другу подобно узору в мозаике, при этом каждая сторона будет удовлетворять ожидания другой. Каждая позиция в системе функциональна; это значит, что каждая из них играет конкретную роль в управлении тревогой. Невозможно снизить интенсивность процесса проекции, не снизив вначале стимулирующую ее эмоциональность.

Еще одним элементом эмоциональной обстановки в семье являются эмоциональная обстановка в обществе и процессы, протекающие в нем. Тревожному обществу, подобно тревожной семье, трудно разрешить свои проблемы без поляризации по любому вопросу, без разрывов, взаимного сверх- и недостаточного функционирования и т. п. Результатом является серия кризисов, разрешающаяся в основном через восстановления комфорта, а не тщательно продуманного подхода, основанного на принципах уважения к различным точкам зрения.

Литература
Bowen, M. (1974). "Bowen on Triangles." Edited and transcribed by K. Terkel-sen. The Family, 2 (2): 45-48.

Bowen, M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.

Bowen, M. (1979). "Anxiety and Emotional Reactivity in Therapy." Videotape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.

Bowen, M. (I980a). "Defining a Self in One's Family of Origin-Part 1." Video-tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.

Bowen, M. (1980b). "Defining a Self in One's Family of Origin-Part 2." Video-tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.

Bowen, M. (1981). "A Day with Murray Bowen, MD." Lecture. Sponsored by the Family Living Consultants of the Pioneer Valley, Northampton, Massachu-setts, November 4,1981.

Bowen, M. (1983). "Violence as a Human Problem." Videotape from conference titled "Violence as a Family and Societal Problem," Cosponsored by Fort Sam Houston and Brooke Army Medical Center, Houston, Texas.

Bowen, M. (1984). "Two Days with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by The Western Psychiatric Institute and Clinic, University of Pittsburgh, Pittsburgh, PA.

Bowen, M. (I987a). "Bowen Clinical Conference." Transcribed by L. S. Keeton. From videotape produced by the Georgetown University Family Center, Wash-ington, DC, November 16, 1984.

Bowen, M. (1987b) "Triangles and Differentiation." Videotape produced by the Western Pennsylvania Family Center, Pittsburgh, PA.

Bowen, M. (1988). "A Day with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by the Center for Family Consultation, Chicago, Illinois, May 7, 1988.

Bowen, M. (1995). "A Psychological Formulation of Schizophrenia." Family Systems: A Journal of Natural Systems Thinking in Psychiatry and the Sciences, 2 (I): 17-47.

Titelman, P. (Ed.) (1987). The Therapist's Own Family: Toward the Differentiation Self. Northvale, NJ: Jason Aronson.
Tags: Семейные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments