m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Глава 2. Семь нот психодиагностики.

 

ДЕТИ РИСУЮТ СЕМЬЮ

Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи

 


Глава 2. Семь нот психодиагностики.

Сначала расскажу Вам, «кто, где, когда» высказал оригинальные идеи в области психологической диагностики, и назову, какие именно. Если Вы всерьёз решили стать психологом для своего ребёнка и для всей семьи, то придётся потратить время на то, чтобы выучить  назубок семь нот психодиагностики, семь основных идей. Потом мы совершим исторический экскурс и набьём память до отказа именами, датами и фактами биографий. Если Вы не любите историю и Вам неинтересно, что, кто, когда и где написал или пропел про психодиагностику вообще и детские рисунки в частности, следующую главу можете пропустить.

 

Идея первая. Развитие изобразительных способностей, речи и мышления идёт параллельно. Имена теоретиков, которые разрабатывали тему развития детской психики – Лев Выготский (Россия), Жан Пиаже (Швейцария), Виктор Лоуэнфельд (США).

Почти весь дошкольный возраст в рисовании движение преобладает над воображением. Фактически до 4-5 лет произвольность движенией только ещё формируется. Дети рисуют по определённому «шаблону», опираясь на двигательную «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно рука как бы учит глаз, и к возрасту 6-8 лет  формируется зрительно-моторная координация: слитность двигательного (рука) и контрольного (взгляд) моментов. Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они чётко отражают этапы развития зрительно-пространственного-двигательного опыта ребёнка. Дети примерно до 6 лет не признают объёмного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом не даёт никакого эффекта: в неформальной обстановке дети всё-равно рисуют по-своему, потому что считают их более правильными.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что рисование тесно связано с мышлением ребёнка. Слов ребёнку пока не хватает, и, рисуя, он выражает в образной форме то, что понимает и переживает. Детское мышление имеет свои особенности. Для дошкольника окружающий мир и Я слиты в одно целое, и это целое живое. Мышление детей синкретично: связывает всё со всем, не воспринимает противоречий, не владеет понятиями и поэтому не умеет сравнивать по отвлечённому (не представленному наглядно) признаку. Первая стадия развития детского мышления называется у Пиаже сенсомоторный интеллект. Рисуя, ребёнок как бы оформляет мысль, но не словами, а линиями. Дошкольники, как правило, рисуют не предмет, а своё знание о нём. Рисование помогает ребёнку упорядочить знания о мире, оформить модель мира. В школьном возрасте совершается переход от образных к словесным моделям. Ребёнок осваивает абстрактное мышление, и наряду с образным, нарисованным, конкретным появляется словесное, понятийное, абстрагированное представление о мире.

На взгляд Жана Пиаже, умственное развитие ребёнка «запрограммировано» генетически, и обучение в школе или семейное влияние лишь даёт пищу для познания интеллекту, который развивается независимо от средовых влияний. С точки зрения Льва Выготского, умственное развитие ребёнка подчиняется не биологическим, а социо-культурным законам, и вне обучения, передающего накопленный поколениями опыт, ум ребёнка не может развиваться.

По Лоуэнфельду, детское графическое творчество делится на несколько периодов. На стадии каракулей приобретается двигательный опыт: от беспорядочных движений и «создания» линий - вождения фломастером по бумаге, доступного двухлетним детям, рзавитие идёт к закруглённым линиям и рассказам о том, что нарисовано. В возрасте 3-4 лет дети начинают комментировать то, что изобразили. Следующая стадия, пред-схематическая, наступает приблизительно в 4-6 лет. Ребёнок изображает людей в виде кружка с палочками. В возрасте 7-9 лет ребёнок с помощью наработанных двигательных шаблонов воздаёт сюжеты и сочиняет рассказы о них. Эта стадия называется схематической, потому что рисунок оформлен определённым образом, по схеме. Прежде всего, ребёнок очерчивает верх и низ (небо и траву). Цвета соответствуют реальной окраске предметов, а вот размеры предметов подчиняются переживаниям: любимую маму или брата могут нарисовать больше, чем дом, нелюбимых персонажей рисуют перпендикулярно остальным героям рисунка или кверх ногами. Для детей на этой стадии естественно рисовать одежду или стены дома «прозрачными».В возрасте 9-11 лет, на стадии, когда дети ищут друзей среди одноклассников своего пола, впервые появляется недовольство своим неумением точно изобразить желаемое. Появление саморефлексии сопровождается параллельным процессом - в рисунках на стадии пре-реализма появляется глубина (перспектива). В возрасте 11-13 лет ребёнок входит в псевдо-реалистический период. Он стремится как можно точнее изобразить объект. На этой стадии впервые проявляется такая индивидуальная особенность, как отношение к цвету. Для детей-объективистов цвет соответствует внешнему миру и принадлежит объекту, для детей-субъективистов цвет является средством выразить своё отношение к объекту и принадлежит внутреннему Я ребёнка. После 13 лет рисование у большинства детей становится ситуативным и опирается на готовые клише, и лишь немногие, наделённые талантом и желанием, продолжают совершенствовать изобразительные навыки.

Отечественные психологи называют в числе этапов развития изобразительной деятельности ребёнка стадию «каракулей», стадию бесформенных изображений, когда посторонний наблюдатель не в силах без помощи самого художника определить, что именно нарисовано, стадию схематичного изображения, правдоподобного изображения и, наконец, правильного изображения. Рисунки проходят и промежуточные стадии, когда часть человеческой фигуры оформляется схематически, а часть праводподобно.

Идея вторая. По рисунку можно выявить психопатологию. Рисунки умственно отсталых детей крайне схематичны. Они незамкнуты, лишены деталей, их части плохо соотнесены между собой. Эту тему исследовали Флоренс Гудинаф (США) и Лоретта Бендер (США) и их последователи: Харрис, Хатт, Брискин, Копитц (все – американцы). У людей с нормальным интеллектом пропуски существенных деталей изображения человека, прозрачность в рисунках, «перекрытие» человеческой фигуры другими предметами свидетельствуют об эмоциональных нарушениях. На эту тему писали Карен Маховер (США), Джон Бук (США) и их последователи: Бернс, Кауфман, Дилео (психологи из Америки).


(публикуется с любезного разрешения издателя)


Tags: ДРС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments