m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Темя, затылок, висок, лоб

Со страницы
http://festival.1september.ru/articles/524492/

Нейропсихологическая диагностика ребенка раннего возраста

Никорчук Наталья Викторовна, руководитель Службы психологического сопровождения процесса комплексной реабилитации, психолог высшей категории


Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой - само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.

При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой [1].

Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.

Исследование детей 3 - 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:
1.Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
2.Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).
3.Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
4.Называние реальных изображений.
5.Показ реальных изображений по слову-наименованию.
6.Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
7.Запоминание серии из 5 слов.
8.Счет до пяти с внешней опорой.
9.Исключение понятий (Проба "Четвертый лишний" при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
10.Проба на цветовой гнозис
11. Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как кинестетический праксис, кинетический праксис, конструктивный праксис, зрительно-предметный гнозис, цветовой гнозис, зрительная и слухоречевая память, интеллектуальные функции.

У детей 3-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре, наблюдается несформированность следующих показателей:
•кинестетический праксис - до 75%
•кинетический праксис - до 50%
•конструктивный праксис - до 50%
•зрительно-предметный гнозис - до 25%
•цветовой гнозис - до 25%
•зрительная память - до 75%
•слухоречевая память - до 25%

Исследование детей 4 - 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:
1.Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?
2.Установление латерализации функций.
3.Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
4.Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.
5.Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).
6.Проба на праксис позы пальцев.
7.Простые пробы на оральный праксис.
8.Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).
9.Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.
10.Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).
11.Понимание простых логико-грамматических конструкций.
12.Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).
13.Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
14.Называние реальных изображений.
15.Показ реальных изображений по слову-наименованию.
16.Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.
17.Запоминание серии из 7 слов.
18.Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.
19.Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.
20.Пересказ текста по вопросам.
21.Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).
22.Понимание простых логико-грамматических отношений.

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей, как кинестетический праксис, кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие, конструктивный праксис, оральный праксис, зрительно-предметный гнозис, акустический гнозис, зрительная и слухоречевая память, работоспособность и внимание, речевые функции, интеллектуальные функции.

У детей 4-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре (в основном это дети с диагнозом РЦОН, ММД), наблюдается несформированность следующих показателей:
•кинестетический праксис - до 65%
•кинетический праксис - до 65%
•конструктивный праксис - до 15%
•пространственный гнозис - до 50%
•зрительно-предметный гнозис - до 65%
•акустический гнозис - до 65%
•зрительная память - до 30%
•слухоречевая память - до 30%
•умственная работоспособность и внимание - до 50%
•речевые функции - до 80%
•мыслительные функции - до 80%

После проведения нейропсихологического обследования и выявления "западающих" факторов встает вопрос о комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации детей. При осуществлении данного направления деятельности используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы. Данные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 группа методов), а также формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга (2 группа методов). Упражнения 2 группы подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон на каждого ребенка в отдельности. В общем, курс состоит из 10 - 12 занятий формирующей части. Для закрепления сформированного фактора родителям выдаются рекомендации для занятий с ребенком дома.

Список использованной литературы
1.Глозман Ж..М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006.
2.Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. - СПб.: Питер, 2008.
3.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005.
4.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.
Tags: Завершить, Психодиагностическое эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments