m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Тест на знание психологии 1/3

© О.В. Бермант-Полякова, 2013

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ПСИХОЛОГИИ
(якобы демонстрационный вариант ЕГЭ-2017)

1 (из 30) Укажите лишнее слово в последовательности определений:
младенческий, детский, подростковый, юный, взрослый, успешный, зрелый, пожилой, старческий

- зрелый
- успешный
- пожилой
- младенческий


2 (из 30) В каком предложении вместо слова СРЕДА нужно употребить ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ?

- Слепой, глухой, немой, парализованный человек нуждается в среде, приспособленной к его нуждам.
- Cистема альтернативной коммуникации с помощью карточек (The Picture Exchange Communication System, сокращённо PECS) и язык жестов помогают неговорящим детям адаптироваться в социальной среде.
- Слабовидящим детям помогают очки, слабослышащим детям помогает слуховой аппарат, обездвиженным детям помогает инвалидная коляска, нервным детям помогает среда.
- Нервные дети, у которых гипоталамические отделы мозга собирают обратную связь от внутренних органов и систем организма и регулируют постоянство внутренней среды (гомеостаз) с трудом, выделяются среди сверстников своим поведением.

3 (из 30) Укажите пример с ошибкой в написании слова.

- сангвиник
- холерик
- флегмотик
- меланхолик

4 (из 30) Укажите точное продолжение предложения.

Свойства и судьба детей строго зависят от того, какое из пяти нижеследующих высказываний (разумеется, таких градаций не пять, а бесконечное множество, потому-то люди и разные) кажется нам достоверней:
1. В мире нет ни любви, ни совести.
2. А есть ли в мире любовь? Есть ли совесть?
3. Нет, все-таки в мире есть любовь и совесть.
4. В мире есть любовь и совесть.
5. Любовь и совесть правят миром.
И тому, кто находится на уровне первого утверждения или близок к нему, боюсь, не помогут в его делах с детьми ни советы, ни консультации, ни доценты педагогики, ни профессора психологии. Так - не получается. Если бы здесь было сказано: "Зимой дети должны ходить в обуви", никто не стал бы возражать или спрашивать, где ее взять. Кто заботится о детях, тот где-нибудь да найдёт ботинки, не вступая в спор, нужны они или нет. Точно так и в невидимых нравственных делах. Справедливо утверждение относительно любви и совести или несправедливо, трудно оно дается или мучительно, нравится оно или вызывает возмущение, но для воспитания честных и добрых людей ... (С.Л. Соловейчик "Педагогика для всех", 1987)

- необходимо верить в правду и любовь.
- желательно верить в правду и любовь.
- иногда нужно верить в правду и любовь.
- недостаточно верить в правду и любовь.

5 (из 30) Укажите предложение, в котором не содержится ошибочное утверждение.

- Человеческий ребёнок - tabula rasa, - чистый лист, на котором можно написать всё, что вздумается.
- Tabula rasa у Аристотеля (384-322 до н.э.) - обозначение первоначального, "чистого" состояния человеческого сознания, каким является сознание ребёнка.
- В ребёнке заложены разные природные возможности, которые могут превратиться в способности и таланты, если их развивать.
- Педагогическая наука придерживается древнегреческих принципов воспитания "non scholaе sed vitaе discimus" ("не для школы, а для жизни учимся") и "tabula rasa" (ребенок как "чистая доска").

6 (из 30) Прочтите утверждения и укажите правильный ответ на вопрос.

В каких утверждениях говорится о врождённых особенностях человека?

(1) Темперамент - это врождённая характеристика соотношения процессов возбуждения и процессов торможения в нервной системе человека; сила побуждений, скорость, с которой побуждение переходит в действие, и устойчивость, с которой побуждение сохраняет действенную силу, находят особенно наглядное выражение в скорости, ритме и темпе всех моторных проявлений человека: его практических действиях, речи, выразительных движениях.
(2) Левшеством называется левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой), оно включает в себя леворукость, левоногость и сенсорное левшество, зрительное и слуховое; слова "леворукость" и "левшество" синонимами не являются.
(3) Связь ребёнка с другими людьми начинается с его тесной связи со взрослым, который за ним ухаживает, с матерью; особенностями этой связи может быть вера в то, что мама всегда рядом (безопасная привязанность), либо сомнения в том, что мама будет рядом всегда и потребность постоянно проверять, так ли это (амбивалентно-сопротивляющаяся привязанность), либо вера в самого себя без потребности быть рядом с мамой (избегающая привязанность), либо потребность быть самому по себе без веры в себя (дезорганизованная привязанность).
(4) В теории множественного интеллекта Ховарда Гарднера описаны восемь видов интеллекта и предрасположенность к профессиям: внутриличностный (философия, психология, теология) интеллект, вербально-лингвистический (писательство, юриспруденция, философия, журналистская деятельность, преподавание) интеллект, телесно-кинестетический (атлетика, актёрство, хирургия, строители, солдаты) интеллект, визуально-пространственный (актёрство, инженерия, архитектура) интеллект, логико-математический (научная деятельность, математика, инженерия, экономика) интеллект, музыкальный (музыкант, певец, ди-джей, композитор) интеллект, натуралистский (естествознание, садоводство, фермерство) интеллект и межличностный (политика, управление, преподавание, социальная работа) интеллект.

- 1
- 1, 2
- 2, 4
- 1, 2, 3, 4

7 (из 30) Прочтите утверждения и укажите правильный ответ на вопрос.

В каких утверждениях говорится о сформированных особенностях человека?

(1) Ощущение хода времени - умение ощутить течение времени суток и времени недели, темп жизни и работы, правильно оценить объём времени, необходимый для решения задачи, соотнести свой темп с этим объёмом и выполнить задуманное или заданное в нужный срок.
(2) Чувство временной перспективы - умение обдумывать себя, окружающих и обстоятельства жизни в ретроспективе прошедших месяцев, лет и десятилетий; почувствовать и описать жизнь как сложившуюся историю, быть сочинителем своей биографии и её рассказчиком.
(3) Совесть - умение отличать добро и зло, побуждение делать осознанный выбор в пользу добра; чувство нравственной ответственности за своё поведение перед самим собой.
(4) Честь - умение отличать достойное поведение от недостойного, подобающее от неподобающего, соотносить свои действия с морально-нравственным мерилом и отвечать за своё поведение перед окружащими, другими людьми, дорожить своей репутацией.
(5) Уживчивость - умение ужиться, поладить с другими, способность человека сохранять самообладание, примиряться с обстоятельствами, находить общий язык с людьми, побуждение к миролюбию в отношениях с окружающими.

- 1, 2
- 3, 4
- 5
- 1,2,3,4,5

8 (из 30) Следующие несколько заданий вам надо будет работать с массивами текста. Прочитайте отрывок А.

Отрывок А
Существует одна разновидность дискриминации, о которой мы с вами должны обязательно поговорить, потому что зачастую она превращается в вопрос жизни и смерти. Глупо и жестоко невзлюбить человека только на основании его расы, цвета кожи, религии, на основании того, что он слишком богат или, наоборот, беден, - вообще на основании любой внешней черты, характеристики, того, что видно снаружи. Это глупо потому, что, заняв подобную позицию, вы сами себя обделяете: у вас будет одним хорошим другом меньше. А жестоко так себя вести потому, что вы выносите суждение, которое никоим образом не связано с душой этого человека, с тем, какой он изнутри. Однако бывают ситуации, когда вам следует сделать выбор в пользу того, чтобы не иметь ничего общего с человеком, который подбивает вас тем или иным способом нанести вред себе или окружающим. Дарить дружбу и принимать её - дело сложное: нужно о многом думать, многое иметь в виду. К сожалению, у подростков мало возможностей размышлять над такими важными вопросами, потому что они слишком заняты учёбой, которая в наши дни отнимает куда больше времени и сил, чем это было во времена моего детства.

У меня есть сосед, пятиклассник Фред, и на днях он сообщил мне, что недавно на уроке биологии они всем классом препарировали лягушек. А я точно помню, что у нас до лягушек руки дошли только в старших классах. Его младший брат, Джим, как-то показал мне свой учебник по математике за четвёртый класс - и я в нём ничегошеньки не поняла. Моя внучка учится во втором классе, и их уже учат писать "по-письменному", а нам до пятого класса разрешали писать печатными буквами. Школьная нагрузка растёт, домашние задания делаются всё более трудоёмкими (нам начали задавать уроки на дом только в пятом классе), и поэтому в школе мало времени уделяют разговорам о чувствах и о том, чтобы получше узнать друг друга.

По-моему, самое главное, чему нужно научиться - это то, как стать цивилизованным человеком, то есть как научиться уважать других и заботиться о них. А этому вы научитесь, только когда начнёте считать самих себя симпатичными и достойными любви. Чтобы выучить такой урок, времени требуется побольше, чем на историю или биологию, - этот урок продолжается всю жизнь. (Эда Ле Шан "Когда дети сводят друг друга с ума", 2006)

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в первом абзаце отрывка А?

- Выбирать, с кем подружиться, нужно по внутренним качествам человека.
- В человеческом обществе действуют силы предпочтения и отвержения.
- Люди дискриминируют друг друга по разным признакам.
- Дружить лучше с богатыми и успешными людьми.

9 (из 30) Прочитайте отрывок А. Выберите правильное окончание предложения.

Во втором абзаце автор проводит сравнение между поколением бабушек и поколением внуков и иллюстрирует примерами тезис ...

- об акселерации внуков.
- об интенсификации учёбы.
- о деменции бабушек.
- о профанации дружбы.

10 (из 30) Прочитайте отрывок Б.

Отрывок Б
(1) В настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет. (2) Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. (3) При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам). (4) Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 — 5 годам, в то время как соматогностические — к 6. (5) Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. (6) До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин. (7) В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности — к 8 и 9 годам соответственно. (8) Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7—8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности. (9) До этого возраста в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению. (10) Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 — 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п. (А.В. Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", 2002).

Отрывок Б пересказали другими словами и последовательность предложений кое-где изменили. Расставьте цифры, от 1 до 10, так, чтобы мысли в пересказе и в исходном отрывке имели одинаковую нумерацию.

Пересказ отрывка Б другими словами

(...) Дети растут, умнеют, взрослеют, - развиваются. В чём ребёнок перегнал сверстников, а в чём отстаёт от них? Учёные протестировали детсадовцев и младших школьников, чтобы узнать так называемую "возрастную норму". (...) Задатки и способности ребёнка созревают "кто ранней весной, а кто ранней осенью", не одновременно. (...) Первыми становятся на службу умения различать мягкое и колючее, холодное и горячее, гладкое и шероховатое. Познавать мир на ощупь ребёнок умеет уже к четырём-пяти годам. Когда в детском рисунке появляются двойные линии рук, ног, шеи, психологи знают, что ребёнок научился ощущать "себя", владеет своим телом, отделяет себя от окружающего мира. В норме это происходит в возрасте шести лет. (...) Вторая психическая функция, которая заступает на службу детскому познанию, - память. В пять лет у детей имеется достаточный объём и зрительной, и слухоречевой памяти. Шестилетний хранит в памяти нужное число элементов, независимо от того, на слух или зрительно он их запоминал, - и хранит прочно. В дальнейшем, к семи-восьми годам, созреет способность извлекать из памяти безошибочно. (...) Ребёнок-дошкольник, даже если запомнил нужное количество эталонных фигур, - поскольку его объём запоминания уже созрел, - и хорошо удерживает в памяти все фигуры, - поскольку следы памяти уже устойчивы и запоминает он осмысленно, зная, что запоминал, - когда извлекает фигуру из памяти и рисует её по просьбе психолога, поворачивает, нарушает пропорции, пририсовывает дополнительные детали, или переставляет местами, сначала вспоминает последнее, потом первое. То же самое и при проверке запоминания на слух: даже если ребёнку четыре раза повторить ряд слов, в семь лет он не обязательно запомнит порядок, в котором звучали слова, и может вспомнить "похожие" по значению или по звучанию слова вместо эталонных. (...) Формируется это умение благодаря неустанной практике. Маленькие дети - большие непоседы, они с удовольствием повторяют за взрослыми самые разные движения, и способность подражать движениям взрослого полностью доступна детям уже в возрасте 4-5 лет. А вот задумывать движение и показывать его другим, чтобы повторили за ребёнком, целенаправленно переводить мысль в действие, дети способны лишь начиная с 7 лет (причем способность сжимать пальцы одной руки в кулак и одновременно распрямлять пальцы другой руки, а потом переменять положение рук, в норме безошибочно выполняется детьми ещё позже, к 8 годам). (...) Ребёнок четырех-пяти лет уже не испытывает затруднений в узнавании и различении предметов, которые видит; он может долго подбирать слово, которым называется то, что он узнал, потому что не сразу его вспоминает или не полностью выговаривает и ищет более "лёгкое" для произнесения. (...) Только в возрасте шести-семи лет у детей созревает способность воспринимать сложные картины, где сочетание и взаимоотношения элементов помогают уяснить смысл происходящего. Особенно трудно для детей ухватить идею сюжета, если она представлена серией картин и требуется переключать внимание от картины к картине. (...) Умение ориентироваться в пространстве также созревает постепенно. Первыми, на основе ощущения Я внутри своего тела, формируется умение помещать себя самого на поверхность земли и мысленно представлять пространство вокруг себя как систему координат (6 -7 лет). Способность целенаправленно конструировать сложные объекты или складывать на плоскости разрезные картины из множества частей в норме созревают к девяти годам. Умение знать количество, отмерять расстояние, время, объёмы, в норме созревает к восьми. (...) Похожим образом, лишь в первых классах школы созревает у ребёнка умение различать на слух б-п, в-ф, з-с и на уже на основе фонематического слуха формируется способность понимать смысл сказанного с учётом предлогов и падежных окончаний слов, например "Петя побил Колю. Кто драчун?". Способность самостоятельно строить развёрнутое предложение, программировать объёмное речевое высказывание созревает к концу начальной школы (8 - 9 лет). Ребёнок-первоклассник, как правило, затрудняется овладеть письмом (рука выводит линии, глаз контролирует точность начертания букв и ровность на строке, внутренняя речь помогает "слышать", как звучит записываемое слово), решать смысловые задачи (затрудняется удержать в памяти действующих лиц и вообразить соотношения между ними), написать сочинение (задумать сюжет, отмерить начало, основную часть и окончание текста, разделить основную часть на несколько небольших частей и дать подзаголовки, удерживать в памяти замысел в целом, чтобы изменить соотношение небольших частей). (По книге А.В. Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", 2002).
Tags: ЕГЭ-2017
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments