m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Проективная психодиагностика


Предисловие

Для чего нужна психодиагностика?

Для того, чтобы быстро сформулировать рабочую гипотезу. Гипотеза рассматривает ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ, определяющий личностную динамику пациента. Поведение пациента во время психотерапии – его злость, его подозрительность, его зависимость, исчезновение на несколько сессий, соблазнение, суицид, влюблённость в лечащего врача – всё это проявления его личностной динамики. Если понимание динамики не достигнуто, пациент ставится в парадоксальную ситуацию, когда его лечат, только если он продуцирует всё новые и новые симптомы и никак не выздоравливает.

Искусство проективной психодиагностики состоит в чтении между строк. Интуитивность и способность видеть «под» одними явлениями другие требуют тренинга и системного мышления. Привычка отделять знание от источника знания и от контекста, в котором оно было сформировано, интерпретировать одновременно – саму историю, процесс её рассказывания и влияние ситуации на рассказ, приходят с опытом работы.

Опыт и подсказывает, что нужно сразу сказать вам...

О рамке, которая ограничивает моё видение
В России данные психологического тестового исследования в основном интерпретируют с позиции теории личностных черт. Я получила западное психоаналитическое образование, поэтому результаты толкую с позиции психодинамического подхода – пишу заключение для психотерапевта с рабочими гипотезами о центральном психодинамическом конфликте, трансференсе (переносе, ожидающем терапевта) и описанием интегральной характеристики, называемой «Сила Эго». Сила Эго измеряется способностью контролировать импульсы, репертуаром защитных механизмов и способностью адекватно оценивать реальность. Что из заключения сообщать пациенту и в какой форме преподносить, обычно решает психотерапевт.

Об ограничениях ситуации
Обычно проводят пять тестов (Бендер, Дом-Дерево-Человек, Векслер, Роршах, ТАТ). Как выглядит заключение для ПСИХОТЕРАПЕВТА по одному только тесту Роршаха, можно подглядеть вот здесь http://madeinmodiin.10bb.ru/viewtopic.php?id=89

Об ограничениях стимульного материала
Картинка 7GF из набора картин теста тематической апперцепции ТАТ определяет взаимоотношения между матерью и ребёнком в восприятии женщин. Она провоцирует негативные эмоции по отношению к матери, потому что девочка смотрит скорее в пространство, чем на мать. Кукла, в свою очередь, провоцирует озвучивание ожиданий женщины по отношению к детям.

О так называемых «популярных» ответах, то есть культурных клише для 7GF:
1. Подросшая дочь, мать читает нравоучительную книгу, дочь занята другим.
2. Больная девочка, за ней присматривает мать или гувернантка.
3. Одинокий ребёнок, которого отрывают от сверстников.
4. (для подросткового возраста) Первая влюблённость девочки.

Ответ женщины:

На рисунке дочка с мамой играют в куклу. Точнее, делают вид, что играют. Девочке игра уже наскучила - она смотрит в сторону. Вмешательство мамы сделало игру неинтересной, фальшивой. Мама протягивает девочке подушку - желая продолжать игру, она предлагает уложить куклу спать. Мама делает это из чувства долга - она полагает, что таким образом приучит девочку к чему-то важному, настроит ее на нужный лад заботы для будущего материнства. Мама не понимает того, что от повторения прописных истин дочь станет только дальше от нее, и уж точно ничему не научится. Дочка отлично знает, что когда будет нужно, она сама прекрасно всему научится. Ей было бы приятнее, чтобы мама не использовала любую возможность для бессмысленных нравоучений, и вообще - не была бы такой тусклой.

Интерпретация:

Оригинальный сюжет.

На первый взгляд выглядит как динамика False Self, и действительно, девочка делает вид, что играет, на самом деле она подчиняется, вытесняя свои подлинные чувства. Злится ли героиня, терпит, мечтает, лелеет планы мести - эмоциональные переживания, скорее всего негативные, в рассказе пропущены.

Рассказанная история показывает не просто динамику непонимания старшими младших, она показывает динамику abuse, ненадлежащего обращения. Мать сознательно делает вид, что играет. Её цели на самом деле - формирующие, механистические, передающие отношение к девочке как к неживому объекту. Бездушие матери смягчает её предложение - она протягивает девочке подушку. Фраза "желая продолжать игру, она предлагает уложить куклу спать" следует толковать как нагруженную символическим смыслом. Мать хотела бы, чтобы дочь уснула не только в игре, но и в жизни, ибо спящая она пассивна и полностью подконтрольна.

Это непростая динамика, и неопытному психотерапевту будет сложно с ней справиться.
Способность адекватно оценивать реальность - сохранна.
Конфигурация импульс-защита работает, девочка представляет выход из ситуации в будущем, своими силами, с опорой на свои знания.


Ответ женщины:
спасибо большое. очень интересно про "Мать хотела бы, чтобы дочь уснула не только в игре"
что касается чувств героини-девочки в данный момент - она терпит, то есть гасит в себе все чувства, просто ожидая, когда эта навязанная игра кончится.
будущее их мне никак не нарисовалось - не вижу в нем никакой динамики)
пояснения были бы кстати - а именно все специальные термины, которые вы используете: динамика False Self (это имеется в виду процесс избавления от ложного Я и обретение настоящего?), abuse (то есть мне не кажется, а со мной действительно в детстве обходились паршиво?), Конфигурация импульс-защита. но если вы собираетесь к концу недели эти понятия описать в новом посте - я буду его ждать)

Ответ:

False Self вы правильно понимаете как ложное Я, оно сосуществует одновременно с подлинным. Ложное Я "подстраивается" под родителя, который требует от ребёнка соответствия своим ожиданиям, а если ребёнок не соответствует - наказывает своим уходом, эмоциональным отвержением или эмоциональным разрывом. Дети в таких ситуациях испытывают крайнюю степень отчаяния, с которой неспособны справляться, ибо ещё не научились важному для жизни души умению, утешению-себя. Соответствие любым, порой абсурдным, ожиданиям родителя - способ выжить эмоционально.
Настоящее Я при этом никуда не девается и ниоткуда не обретается - оно просто не имеет возможности проявиться. Понимаете, если у скульптора есть идея, пока мы не дадим ему глыбу мрамора, идея не станет со-бытием, не вызовет со-страдания или со-переживания. Так и подлинное Я - пока ребёнок не может проявить себя так, как ему этого хочется, в игре, отношениях со сверстниками, в хобби - подлинное Я не станет со-бытием, не перейдёт из потенциального состояния в реальность.

Abuse - произносится абъюз, переводится как ненадлежащее обращение. Теоретически подразделяется на физический или эмоциональный, межличностную травматизацию или сексуальное злоупотребление. Практически - разрушает в ребёнке доверие к миру, к людям и к самому себе.

В вашем случае, как мне кажется, динамика ближе к описанной в статье Андре Грина "Мёртвая мать" - она о матери, эмоционально безучастной к своему ребёнку, и о том, как развиваются отношения между детской душой и мёртвой матерью. Конспект статьи для студентов психфака здесь
http://rorschach-club.livejournal.com/35679.html



Наконец, конфигурация импульс-защита - это структура Я, которая каждый раз накладывается на переживаемые события и личный опыт. Выше в комментариях есть разговор с девушкой про скобки на письме как границы неприятным эмоциям, хороший пример того, как работает конфигурация (структура). Она может справляться с задачей (осмыслять и переживать новый опыт), а может не справляться (тогда появляются симптомы душевного расстройства, снижение трудоспособности или заболевания психосоматической природы)

Ответ женщины:
да, отличная статья. похоже, действительно про меня.
в возрасте 1 г 2 мес мама отдала меня на воспитание бабушке, сама приезжала на выходные, но не занималась мной, а бурно ссорилась с бабушкой. позже, когда мы стали жить вместе (вдвоем и в огромной неуютной коммуналке) мама оставалась именно что безучастной, даже когда порола меня (неудивительно, что я не могу вспомнить - за что). не хвалила, не верила в меня, не занималась, не интересовалась. есть предположение, что именно тогда у мамы начались психические отклонения - она видела вокруг себя заговор, очень масштабный, и меня - его частью. тогда и возникло чувство бессилия - я была одна и советоваться мне было не с кем. я действительно пыталась предугадать ее реакции и выросла довольно сообразительной. довольно быстро я стала тяготиться маминым обществом. несмотря на это, лет до 25 она оставалась для меня безусловным авторитетом. только когда появились собственные дети, я поняла, насколько ужасно все обстояло - и начала ее винить во всех своих бедах.
вообще, удивительное чувство - читаешь научную статью и едва ли не слезами обливаешься. вот только из нее непонятно, как выбираться из этого омута) сейчас мне 35, и с мамой приходится поддерживать отношения, что бывает мучительно - и бессилие тут по-прежнему ключевое слово. лечиться мама не хочет. а бабушка еще жива, и мне нужно ее защищать.
спасибо вам за разбор, объяснения и ссылку. если мой случай вас интересует - я готова к сотрудничеству)


Tags: Рабочий архив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments