m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Жизнь чувств

Из моих комментариев в ру_психолог:

Раз вы располагаете временем, как я поняла из апдейта к посту, воспользуюсь возможностью и поведу речь издалека.

У каждого человека есть уровень инстинктивной жизни: жажду и голод испытывают все люди, и организм сам сигнализирует человеку о том, что пора восстановить равновесие в организме. Вода нужна, потому что обменные процессы в клетках организма нуждаются в ней, пища нужна, потому что клетки воссоздают себя, строят новые белки вместо тех, что уже отслужили. По-моему, несколько месяцев - самый долгий срок жизни клетки, то есть каждый квартал у вас с биологической точки зрения заменены все детали в организме. Среди инстинктов есть и половой инстинкт, тяга, и инстинкт самосохранения. Вот эмоции это то, что тесно связано с инстинктом самосохранения, - иррациональное, внерассудочное знание, моментальное, к добру или к худу происходящее. Эмоции, получается, дают человеку обратную связь о том, что вокруг него происходит, - быстро и без слов, не тратя время на подбор нужного выражения, вспоминания, что оно значит, возможных самообманов ума, то есть мгновенно и наверняка.


Почему эмоция? Слово это латинское, e-motion, и его корень означает "движение", а однокоренное слово в русском языке "моцион", так называлась прогулка в девятнадцатом веке. Дело в том, что эмоция обязательно задействует ту или иную группу мышц. От радостных переживаний на лице расцветает улыбка, от скорбных - опускаются вниз уголки губ, от ярости ладони сжимаются в кулаки или напрягаются икроножные мышцы, - желание затопать ногами или убежать. Не бывает чувства (того, что мы сами переживаем по поводу той или иной ситуации) без ощущения в теле. А не переживать человек не может, инстинкт самосохранения невозможно "отключить".

То есть эмоции у вас есть, по определению.

Наблюдая за выражением эмоций, люди до нас обратили внимание, что от злости один побледнеет, а другой раскраснеется. В девятнадцатом веке открыли различие парасимпатической и симпатической системы и этим объяснили различие в реакции. В девятнадцатом же веке стали изучать, как подавление желаний, торможение реакции (а этикет и общественная жизнь требуют выражать свои переживания общепринятым образом, есть общественный договор на тему того, что допустимо, а что нет. Например, разозлиться и повредить имущество другого в припадке гнева нельзя, за нарушение запрета будет преследование по закону. Или возжелать кого-то незнакомого прежде сексуально и, не спрашивая его согласия, смело приступить к осуществлению желания нельзя, за изнасилование будет преследование по закону. Или наговорить дерзостей и гадостей другому человеку нельзя, - это, как в притче про гвозди, забитые в доски забора, и потом вытащенные, оставляет вмятины навсегда, - делает отношения иными, повреждёнными нагльством и сквернословием. То есть люди вынуждены обуздывать свои желания, чтобы сохранить свободу или свои взаимоотношения с другими людьми, - и это "держание желаний в узде" вызывает к жизни переживания, они по-русски называются досада, разочарование, горечь утраты.

Например, человеку хотелось бы, чтобы лето длилось подольше, или чтобы бабушка жила вечно, но невозможно. Одни досадуют, другие разочарованы, третьим горько от этого. Давно подмечено, что если не думать о чём-то (не помышлять эти мысли), то и не возникнет эмоционального отклика на мысль (реакции на стимул). Так придумали способ управлять своей эмоциональной жизнью: обращать внимание на то, какие мысли думаешь.

Подводя промежуточный итог, то, что человек наблюдает снаружи себя, и то, что он помышляет внутри своей головы, вызывает одинаковый эмоциональный отклик: переживание плюс мускульную реакцию.

Общественный договор предписывает приличные и неприличные выражения чувств для каждого возраста. В два года упасть на пол и брыкаться, выражая таким образом недовольство, нормативно. Если в магазине покупатель тридцати лет, не получив желаемой скидки, станет делать то же самое, ему вызовут "скорую помощь" как больному. В три года полезть в драку, отпихнуть и толкнуть другого ребёнка, нормативно. В тридцать лет, если покупатель в магазине затеет драку, вызовут полицию.

Если волевым усилием запретить себе ощущать и переживать, появится симптом. Врачи заметили, что люди, которым часто приходится обуздывать свой гнев, страдают или от головных болей, или от желудочных спазмов, или от судорог в ногах. А люди, которым приходится скрывать свой страх, страдают позывами на рвоту или понос, подавлять своё отвращение - появится отталкивающая маскировка на коже и т.п. Тело всегда переживает эмоции тем или иным образом.

У животных нет волевого усилия и самоподавления, они живут инстинктивной безрассудочной жизнью, - поэтому олень, например, который учуял хищника, испугался, затаился в неподвижности, переждал опасность, после того как оказывается в безопасности, отреагирует страх - дрожит мелкой дрожью, стоя на месте. Отклик тела как бы "откладывается" на некоторое время. Зато, продрожавшись и отреагировав, животные не болеют неврозами (не расстраивают свои нервы, говорили раньше). Есть люди, которые после стрессов на работе идут в спортзал и физической нагрузкой помогают своим мышцам освободиться от "непрожитого сразу" напряжения. Наверное, предыдущим поколениям было проще, потому что физического труда было больше, наколоть дров тоже усилие, воду таскать вёдрами усилие, то есть в каком-то балансе был уровень стрессов и возможность стрессы "переработать".

Стресс здесь - это любое изменение в состоянии окружающей среды, на которое организму приходится откликаться. И к добру, и к худу. Стрессы в жизни человека есть всегда, но не все они одинаковой силы. Те, что угрожают безопасности (физической) и затрагивают инстинкт самосохранения, самые сильные. Есть ещё уровень экономической безопасности (страх разорения, нищеты) и социальной изоляции (страх оказаться изгоем, изгнанником. Раньше человек погибал, если его изгоняли жить одного, одной парой рук невозможно было пропитать себя)

Давайте уговоримся всё вышеперечисленное: рядовой отклик на изменение мира снаружи, отклик на мысли внутри, стресс (сильное воздействие вызывает сильный отклик), угрозы, опасности, - всё это называть умными словами "дезорганизующее влияние". Понятно, что есть и организующее влияние, разум, воля, память, речь, внимание служат человеку и помогают ему организовать свою жизнь. После того, как она дезорганизована :) всем вышеперечисленным.

В двадцатом веке психиатры обратили внимание на то, что один и тот же стимул (опасность, угроза, стресс) у людей с одним и тем же типом нервной системы (парасимпатическим или симпатическим) вызывает совершенно разные реакции. Почему? такой вопрос задали себе неврологи на рубеже веков, и придумали на него ответ. Потому что у человека есть механизмы психологической защиты. Их много разных видов, но у одних людей один набор "рабочих инструментов", как нейтрализовать дезорганизующее влияние, а у других людей другой набор "рабочих инструментов". Каждый разными средствами решает задачу ослабить дезорганизующее влияние, -

притом, у детей психологических защит нет особенно. Хотят - кричат, хотят - топают ногами, и при этом они неиссякаемые, энергии вагон у детей, запас жизненных сил огромный, неутомимы, хотят новых и новых переживаний, а у взрослых, которые соблюдают общественный договор о приличном выражении чувств, энергии меньше, чем у детей, они избегают сильных переживаний, приберегают себя, не такие жадные на впечатления, как дети. Отчего так? подумали учёные и предположили в виде гипотезы, что не только голод и жажда, но и душевные силы находятся в равновесии, в балансе ресурсов и нагрузок, современным языком говоря, а работа психологической защиты - и успешная социальная адаптация к обществу, как следствие, - отъедает ресурсы и душевные силы. То есть психика совершает работу, и на эту работу тратится энергия.

В первой половине двадцатого века были описаны основные виды психологических защит, а к концу двадцатого века их научились систематизировать, описывать в виде системы.

Выяснилось, что у людей психика справляется с дезорганизующим влиянием
- по механизму изоляции
- по механизму отрицания
- по механизму диссоциации
- по механизму компенсации
- по механизму смещения

Я вам назову ключевые слова "Бермант-Полякова Словарь психологических защит", а поисковик поможет вам найти этот текст, там научно сформулировано, какой вид защиты к какому механизму относится.


Людей без эмоций и без психологических защит не бывает, и мой ответ на вопрос вашего поста "Познай самого себя, вернее, свой репертуар психологических защит".

В психодинамической традиции (это осовремененный психоанализ) защиты сами по себе не рассматриваются, говорят о конфигурации импульс-защита. У психологов на этот счёт есть несколько гипотез (о мыслях, которые внутри головы, и на которые есть эмоциональный отклик):
психологическая защита - это бессознательный процесс, который удерживает часть эмоций и переживаний вне сознания таким образом, чтобы человек мог приспособиться к реальности и посвятить свои силы взаимоотношениям с другими людьми и продуктивной деятельности.

Ресурсы психики ограничены, поэтому лучше расходовать силы на дело, а не на переживания, - такая посылка. Эту работу делает психологическая защита. Эго-психология - направление, которое полагает, что психологическая защита помогает справляться с тревогой. Теория объектных отношений - направление, которое полагает, что психологическая защита помогает справляться с переживаниями утраты и горя. Психология Я - направление, которое полагает, что психологические защиты направлены на сохранение самоуважения, психологическая защита помогает справляться с разочарованиями в тех, кого идеализировал, в том числе и идеализированное представление себя самого.

Защиты - это адаптивный и всеохватный способ переживания человеком мира, они действуют на протяжении большей части жизни и используются автоматически. У каждого человека есть свой, характерный только для него, репертуар психологических защит и конфигураций импульс-защита.

Все психологические защиты исключают болезненный аспект внутреннего или внешнего мира и создают тем самым ощущение контроля над ситуацией.

Религиозное сознание я бы тоже отнесла к способам совладания со стрессом, всё же позиция отрешения от страстей даёт свои плоды - и значимость снижается, и уровень стресса в итоге меньше, и меньше психологических защит задействовать надо, чтобы с ним справиться. Жить в ладу с самим собой религиозному человеку легче, потому что обрядовая сторона религии даёт ответы на вопросы, готовые. Бывают атеисты, которые всё объясняют психологией - панпсихологизм это называется в научной литературе, когда всё на свете, любой феномен человеческой жизни, через психологию объясняют. Я считаю панпсихологизм, как любое сверх-обобщение, искажённым восприятием происходящего.

В религиозной парадигме, безгневие - даруется человеку, как лёгкость жизни, приятность. Или в молитве просят дать струю слезам, - то есть помочь выплакать переживания, и защитить от окамененного нечувствия, там много слов есть, которые о психологических защитах другим языком говорят.

Я связала предрасположенность к использованию того или иного типа психологических защит с паттерном поведения, который легко заметен внешнему наблюдателю и известен как "тип привязанности". Возможно, нейроимиджинговые методы исследования помогут психологам доказать, что эта предрасположенность - врождённая, и что существует конфигурация, структура их распределения. Конфигурация - идея, которая помогла бы объяснить, почему человек может иметь предрасположенность к использованию разных типов защит в разных сферах жизнедеятельности: например, на работе одни, а в семейном кругу другие.

Вот этот материал:
В отношениях есть два класса ситуаций, отношения неравных и отношения равных. Неравенство заложено в отношениях руководителя и подчинённого (у одного есть санкции, наказания и поощрения, у другого их нет), учителя и ученика, родителя и ребёнка, опытного работника и новичка.
В отношениях равных есть три класса ситуаций:
совпадение осознаваемых ценностей,
несовпадение осознаваемых ценностей,
не осознаёт свою ценностную иерархию.
Ценности, идеалы, запреты составляют (если говорить психоаналитическим языком) сферу супер-эго. Она может быть у двух людей основой для сотрудничества "мы", основой для соперничества "ты и я" или быть несформированной.
В отношениях сотрудничества, где возможно "мы", есть ещё два класса ситуаций: механизмы психологической защиты (уровень эго) совпадают или не совпадают.
Для совпадения наблюдаются четыре варианта:
- оба имеют компенсацию как ведущий механизм психологической защиты (это будет классика того, что в англоязычной литературе описывается как secure attachment);
- оба имеют изоляцию как ведущий механизм психологической защиты либо оба имеют диссоциацию как ведущий механизм психологической защиты (это будет классика того, что в англоязычной литературе описывается как dismissing attachment);
- оба имеют отрицание как ведущий механизм психологической защиты либо оба имеют смещение как ведущий механизм психологической защиты (это будет классика того, что в англоязычной литературе описывается как unresolved/disorganized attachment);
- у обоих ведущим механизмом психологической защиты является проективная идентификация (это будет классика того, что в англоязычной литературе описывается как preoccupied attachment(, (я писала об этом как о судьбоаналитических отношениях в книге "Молочные реки, кисейные берега"),
для несовпадения партнёров по ведущему механизму психологической защиты вариантов будет значительно больше.
Это механика отношений, зубчатые колёса рабочего механизма отношений. Движение их вращения, динамика отношений, зависит того, кто, что, где, как, почему, для чего и зачем вступает в отношения.

Собственно, об отношениях между людьми и написана книга "Marriage по-русски".
Tags: Marriage по_русски, website, Консультации on-line
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments