m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Когда ребёнок не такой, как все

© О.В. Бермант-Полякова

Дайджест на тему "Когда ребёнок не такой, как все"  / Digest-post

Special Needs Child: Case Management Issue

Все подчёркнутые слова являются гиперссылками на статьи по обсуждаемой теме. Я мама такого ребёнка, по образованию психолог, по специальности психотерапевт и то, о чём пишу, хорошо знаю.

Каждый новорожденный в Израиле наблюдается в «Капле молока», так звучит в буквальном переводе с с иврита название службы, где младенцам делают прививки, обмеряют и взвешивают, показывают врачу и проверяют, соответствует ли возрасту развитие.
Врождённые и приобретённые заболевания, которые делают ребёнка не таким, как все (генетические болезни, аутизм, умственная отсталость, незрячесть, детский церебральный паралич), выявляются в младенческом возрасте, и лечить детей, заботиться о них и учить их родителям помогает государство. Работа социальных работников, воспитателей и дефектологов, - в Израиле принято другое название, «особое воспитание», - объединена в единую систему детских садов, школ и интернатов, но не об этом я поведу свою речь.
Материал посвящён физически и психически здоровым детям, состояние которых определяется "лёгкой органикой", многоликим нарушением, называемым minimal brain dysfunction по-английски, минимальной мозговой дисфункцией (ММД) по-русски, и проблемам, с которыми сталкиваются взрослые в плане case-management и в эмоциональном плане.

Ребёнок с ММД не такой, как сверстники, в эмоциональном и речевом развитии, поведении и в учёбе. С вашего позволения, начну с того, что обрисую российскую ситуацию словами специалистов, познакомлю вас с точкой зрения российских мам, потом опишу израильскую модель помощи для дошкольников и для школьников, затем познакомлю с израильским опытом, - всё это источники знания, на основании которых сформулированы основные на сегодняшний день проблемы case-management:

(1) Многомесячные очереди. Статистические нормы, исходя из которых рассчитывались ставки и необходимое число специалистов, неадекватны сложившейся на сегодняшний день ситуации. Детей, которые нуждаются в помощи, выявляется в разы больше, чем ожидалось.

(2) Дороговизна частных специалистов. Многие семьи не могут позволить уcлуги по психодиагностике, цены на трёхстраничный отчёт колеблются в пределах 1200-3500 шекелей (200-600 евро).

(3) Функциональная неграмотность. Многие родители не владеют чтением на иврите в достаточной степени, чтобы вникнуть в текст, не понимают отчёта, написанного в городской психологической образовательной службе, и не выполняют рекомендации.

(4) Невозможно выбрать другого врача по развитию, кроме того, что наблюдает ребёнка в Институте, другого консультанта, кроме того, что наблюдает ребёнка в школе или другого психолога городской образовательной службы, который обследует ребёнка. При конфликтных отношениях или неудовлетворённости уровнем квалификации специалиста родители ребёнка могут реализовать гарантированное законом право на второе мнение только обратившись к частному специалисту или решившись на переезд.

(5) В период, когда мозг ребёнка пластичен и сформировать способы переработки информации, компенсирующие или замещающие дефект, легко, родителям рекомендуют занять выжидательную позицию и надеяться, что со временем ребёнок перерастёт трудности.

(6) По достижении возраста шести лет ребёнка фактически наблюдают только частные специалисты, никто не координирует их работу.

(7) Дети-дошкольники эмоционально зависимы от душевного состояния мамы. Помощь психолога матери ребёнка, который не такой, как все, страховой медициной не предусмотрена.

(8) Система подготовки специалистов ориентирована на американский стандарт и игнорирует европейский опыт.

Бразды правления в руках родителей: за и против

И для терапевта, и для диагноста критерием профессиональной зрелости является способность терпеть неизбежную неуловимость и неопределённость бытия. В некотором роде неизвестность является нашей специальностью. Опытный психолог выдвигает гипотезы с полным пониманием того, что у него есть лишь предварительное знание и другого не будет. Никто и никогда не поймёт до конца и полностью ни другого человека, ни самого себя, никакая гипотеза не будет абсолютно исчерпывающей и совершенно точной. Любые предположения будут пересмотрены и уточнены. В клинической практике нами движет надежда, что со временем, при определённых обстоятельствах, в атмосфере сотрудничества, выдвинутые гипотезы окажутся рабочими - то есть адекватными и полезными. Вопрос, чьи гипотезы более адекватны, - психолога, который наблюдал ребёнка два раза по полтора часа, или мамы, которая понимает ребёнка и видит его ежедневно, не имеет ответа. В пользу психолога говорят системность мышления, знакомство с основными понятиями, механизмами и закономерностями развития. В пользу мамы – понимание и эмоциональная сопричастность ребёнку, систематичность и долгосрочность наблюдения. Спокойная и уверенная в себе мама, у которой есть знания, - идеальное решение в сложившейся на сегодняшний день ситуации.

«Зачем посвящать дилетантов в профессиональные тонкости?» (Отношение к родителям как к булгаковскому мельнику из Дульцево 1920-х годов, принявшему все прописанные ему порошки разом, давно устарело. В законе о правах пациента, действующем в Израиле с 1998 года, закреплена норма «аскама ми-даат», информированного согласия),

Кому не получится помочь? Ограничения подхода «грамотный родитель как case-manager» (С задачей кейс-менеджмента не справится семья, где трудное детство и трудное материнство по трагической случайности совпали. Это тот случай, когда эмоциональное неблагополучие в семье требует помощи извне и работы психолога с мамой. Перечислю ограничения: это умоисступлённая мать, отчаявшаяся мать, семья-битва мужа и жены, семья-битва матери и бабушки, семья под вуалью),
Дорогу осилит идущий. Как стать хорошим case-manager (Созерцательный и деятельный родитель (семья)
Читайте профессиональную литературу без переводчика (пять понятийных языков в психодиагностике)
Наблюдайте ребёнка грамотно (ивхун типули и детская игра)
Знайте структуру нарушения и пути компенсации нарушения:
Рука и мозг (основы нейропсихологических знаний)
Минимальная мозговая дисфункция (основные синдромы и как они проявляются при выполнении трёх-четырёхлетним ребёнком самых простых заданий)
Единство диагностики и коррекции (рекомендуемая литература об упражнениях)
«Я стала старше на жизнь»: у каждого своя Голубая Пирамидка, созависимые отношения
«Братство в клане раненых» (эмоциональные проблемы родителей)
«И река меняет своё русло» (когда можно перестать проверять и успокоиться),



, - потому что вам придётся в ближайшие три года освоить эту специальность, чтобы помочь ребёнку, - и основные понятия и синдромы, которые имеют отношение к клинической картине, представленной вами.


 Статья редактируется.

Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments