m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Израильская модель: школьники

Израильская модель

В Израиле действует закон о всеобщем бесплатном образовании начиная с пяти лет. С этого возраста проблемами ребёнка, не похожего на сверстников, занимаются психологи городской Образовательной психологической службы. В шесть лет вопрос, учить ребёнка в школе или оставить ещё на год в детсаду, решает комиссия с участием специалистов и родителей. Отвлекаемость, капризность, нежелание выполнять задания, то, что называют в документах «незрелостью эмоционально-волевой сферы», принято лечить ожиданием. Неуспехи в учёбе (в возрасте от пяти до шести лет дети обязаны выучить цифры до десяти и все буквы алфавита) принято нагонять, - и государство выделяет деньги на то, что ребёнок в первом классе еженедельно получает два-три часа занятий чтением и арифметикой с «исправляющим педагогом» и занятия арт-терапией со специалистом из школьного штата.

Йоэцет (консультант в школе) и психологит (психолог)
«Йоэцет хинухит», женский род от слов «советник по образованию», проще перевести словом консультант. Это педагог с высшим образованием, которая получила дополнительную подготовку в консультировании и изучала в университете психологические дисциплины. Дети-первоклассники, не похожие на сверстников, её забота. Обращается к ней за помощью, как правило, учительница. Когда ребёнок не такой как все из-за того, что в официальных документах называют «нарушенным поведением» и «недостаточностью обучения», его направляют на консультацию детского психиатра, затем психолог Городской психологической службы образования проводит углублённое обследование его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Ребёнок, который, несмотря на все усилия логопеда, трудотерапевта, физиотерапевта, а впоследствии «исправляющего» педагога и арт-терапевта подошёл ко второму классу, заметно отличаясь от сверстников неуспехами в учёбе, решением комиссии, в состав которой обязательно входят родители, переводится в «маленький класс». Это класс из четырёх-шести детей территориально в той же школе, где занятия идут по программе «Особого воспитания».

Усилия самых разных специалистов в дошкольном и младшем школьном возрасте направлены на то, чтобы развивать, реабилитировать и социализировать ребёнка щадящим образом, в расчёте на то, что несформированные по тем или иным причинам психические функции дозреют, что, как правило, и происходит к 8-10-12 годам.
Раз в три года по закону проводится переосвидетельствование, и, если ребёнку удалось выйти на ожидаемый уровень, он переводится в обычный класс обычной школы.

Ребёнок c минимальной мозговой дисфункцией, учится он в "маленьком" классе или в обычном, может рассчитывать на льготы и послабления на экзаменах (дополнительное время, зачитывание заданий, неучёт грамматических ошибок) в случае, если специалистом диагностированы трудности в обучении чтению или счёту.

Если за годы начальной школы (1-6 классы) выравнивания не произошло, то в среднюю школу (7-9 классы) решением комиссии ребёнка направляют в "маленький класс" при средней школе.

Система "особого воспитания" действует со времени постановления
חוזר מנכ”ל נח/10 (א'), ז' בסיוון התשנ"ח, 1 ביוני 1998
и работает успешно. Важно подчеркнуть ещё раз, что, как и в сад, без согласия родителей ни один ребёнок не может быть записан в Special Education Class - "маленький класс" системы "особого воспитания". Вопрос об обучении ребёнка рассматривает комиссия, "ваадат асама", однако на практике её мнение рекомендательное, а мнение родителей - решающее. Подробно о законах, регулирующих деятельность "ваадат асама", рассказывается в посте мамы http://nyurka.livejournal.com/89652.html

О "маленьком классе" можно прочитать на иврите здесь

כיתה מקדמת
כיתה מקדמת מהי :
כתה מקדמת היא שם כולל לכתות חינוך מיוחד שאינן מיועדות עבור לקויות מורכבות כמו אוטיזם, שיתוק מוחין, עיוורון, חרשות, הפרעות נפשיות/התנהגותיות, פיגור. בדרך כלל אלה כתות המיועדות לילדים בעלי משכל גבולי, ליקויי למידה רב תחומיים.
המסגרת האחרונה שמאפשרת שילוב כלשהו, זו הכיתה המקדמת (כיתה "סגורה", כיתה לחינוך מיוחד), בתוך בית הספר הרגיל. במסגרת זו, הילד בעל הצרכים המיוחדים לומד כל הזמן (או רוב הזמן) בכיתה המיוחדת. נוכחותו בבית הספר הרגיל, וסמיכותו לילדים רגילים מאפשרים לפחות שילוב פיזי ואולי אף שילוב חברתי ומאפשרת ניסיונות לשילוב הדרגתי באותן מסגרות איפה שיש נכונות ופתיחות כלפי שילוב וכלפי ילדים בעלי צרכים מיוחדים. במסגרות כאלה ניתן לשלב ילד שמצליח יחסית במקצוע מסוים בכיתה רגילה בצורה חלקית על פי יכולתו. במידה והניסיון עולה יפה, ניתן להגביר בהדרגה את שעות השילוב עד שילובו המלא בכיתה הרגילה. עם זאת, חייבים לציין שמרבית השילוב כאשר נעשה, הוא במקצועות לא עיוניים כמו ספורט או ציור והילדים הלומדים בכיתות מקדמות בבתי ספר רגילים לומדים את רוב המקצועות העיוניים בתוך הכיתה המיוחדת.
כיתה מקדמת היא כיתת אם של החינוך המיוחד בבית ספר של החינוך הרגיל.
התלמידים לומדים בכיתה זו על פי החלטת וועדת השמה או ערר.
מתוך: חוזר מנכ”ל נח/10 (א'), ז' בסיוון התשנ"ח, 1 ביוני 1998

מטרת הכיתה המקדמת
הרצון לשלב את הילדים בקהילה מבחינה לימודית וחברתית והרצון לתת מענה מקומי, הוביל לפתיחת כתות מקדמות יישוביות. בכתות לומדים תלמידים בעלי מגוון רחב של קשיים – לקויי למידה קשים, בעיות התנהגות, ילדים בעלי תסמונות שונות ועוד. לכל תלמיד בכתה נבנית תוכנית לימודים אישית (תל"א) המבוססת על הבנת קשייו של התלמיד ואיתור מוקדי הכוח שלו. בתוכנית זו מוצבים מטרות ויעדים תוך התייחסות לתוכנית הלימודים הכיתתית, והתאמתה לתוכנית הנלמדת בשכבה. לכל תלמיד נבנית, כחלק מהתל"א, תוכנית שילוב אישית המותאמת לצרכיו וליכולותיו. בנוסף לתוכנית הלימודים הרגילה, לכל כתה תוכנית ייחודית – פרוייקט המיועד לתת מענה לצרכים ייחודיים של תלמידי הכתה. להלן שני פרוייקטים חינוכיים המייצגים את העשייה החינוכית הייחודית המתקיימת בכתות המקדמות.

מקור: http://wiki.mofet.macam.ac.il/index.php?title=%D7%9B%D7%99%D7%AA%D7%94_%D7%9E%D7%A7%D7%93%D7%9E%D7%AA
Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments