m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

ММД у ребёнка - с чего начать?

Цитируем по книге: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и псхиофизиологическое сопровождение обучения.

Со с. 116

Для активизации стволовых структур мозга выполняются упражнения "Яйцо" и "Тоннель". Наибольший эффект достигается при выполнении ребёнком упражнения "Яйцо" вместе с мамой.

"Яйцо" Предложите ребёнку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыплёнком, который будет вылупляться из яйца.  Мама садится сзади ребёнка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыплёнку вылупляться.

"Тоннель" Занятие в группе. Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребёнок проползает по "тоннелю", достраивая его в конце.

Далее выполняется растяжка лёжа на полу. Ребёнок ложится спиной на пол, чтобы чувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, и описывает свои ощущения в каждом касании. Твёрдо, жёстко, мягко, холодно, тепло, бугристый, ровный, гладкий, шершавый и т.д. пол. Руки ребёнка лежат расслабленно. Взять одну руку и легонько растянуть руку. Потом ногу на той же стороне. Потом руку ногу и бок вместе. Затем в том же порядке - с другой стороной. Перекрестные растяжки на этом этапе не делают, в онтогенезе совместная работа полушарий формируется к 7-8 годам, эти упражнения для замещающего формирования стволовых структур, то есть первого года жизни. (язык нейропсихологической парадигмы)

На языке психоаналитической парадигмы это возврат в аутистически-прилегающую позицию и работа с дефицитарной функцией.

Вопрос к читателям журнала, напишите, нужно ли продолжать публиковать методику работы в дальнейших постах или ссылки на книгу достаточно.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова

Upd

Цитируем по книге:
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М: Академия, 2002. 232 с.

сс. 76-78
Эвристичность данной комплексной модели, как представляется, достаточно высока как с дифференциально-диагностической, так и с коррекционной точки зрения. Очевидно, что коррекционный процесс в каждом случае должен начинаться (как минимум) с уровня, предшествующего несформированному или пораженному. Причем чем глубже дефицит, тем более нижний уровень следует избирать в качестве коррекционной мишени.

Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу для дальнейшего наращивания всего психического потенциала. Иначе в его 12 лет вам придется заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках, играть в мяч и т.п., чтобы элементарно сформировать у него реципрокные взаимодействия рук и ног, оптико-мануальные координации и пр., как это предлагается в методах, описанных в разделе второй части настоящего издания.

 

Итак, пространственные представления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела» (начиная с внутриутробного развития). Ведь, например, первые метрические и топологические (уровень 3) образы возникают вследствие прикасания матери к ребенку, ее близости или удаленности, расписания кормления и купания..

Ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху (уровень 4) и быстро, рядом (уровень 3), только после того, как это поймет его тело, т.е. вследствие превращения телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое.

Пока он не упрочит свои ощущения, положение своего тела в кроватке утром и вечером, дома и на улице (уровни 1, 2), он не отрефлексирует себя сегодняшнего по отношению к внешнему пространству (дома, города, страны, Вселенной) и времени (вчера, следующей весной, в V в. до н.э., в XXI в.) соответственно уровни 4, 5, 6.

Вообще такой базовый для пространственно-временных представлений фактор, как система координат, складывается поэтапно в ходе лежания сидения ползанья стояния и т.д. Ее становление полностью отражает присутствующее во всех культурах знание о разворачивании любого процесса из точки в линию, в плоскость, в трех-, а затем n-мерное пространство. Так, развитие ребенка идет от точки (внутриутробное положение 0°) к 45-градусному развороту в момент рождения; 90-градусному развороту в процессе сидения и ползанья; 180-градусному с момента перехода к прямохождению; наконец, к 360-градусному с момента овладения пространством, находящимся сзади.

Внедрение данной модели позволяет проанализировать причины столь высокой эффективности (в самых тяжелых случаях) массажа, водных, дыхательных и гомеопатических процедур; «холдинг-терапии», раскачивания и верчения тела ребенка в разных плоскостях, тряски на лошадях; тай-цзи-тюань и у-шу; различных телесно-ориентированных (с учетом этологических факторов и механизмов) воздействий, восходящих к шаманам. Очевидным становится потрясающее действие цвето-, фитои рефлексотерапии, биоритмологических приемов, эвритмии и музыкотерапии. Ведь все перечисленное примеры работы именно с самыми нижними иерархическими ступенями пространственно-временных представлений, насыщение которых не может не стимулировать развитие последующих.

с. 80

Любая психическая функция (речь, память, движение, восприятие, эмоции) рождается, развивается и стареет вместе с нами. Ее формирование растянуто во времени. Причем одни функции окончательно созревают уже к 3 4 годам, а другие приобретают завершенный вид лишь к 12 14. Понимание этого обстоятельства является определяющим для верного подхода к анализу психического развития (онтогенеза) ребенка.

с. 84

Наличие фактора левшества (полного, парциального или семейного у правши) в большинстве случаев предполагает атипичное с точки зрения мозговой организации протекание самого психического онтогенеза. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы. Разработка, адаптация и применение системы методов психологического и дефектологического воздействия показали, что атипия психического развития может быть вполне благополучно скомпенсирована.
 

Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments