m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Пять языков психодиагностики об ММД Часть 1/5

© О.В. Бермант-Полякова, редактура и составление

ММД на разных психодиагностических языках

Язык начала двадцатого века: Конституциональная глупость

Кто определил:

Пётр Борисович Ганнушкин (1875-1933), русский врач-психиатр, созда­тель концепции так называемой Ма­лой психиатрии, и также один из со­здателей первой российской школы и социальной психиатрии.

Младший ребёнок в семье, начальное образование получил  у матери. В возрасте  9 лет поступил в 7-ю Рязанскую мужскую гимназию. Учился отлично, особые способно­сти проявил к языкам. Уже с 13 лет стал интересоваться характерами людей. Окончив в 1893 году гимназию с золотой медалью, он в том же году поступил на медицинский факультет Московского университета. На 4-м курсе Петр Ган­нушкин непосредственно занимался на кафедре нервных болезней, ру­ководимой патриархом отечественной невропатологии Кожевниковым, а на 5-м курсе изучал психиатрию у легендарного Корсакова.
В 1902 году по предложению Суханова, Сербского и Г. И. Россолимо Ганнушкин был принят в дей­ствительные члены Московского общества невропатологов и психиат­ров. После смерти Корсакова кафедру психиатрии Московского универ­ситета возглавил В. П. Сербский. В течение восьми лет, до 1906 года, Ганнушкин работал в психиатрической клинике Московского универ­ситета ассистентом у В. П. Сербского и все эти годы вел прием больных в амбулатории клиники.
В 1904 году Петр Борисович защитил докторскую диссертацию «Ос­трая паранойя», которая явилась значительным вкладом в психиатри­ческую науку. Изучая «пограничные состояния», он в 1904 году начал читать доцентский курс «Учение о патологических характерах», шаг за шагом создавая свою концепцию малой психиатрии.
В январе 1907 года в знак протеста против единоначалия Сербского из клиники ушли 20 сотрудников, среди которых было 7 врачей: П. Б. Ганнуш­кин, Т. А. Гейер, С. И. Голубинский, М. О. Гуревич, С. П. Петров, С. А. Суха­нов и Т. И. Юдин. Оставив должность ассистента психиатрической клини­ки, Ганнушкин перешел на практическую работу врачом-консультантом в психоневрологическую лечебницу, принадлежащую С.В. Левенштейн. Здесь была возможность продолжать большие амбулаторные приемы. Че­рез год он начал работать в Алексеевской психиатрической больнице на Канатчиковой даче (ныне больница им. П. П. Кащенко), где был ординатором в течение более 7 лет вплоть до призыва в армию во время Первой мировой войны.
В 1914 году Ганнушкин был призван на флот и назначен ординатором Петроградского морского госпиталя. В 1917 году после де­мобилизации он возвратился в Алексеевскую больницу, а в мае следую­щего года был избран профессором Московского университета, где в течение 15 лет возглавлял кафедру психиатрии. До конца жизни Ганнуш­кин был директором психиатрической клиники Московского университета.

Доктор Ганнушкин называл психопатическими личностями такие, которые с юности, с мо­мента сформирования обладают чертами, мешающими им «безболез­ненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде». Иначе говоря, психопатические личности - это отклоняющиеся от нормы личности, от которых страдают или они сами, или общество, так как легко вступают в конфликт с правилами общежития, с законом. Присущие им патологические свойства представляют собой постоянные, врожденные свойства личности, которые, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, од­нако обычно не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям. Ган­нушкин добавляет, что имеет в виду такие особенности, которые «более или менее определяют весь психический облик индивидуума, наклады­вая на весь его душевный склад властный отпечаток», поскольку суще­ствование в психике того или иного человека вообще каких-либо отдель­ных элементарных неправильностей и отклонений еще не дает основа­ния причислять его к психопатам. Ганнушкин считал, что правильно организованная и социальная среда должна заглушить проявление и рост психопатий.

Взято отсюда http://www.clubmck.ru/main/280.html

Определение:

П.Б. Ганнушкин: "Последним заключительным аккордом учения о конституциональных психопатиях является группа людей «конституционально-глупых». Эта группа также находится на границе между психическим здоровьем и психической болезнью; это — люди врожденно ограниченные, от рождения неумные, безо всякой границы, как.само собой разумеется, сливающиеся с группой врожденной отсталости (идиотией, олигофренией). Мы не можем здесь заниматься рассмотрением вопроса о причинах, вызывающих к жизни интеллектуальную дефектность этого рода людей. Нашей задачей.является только подчеркнуть, что среди конституциональных психопатий (в том смысле и объеме этого термина, какой ему придается в этой работе) надо отвести место и тем лицам, отличительным свойством которых является врожденная умственная недостаточность. Это именно те случаи, оценивая которые, как случаи глупости и ограниченности, мы обыкновенно не в состоянии сказать, что здесь нормально и что уже не нормально. Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей .школе; когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу,— они оказываются совершенно бесплодными. Они умеют себя «держать в обществе», говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности (отсюда выражение «Salon bioctsinn»— салонное слабоумие). Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия. С другой стороны, сюда относятся и элементарно-простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся. с несложными требованиями какого-нибудь ремесла; иногда даже без больших недоразумений работающие в торговле, даже в администрации.

Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиняться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»); это—люди шаблона, банальности, моды; это тоже люди среды (Milieumenschen), но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты: там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив,— за благонравием. Конституционально ограниченные психопаты — всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это — те «нормальные» люди, о которых Кюльер (Cullere) говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей (demi-fous), цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри (Ferri) сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания. Как людям с резко выраженной внушаемостью, им близко, им свойственно все «человеческое», все «людские слабости» и прежде всего страх и отчаяние. Они очень легко дают реактивные состояния, вслед за соответствующими травмами; острый параиоид — после ареста и пребывания в тюрьме, острую депрессию — после потери имущества, острую ипохондрию — после страшного диагноза и т. д.

К конституционально-глупым надо отнести также и тех своеобразных субъектов, которые отличаются большим самомнением и которые с высокопарным торжественным видом изрекают общие места или не имеющие никакого смысла витиеватые фразы, представляющие набор пышных слов без содержания (хороший образец — правда, в шаржированном, карикатурном виде — изречения Козьмы Пруткова). Может быть, здесь же надо упомянуть и о некоторых резонерах, стремление которых иметь о всем свое суждение ведет к грубейшим ошибкам, к высказыванию в качестве истин нелепых сентенций, имеющих в основе игнорирование элементарных логических требований. Не лишнее подчеркнуть, что по отношению ко многим видам конституциональной глупости подтверждается изречение знаменитого немецкого психиатра, что они могут, умеют больше, чем знают (mehr kannen, als wissen), в результате чего в грубо элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые умные люди.

 Для обозначения того же самого типа Блейлер (Bleuler) пользуется термином «die Unklaren», подчеркивая этим, что этот тип характеризуется не столько бедностью ассоциаций, сколько неясностью понятий. Блейлер считает, что здесь дело идет об отсутствии прочности ассоциативных комплексов, благодаря чему одна и та же идея в разные отрезки времени оказывается в разном ассоциативном окружении без того, однако, чтобы это последнее обстоятельство было уловлено самим пациентом. "

Взято отсюда: http://ncpz.ru/stat.php?num=53

Клиническая иллюстрация:

Насилие в семье. Как живут маньяки.

У меня есть БЫВШИЕ друзья и БЫВШАЯ подруга. Теперь моя подруга для близких людей стала бывшей. Сколько помню себя, столько же помню свою подругу. Мы жили в одном подъезде, только она жила этажом выше, ходили в один детский сад. Когда мы начинаем дружить в таком возрасте, то друзей своих не анализируем, а принимаем такими, какие они есть. У неё были замечательные родители и старшая сестра. Моя подруга была младшей и любимой дочкой. Проблем родителям не приносила. Училась посредственно, увлекалась немного шитьем. Но родители её любили, и конфликты по поводу её учебы у них не возникали. Со старшей сестры всегда больше спрашивали. Она и училась лучше, и требовали с неё больше. Старшей сестре в пример всегда ставили младшую. Младшая, послушная и неконфликтная, только с младшей ничего и не требовали. Это я, конечно, стала понимать гораздо позже. Даже чужие родители ставили её в пример. Милая девочка, вежливая, тихая. Всегда широко раскрытые наивные глаза. А что еще взрослым надо? Супер- ребенок, с большими бантиками. Моя подруга, пусть будет Олеся, всегда ГОВОРИЛА правильные вещи! По деревьям с нами не лазала, на велосипеде не каталась…. Всегда чистенькая и аккуратненькая. С детства рассуждала о том, что хорошо, что плохо. Предавать нельзя, плохие слова говорить нельзя, секреты подружек тоже выдавать нельзя. Не подруга, а идеал. Мы жили в большом дворе, где было много девочек и мальчиков нашего возраста. Мы дружили, ссорились, мирились,… Олеся никогда не с кем не ругалась. Правильная девочка была, только немного скучная. В какой-то момент я заметила, что из подружек в нашем дворе, у Олеси осталась только я. Но дружить с ней не переставала. Я привыкла к ней и многие недостатки её не замечала. А те, что замечала, старалась себе объяснить. Люди разные, она такая, не отказываться же от дружбы. Да мне её было, и немного жалко, перестали с ней наши девчонки и мальчишки общаться. А ничего плохого она никому не делала. Не складывались у неё отношения и с одноклассниками. Но опять, же не всегда человек не прав, если с ним не хотят все дружить. Это я тогда так думала.
 Мы росли, начался период «любовей», кто-то кому - то симпатизировал, но Олеся так и оставалась одна. В 10 классе в неё влюбился замечательный мальчик, её одноклассник. Отличник, но еще, что редко совмещается, спортсмен. И очень даже симпатичный. Но Олеси он не нравился, она считала его сильно «заумным», её слово. А больше внимания никто не обращал.

В институт она поступила в другой город, жила студенческой жизнью, возможности познакомиться у неё были, но…

Если Вы думаете, что она была страшненькая, ошибаетесь, очень привлекательная девушка.

Потом в её семье случилось несчастье. Когда ей было 18 лет, умерла её мама. Все это тяжелое время я была с ней вместе, хоть мы и ровесницы, я почему-то чувствовала ответственность за неё. Она тихая и хорошая, но не могла наладить отношения с подругами, и такое несчастье. Нас это очень сблизило. Трудно описать словами эмоции. Но Вы понимаете, когда в 18 лет, так близко сталкиваешься с трагедией, это достаточно тяжело.
 Её молодой человек.

Были летние каникулы. Олеся приехала домой. Жила она с отцом, который её боготворил и очень жалел, что она осталась без мамы. Старшая сестра была замужем, был маленький ребёнок. Но почему-то считалось, что старшая сестра справится, что она не нуждается в поддержке, да она и сама так считала. Она должна помочь справиться младшей, более ранимой и правильной сестре.

Она приезжала, я забрасывала всех подруг и друзей, потому, что им было с ней не интересно общаться, и проводила всё время с ней. МЫ ЖЕ ПОДРУГИ!
 Летом с нами знакомятся два молодых человека. Высокие, симпатичные. Один учился в нашем городе, а второй так же приехал на каникулы. Мы несколько раз сходили куда-то вчетвером. Я ребятами не впечатлилась. А мы с родителями как раз собирались уезжать на море. Я очень обрадовалась, что моей подруге будет с кем провести время, пока меня не будет в городе.

Один из этих молодых людей, после окончания института, стал её мужем. Я не могла тогда объяснить, почему он мне очень не нравился. Но моя подруга была влюблена. До него она не с кем не встречалась. И была очень счастлива, что он выбрал ЕЁ. Всё что он не делал, было правильно и замечательно.

Муж подруги в определенный момент жизни начал работать в милиции, он быстро продвигался по службе, работал больше с документами, оперативной деятельностью не занимался. Я слышала, что у него стали появляться женщины. Но Олеся всегда ВСЕМ и мне, в том числе рассказывала, как он её любит, как все завидуют её счастью. Кто-то пытался рассказывать ей, что он пьёт на работе, не стесняется подчиненных. Что как начальник он не очень, распустил коллектив, что у него есть женщина. Но Олеся слушать ничего не хотела. Муж для неё был всем. А муж, приходя домой с работы, рассказывал, какие женщины плохие, «вешаются» на него, а он такой замечательный, любит только свою жену. Жена от этих слов расцветала, а правду замечать не хотела.
 Участились выпивки на работе, поздние приходы, постоянное вранье.

Дочь подросла. Однажды  я написала ей на Одноклассниках. А теперь выдержки из её ночных писем. «…У меня такое ощущение, что я стою на краю пропасти, я не нужна маме. Папа меня бьёт. Я не могу больше с ними жить, я наверно сама во всем виновата…. То, что он меня бьёт, это не самое страшное…. Нет, у меня другая проблема. Нет, ты тоже не сможешь мне помочь. Мне никто не сможет помочь…»
 Я долго уговаривала и объясняла ей, что все проблемы можно решить, что не надо замыкаться в себе. Переписка длилась почти всю ночь.
 «… Мне было 14 лет, когда папа пришел домой пьяный, а дома никого не было, и стал ко мне приставать. Он заставил меня делать ему…. А потом избил и запретил говорить маме. Я его боялась, я малолетняя дебилка. Но я не выдержала и рассказала маме. Она поплакала и хотела развестись, но потом быстро успокоилась. И сказала, что он же её любит, и она его любит, почему она должна бросать из-за меня любимого человека. Папа стал приставать чаще, но когда я пожаловалась ещё раз, он сказал, что я на него наговариваю, потому что он меня воспитывает. А когда он заставил меня в 14 лет, да он тогда маме сознался, но сказал, что это было по пьянке и что такое больше не повторится. А теперь я пользуюсь тем случаем. Потому что он меня ругает, чтобы я хорошо училась и убирала квартиру…
 …я говорила маме…нет, она сказала, что сучка не захочет кобель не вскочит, мне никто не сможет помочь… да случилось. Мама сказала, чтобы я его не провоцировала,…я боюсь дома спать. После института я сижу на лавочке и жду, когда придёт мама домой. Иногда я запираюсь в туалете,… она опять скажет, что я виновата сама, нет, не всё. Мне лучше сейчас уйти из дома… не знаю куда. Или терпеть пока мне разрешат выйти замуж,… да мой парень хочет на мне жениться…хорошо, а ты не будешь думать, как мама, что я сама виновата,… а может я сама виновата? …Произошло, когда папа узнал, что я начала встречаться с Н… он довёл всё до конца, два раза…через две недели. Я боюсь спать. Он в Интернете смотрит сайты, где насилуют детей и отец спит с дочкой, он считает это нормальным. Ты теперь тоже считаешь, что я плохая. … Третий раз он не смог. Я уже не спала и кричала. Он со мной не справился. Он просил, чтобы я не орала, говорил, что выполнит моё любое желание. А я хочу убежать…»
Вы поняли, что случилось. Когда я об этом узнала, ей было почти 20 лет. Так среди нас живёт несчастный ребёнок, который не знает к кому обратиться за помощью, и даже считает себя виноватым.
История полностью здесь http://evavitli.com/?p=178

История успеха:

Бойл родилась 1 апреля 1961 года в Шотландии, которые были ирландскими иммигрантами. Она была младшей из 4 братьев и 6 сестёр. Сюзан родилась, когда её матери было 47, и во время трудных родов мозг пережил кислородное голодание. У неё диагностировали нарушения обучаемости, и в школе её звали "Простушка Сюзи".

На национальном конкурсе Britain's got talent 2009: Зал встал, заворожённый её голосом:
47 Year old Susan Boyle wows the judges with her performance in the auditions for Britains Got Talent, singing I dreamed a dream from Les Miserables. http://www.youtube.com/watch?v=9lp0IWv8QZY
Каждый день песню в исполнении Сюзан Бойл слушают 8 млн интернет-пользователей, общее число просмотров превысило 200 млн.

Материал о жизненном пути Сюзан здесь http://m-d-n.livejournal.com/56534.html

Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments