m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

marinaburakova.livejournal.com

Из разговора с Мариной Викторовной Бураковой-Лорнье:

М.В.: Давайте сначала с харизматическим лидерством разберемся, среди исследователей которого можно назвать House; Conger & Canungo. House описывает харизматического лидера как доминирующего, уверенного в себе человека, обладающего ярко выраженным чувством моральных ценностей и сильным желанием оказывать влияние на других. Conger & Canungo выделяют следующие характеристики харизматического лидера:
- видение и его артикуляция
- высокая сензитивность по отношению к окружению
- высокая сензитивность к потребностям членов команды
- личное принятие риска
- неконвенциональное поведение

В настоящее время харизматическое лидерство интенсивно изучается голландскими исследователями, разработано несколько шкал, пристально исследуется роль харизматического лидерства в проджект менеджменте. Оказывается, в данной области харизматическое лидерство более эффективно по сравнению с другими видами лидерства.

В противоположность широко распространенному мнению о лидерстве как об узко направленном феномене, имеющем отношение к организационной и/или политической жизни, это (лидерство) - такое же обыденное явление, как, например, общение. Современная теория лидерства предлагает концепции, которые могут быть использованы в качестве наглядных описательных схем диадических отношений лидера и ведомого (leader - follower): теория лидерства как отношения обмена, например, в теории LMX (leader-member exchange theory), теория лидерства как влияния и пр. Что касается теории обмена (exchage theory), она, как частный случай теории рационального выбора (rational choice theory), позволяет работать и развиваться современным направлениям маркетинга.

С целью рассмотрения лидерства как влияния/ власти хотелось бы напомнить типологию социальной власти по моему любимому ридеру по лидерству Pierce & Newstrom (2006). Leaders and the Leadership Process. McGraw-Hill: - вознаграждающая - коерсивная (карательная) - легитимная - референтная - экспертная Как перевести эту типологию на язык популярного менеджмента, каковы ее проявления на уровне профессиональной организации? Любая власть информационного толка относится к категории экспертной власти. Если занимаемая "отцами" социальная ниша - следствие преклонения перед их заслугами, то имеем дело с властью легитимной, т.е. следуем определенной прописанной и принятой в обществе иерархии - по типу старейшин аула :) Если такой старейшина стоит во главе распределения благ, то бишь является руководителем той или иной профессиональной организации, то, в зависимости от тенденции позитивного или негативного подкрепления, он будет наделен еще и вознаграждающей и/или коерсивной властью. Теория власти спрашивает, что ты мне дашь в обмен на то, что есть у меня. В маркетинге потребитель платит деньги в обмен на удовлетворение своей потребности. В психологии потребитель платит деньги в обмен на помощь (информацию) в поиске своей истинной потребности :) В современном обществе вообще мы платим если не за информацию, то за указание о том, какое знание нам необходимо в данном контексте и где/как его найти. Если нечем платить/или не хочется, то переходим на натуральный обмен: знание - знание. С точки зрения теории обмена, можно обменять знание на другое знание, знание на власть, знание на деньги ( власть, знание на статус ( власть.

О.В.: К теме лидерства хотелось бы вернуться.

М.В.: Я считаю, что практически любой человек может быть лидером. Главное понять, каким, где и когда. С точки зрения т.н. теории путь-цель (Path-Goal Theory), контекст играет весьма важную роль в идентификации лидерства, эффективного в отдельно взятом контексте. Давайте рассмотрим контекст в качестве переменной, которой мы можем манипулировать. Получится такой подвижный профиль-паутина, реагирующий на колебания трех факторов (независимых переменных): стиль лидерства, контекст, профиль ведомого/ последователя. http://www.marcbowles.com/sample_courses/frontline_v5/fma1/images/c/image3.gif

О.В.: Ну вот у нас контекст - экономический кризис и сокращение уровня расходов в конце 2008 (я приводила цитаты практиков-психотерапевтов из сообщества в ЖЖ). И ещё контекст - перепроизводство дипломированных малоквалифицированных психологов (об этом Светлана Евгеньевна говорила). Какой стиль лидерства и какой профиль последователя обычно с этим соотносят? Неохота изобретать велосипед, когда наука уже давно изучает эти процессы и явления...

О.В.: Марина Викторовна, уравнение с восьмью переменными это не слабо, скажу я вам :)

М.В.: Конечно, просто хотела оригинальную картинку. Я мыслю схемами. Можно здесь посмотреть http://12manage.com/methods_path_goal_theory_ru.html
Ольга Викторовна, сузьте еще контекст, пожалуйста. Где: а) в пси-профессии; б) в политической жизни России или другой страны; в) в психологии потребления; г) в компании (тогда нужно знать хоть что-то о ее нише на рынке, организационной культуре и пр.)

О.В.: Умеете вы, однако, ссылочку дать. Ушла читать, буду минут через десять

М.В.: Переменных там 6 получается. Вот за это я и люблю теорию и великого К. Левина, который сказал, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Все сразу ясно и можно спрогнозировать результат. Чудес никто не обещает, но и в интуицию ходить не будем тоже .

Итак, 3 фактора:
1. Стиль лидерства
- директивный
- партисипативный
- поддерживающий
- ориентированный на достижение

2. Профиль последователя/ ведомого, который подразделяется на:
а) способности (если упростить, то уровень интеллекта и экспертизы в определенной области);
б) локус контроля (внутренний или внешний)

3. Контекст, состоящий из:
а) структуры задачи
б) системы власти
в) рабочей группы

М.В.: Небольшая иллюстрация в завершение нашей беседы. Модель ситуационного лидерства (Hersey & Blanchard) успешно применяется в разработке тренинговых и любых других учебных программ, особенно ее любят в тренингах продаж. Согласно модели Холландера (theory of followership) делаются политические прогнозы профиля грядущего лидера на основании ожиданий ведомых (followers). Теория лидерства как влияния позволяет кооректировать управленческий стиль и эффективно сочетать различные типы власти (уже говорили об этом) и техники влияния (такие как рациональное убеждение, лесть, партитсипативное принятие решений, похвала и т.п). Думаю, этого достаточно.
Tags: Любопытное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments