m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

На правах рукописи


По стенограммам 30-дневного семинара "Работа с Тематическим Апперцептивным Тестом (ТАТ)", где приняли участие 55 человек из 8 стран, готовится к публикации книга о психодинамической интерпретации проективных тестов (в соавторстве с Еленой Анатольевной Мельниковой). Вниманию читателей предлагается фрагмент стенограммы, день "Вопросы начинающих путь в профессию" :

"Коллега: Ольга Викторовна. Мне сложно было задать конкретные вопросы так как в профессии недавно. Имею базовое медицинское образование, психологическое получала заочно. Знаний катострофически не хватает. Работаю в школе интернате с детьми-сиротами. Судьбы у детей страшные, им необходима прежде всего психотерапия, а все функции как у обычного психолога образования. И администрация интересуется только диагностикой и коррекцией памяти, внимания, мышления. А у ребенка такое на душе, что какое тут внимание. Кроме того, я живу в очень маленьком городке, здесь практически нет практикующих психологов и психотерапевтов. В школах работают на должности психологов учителя, которые даже не имеют психологического образования. Поэтому ко мне идут и дети из других школ и люди с самой разной проблематикой, фобии, неврозы и чего только нет. Я понимаю, что всех не спасешь, но хочется помочь и мне эта работа очень нравится. Поэтому я не знаю еще в какой конкретно, области буду работать. Внимаю всему, стараюсь впитать как губка. А вопросов задаю мало, потому что еще не достаточно изучила всю предложенную Вами литературу. Если вопросы и возникают, то оказывается, что их уже Вам задали и Вы на них ответили. Спасибо Вам огромное.

Ольга Викторовна Бермант-Полякова: Галина, я расскажу вам методику, которая помогает таким детям - как и детям, пережившим посягательство, физическое или сексуальное. Вам понадобится цветочный горшочек - небольшой, самый маленький, какой найдёте - такой глиняный рыжий, самый простой. У него должно быть внизу отверстие, понадобятся краски гуашь в банках, много краски, самых разных цветов, и понадобится бело-кремовый картон формата А1 как ватман. Дети, с которыми вы хотите так работать, могут быть любого возраста, и занятия могут быть как индивидульными, так и в небольшой группе, два-три человека с вами. Прежде чем выливать это с детьми, вам нужно сделать это упражнение самой.

Ещё у вас должно быть помещение, где вы храните работы - стеллажи такие, где можно положить огромные ватманы-картоны три дня сохнуть. Сохнет долго, иногда неделю, непонятно почему у разных людей по-разному. Что надо делать: Сесть на пол. Положить перед собой большой лист картона. Поставить в центр чистый горшочек. Проверить, что закрыта входная дверь. Сесть в тишине, подумать, что у вас сейчас на душе. Какие чувства. Посмотреть на краски (открытые банки гуаши). И налить в горшочек столько краски, сколько  у вас ЭТОГО на душе. Обозначения цветов вы называете вслух (за детьми потом будете записывать вы), что льёте. Когда почувствуете, что всё, что есть на душе, назвали, поблагодарите краски, что помогли вам. И приподнимите горшочек над листом. Краска из него выльется. Держите, пока она стекает. Не разрешайте никому держать горшочек пока выливаете. Получится гуашевая лужа с разноцветными разводами. Оставляйте её на стеллаже сохнуть. Когда-нибудь ребёнок вам расскажет, что это для него было, через несколько месяцев. А так в тяжёлую минуту попросит придти и посидеть вылить - разрешайте это детям.

Разговоры плохо помогают в случае, который вы описываете, только внимание к душе и желание хранить работы. Выкидывать их нельзя, поэтому соизмеряйте свои возможности сразу, где будете хранить. Если дети хотят приходить смотреть на свои работы или показывать их другим - позволяйте. Некоторые травматичные вещи дети будут просить у вас себе, чтобы порезать, порвать или выкинуть - давайте с условием, что потом они должны это сжечь и пепел развеять по ветру. И умейте помалкивать о том, кто и что выливал с вами.

Горшочек один и тот же, после процедуры вы его моете и сушите, и он готов к работе снова. В какой области РФ находится Россошь?

Коллега: Ольга Викторовна, вопрос по методике с горшочком. Дети должны называть чувства или краски? Если ребенок затрудняется с определением своих чувств, их названием?

Ольга Викторовна Бермант-Полякова: Алекситимики все затрудняются, и Б-г с ним, пусть льёт молча. Обычно "злость" льют чёрную, "мечту" льют розовую, тёмно синим льют тоску одиночества, голубым надежду, жёлтым побег из больницы - вам неважно, как они называют это, вам важно предоставить им возможность отреагировать сверхсильный аффект, это acting out, примитивный способ совладания - никакого осознания, избавился, вылил чувства, пошёл дальше.Приносит детям облегчение, значит пусть выливают. Подростки уже способны рефлексировать - первый раз я выливала у вас всё было (описание пятна), а сейчас я чувствую что (описание второго пятна) и т.д.

Многим детям просто нужно освобождение от сильных чувств, вы же не дадите им маму в интернате для сирот? Но вы можете дать им нежно-сиреневую, ярко-сиреневую, нежно-фиолетовую и густо-фиолетовую и увидеть, как они входят в контакт с новым цветом. Да и потом, получается удивительно красивая работа, дети гордятся результатом, словом - методика для психотерапии "по-быстрому". Она придумана арт-терапевтом из частного реабилитационного центра (клиника такая в Израиле для очень богатых психиатрических пациентов), "Шахаф".

Коллега: Ольга Викторовна. Я очень Вам благодарна за Ваше внимание и помощь. Россошь находится на юге Воронежской области. Это центральная полоса России, но очень близкая к Украине. Люди здесь очень интересные: есть села, где говор похож на Рязанский их здесь называют Москалями, но это совсем не одно и то же, что русские. А в других селах говорят на языке похожем на украинский, их называют хохлами. Но это то же не означает, что они украинцы. Я сама не местная. Отец был военным, мы объехали весь Дальний Восток, а остановились здесь. И мне здесь нравится.

Коллега: Ольга Викторовна, а как сделать гуашь жидкой - если я правильно поняла, краска должна литься, а не вытряхиваться из горшочка? Можно ли добавлять в нее воды и размешивать до нужной консистенции?

Ольга Викторовна Бермант-Полякова: Разбавляйте, конечно. Она именно должна литься, течь."
Tags: website, Профессия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments