m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Работа с родителями детей, не таких, как все 1/3


Социально-психологическое исследование отношения близких взрослых к болезни ребёнка

© О.В. Бермант, 1995

со стр.3

Актуальность данной работы определяется наличием значительного количества семей с детьми, страдающими хроническими соматическими заболеваниями. В литературе описаны многочисленные примеры нарушения воспитания в семья с такими детьми, вскрыт механизм деформации детско-родительских отношений, показаны особенности психологического статуса матерей больных детей и самих маленьких страдальцев. В то же время проведённый анализ литературных данных позволяет констатировать, что проблема особенностей внутреннего мира близких взрослых таких детей на исследовательском уровне поставлена не была. Нам не удалось обнаружить сообщений о специфике личностно-смысловой сферы родственников тяжело больных детей.

со стр. 15-18
Одной из задач нашего исследования была разработка методического инструментария для выявления особенностей отношения близких взрослых к болезни ребёнка. Рассматривая этот вопрос, мы исходили из того, что в семейной структуре ребёнок, особенно дошкольник, часто занимает центральное место. Его интересам так или иначе подчинены интересы других членов семьи. Малыш является для родителей Значимым Другим и вследствие этого его заболевание становится стрессовым фактором большой силы. Использование проективных методов позволяет выявить личностные смыслы, приписываемые самой болезни и факту её появления. Основанием для этого утверждения послужили идеи В.В. Столина о том, что любое явление, обладающее для человека личностным смыслом, обязательно должно иметь какую-то форму проявления. Однако часто смысл невербализуем, поэтому метод, направленный на анализ личностных смыслов, должен быть не прямым, а косвенным.

В проведённом исследовании хроническое течение тяжёлой  соматической патологии сопоставлялось с острым течением тяжёлого соматического процесс. Таков был выбранный "угол зрения" на проблемв отношения близких к болезни ребёнка. Далее мы опишем методический инструментарий, использованный нами в работе и обсудим его.

Первой методикой, предъявляемой респонденту, было стандартизированное интервью. Вопросы, которые мы задавали респонденту, имели своей целью сбор сведений для дальнейшей проверки следующих гипотез:
1. Отношение к болезни ребёнка зависит от социально-демографических характеристик респондента: его пола, возраста, уровня образования, семейного положения, возможности работать по своей специальности.
2. Отношение к болезни ребёнка зависит от социально-демографических характеристик больного ребёнка: его пола, возраста, порядка появления в семье, прогноза выздоровления, количества госпитализаций в течение жизни.

Вторая методика, Висбаденский опросник позитивной психотерапии (WIPPF) представляла собой традиционный и апробированный тест, результаты которого составляют личностный профиль по 28 шкалам, объединённым в 4 блока: первичные способности, вторичные способности, реакции на конфликт и отношения с прародительской семьёй.

Третья традиционная методика, тест Розенцвейга, была призвана выявить особенности реагирования личности на стресс. Данная методика привлекла нас ещё и тем, что, являясь проективной, предоставляет результаты в стандартной форме и имеет нормирование по типам и направленности реакций на фрустрацию.

Четвёртая методика нашей батареи была направлена на выявление личностного смысла болезни ребёнка в контексте других значимых для личности потребностей и мотивов. Для решения этой задачи мы использовали известное задание "Круг субличностей".

Пятая методика, "Сочинение сказочного сюжета", была включена  в батарею для того, чтобы выявить, какие проблемы являются актуальным для близких больных детей и отражается ли болезнь в актуальных переживаниях родителей. Мы предполагали, что описание героя будет отражать представление рассказчика о себе, а приписанные ему мотивы и поступки будут обусловлены внутренними потребностями респондента. Необходимо оговорить, что в интерпретации проективного материала мы исходили из следующих положений:
1. Наиболее ярко проявятся потребности умеренной интенсивности, сильные потребности будут вытесняться из сознания и не найдут отражения в отчётах.
2. Компенсаторное удовлетворение в рассказах найдут потребности, которые фрустрируются в открытом социальном поведении (Общая психодиагностика... с.37)

Шестая методика, "Дописывание сказки", была сконструирована нами специально для выяснения отношения к болезни. <...>

со стр. 20-21

Следующая техника проясняла то же содержание, что и "Дописывание сказки", но делала это невербальными средствами. Респондентв предлагался стандартный лист и набор из 36 фломастеров. Инструкция содержала просьбу выполнить рисунок на тему "Я и болезнь моего ребёнка". Такая инструкция задавала противостоянеие респондента и болезни, позволяла выбрать предмет изображения: болезнь, ребёнка, себя или их комбинацию. Формы презентации людей и их взаимоотношений могли быть различными: реалистическими или образно-символическими.

Наконец, восьмая методика, "Пьеса", также была создана нами. Её целью было выявление личностного смысла болезни болезни ребёнка в контексте семейных сзаимоотношений. <...>

Исследование семьи включало в себя тестирование детей, родителей и бабушек. Анализ проводился по каждой семье отдельно, с позиций идеографического подхода. Взаимоотноешния в каждой семье мы рассматривали как уникальный мир со своей историей, укладом жизни, своей спецификой взаимоотношений.

Полученные данные позволили предложить концепцию "Семья, личность, болезнь", изложенную в главе 2 данной работы.

 

Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments