m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Работа с родителями детей, не таких, как все 2/3


Социально-психологическое исследование отношения близких взрослых к болезни ребёнка

© О.В. Бермант, 1995

со стр. 18

Методика "Дописывание сказки" была сконструирована нами специально для выяснения отношения к болезни. Ниже мы приводим описание и обоснование этой методики.

Респонденту зачитывалось начало сказки и предлагалось дописать её окончание. Текст этого задания содержал апелляции к сказочным образам и символам с тем, чтобы погрузить респондента в определённое состояние. Этому способствовало и восприятие сказки на слух: процедура эксперимента была устроена как индивидуальное прослушивание текста, который "с выражением" читал экспериментатор.

Теоретической основой этого задания стали работы А.Ш. Тхостова по проблемам личностного смысла болезни и её мифологии. По мнению учёного, в основе представления о болезнях лежит постулат об их внешней и чужеродной природе. Непосредственная причина заболевания осмысляется как стихийное событие, никем и ничем целенаправленно не управляемое. Эти утверждения мы сделали отправной точкой нашего исследования, приняв их как "нормальное", "обычное" отношение к болезни.

со стр. 45

Ситуация встречи Женщины с Феей-Дарительницей болезней актуализировала у респондентов различные переживания. Их описанию они уделили разное количество неслужебных слов (от 7 до 242 по выборке). Величина шага составила 35 слов и таким образом получилось 6 интервалов для лаконичных, коротких, небольших, длинных, подробных и очень длинных с многочисленными подробностями рассказов.

Как оказалось, все близкие взрослые склонны писать короткие окончания этой сказки (от 35 до 70 слов). Альтернативным вариантом для родственников "больных" детей стали длинные, с подробностями рассказы (210 и больше слов). У родителей "здоровых" детей альтернативой коротким  (35-70) были небольшие (70-105 слов, использованных для дописывания сказки).

Интересными оказались дополнительные обстоятельства, упоминаемые в тексте. Имеющие "больных" детей упоминали о морали, обращались к Богу. Среди них популярной была идея о повторной встрече с Феей. У матерей "здоровых" детей всё это не встречалось. Они упоминали преимущественно душевное смятение женщины, лечение, врачей и больницу. (Напомню, в группе "больных" детей были дети с лейкозом, апластической анемией и детским церебральным параличом, - с хроническими и неизлечимыми соматическими заболеваниями, а в группе "здоровых" дети с хирургической патологией - абсцесс, аппендицит, крипторхизм, гипоспадия, госпитализированные в стационар городской детской больницы миллионного города. Обе выборки мы считаем сопоставимыми по признаку стрессогенности, поскольку и неизлечимое заболевание, и хирургическое вмешательство несут серьёзную угрозу жизни ребёнка. Главным критерием различия для этих выборок является потенциальная возможность вылечиться, стать здоровым.)

Различалась и мотивировка Феей своего поступка. Обобщение приписанных Фее мотивировок по данным контент-анализа приводится в таблице 6. С нашей точки зрения,  мотивировка отражает осмысление респондентами причин появления болезни.

со стр. 46


 

Критерий мотивировкиТип мотиваОписание видов мотивировок
ФормальнаяНе приписывает
Фее мотив
- По тексту задания: принцип
случайности
- Возвращает вопрос: "А почему бы и нет?"
СодержательнаяМотив Феи можно изменить




Мотив Феи
нельзя
изменить
- Источник приятных эмоций
для Феи
-Неведение о последствиях
своих поступков (незнание)

- Злая воля Феи (силы Зла)
- Особая миссия Феи: наказание, испытание, проверка

со стр. 47

Близкие неизлечимо больных детей воспринимали героиню сказки как совершенно особую и всевластную силу, тогда как близкие в общем-то здоровых детей следуют установке, содержащейся в тексте на случайность появления болезни.

Как правило, после изложения мотивировки Феей своего поступка следовало описание разговора Женщины с Феей. Как оказалось, родственники "здоровых" детей ожидают от Феи уступок и активно воздействуют на неё (просят или убеждают). Так поступил каждый второй родитель. Каждый десятый выбрал вариант чудеского избавления от неприятной ситуации: Фея сама улетала, завидев человека. Близкие неизлечимо больных детей проявляют агрессию по отношению к Фее или предалагают компромисс (две трети всей выборки). Случаев с чудесного избавления от неприятной ситуации в рассказах не встретилось.

Контент-анализ дописываний сказки выявил 4 варианта сюжетной развязки, которые мы попробовали сопоставить с типом реакции на психологический стресс (по В.А. Ташлыкову).

со стр. 82

Тип реакции на психологический стресс: 
Агрессия автора, развязка сюжета: Фея оказывается слабее земной женщины
Попытка автора обойти препятствие, развязка сюжета: Фея изменяет своё решение
Отказ (смирение автора), развязка сюжета:  Фея делает своё дело
Попытка автора устранить препятствие, развязка сюжета: Фея изменяет свою сущность

со стр. 48
Методика оказалась работающей в психотерапевтическом плане, только один из десяти участников исследования не воспользовался предлагаемой психологом возможностью проработать переживания, связанные с болезнью ребёнка и, в нарушение инструкции, дописывал сказку, сообщая о реальных событиях.

Обобщая результаты, можно сказать, что существует "обычное" отношение к болезни, оно проявляется в коротком рассказе, основным содержанием которого становится понимание заболевания как проявления существующего порядка вещей, принципа случайности. Собственная позиция состоит в активном воздействии на болезнь и ожидании односторонних уступок от неё. Стрессовая ситуация разрешается полным устранением препятствия.

"Необычное" отношение к болезни приписывает появлению Феи и факту появления заболевания особый смысл: проверки семьи на прочность, испытания родительских чувств, наказания за скандалы. Факт появления недуга осмысляется как зависящий от отношений в семье. Потенциально здесь заложен психосоматический механизм отношения к болезни.

со стр. 49

"Особое" отношение к болезни характерно для родственников "больных" детей. Они единодушно приписывают Фее особую миссию (нести зло людям, наказывать их за грехи). Наказывают за намерение сделать аборт, слишком сильную любовь к детям, легкомысленную и беспечную жизнь, приносят болезнь ребёнку, чтобы послать испытания человеку, проверить его веру и чистоту души, сделать его дом передним краем борьбы сил Добра и сил Зла, - именно такое осмысление болезни характерно для родственников неизлечимо больных детей. Оно является результатом переработки этого психотравмироующего обстоятельства и осмысляется не как случайность, а как проявление воли Бога. Сам процесс "боления" за долгие годы перестал быть актуальным, именно поэтому в проективной продукции родственников "больных" детей нет ни одного упоминания об обстоятельствах болезни как таковой. Респонденты ничего не ждут от Феи, полагаются  только на свои силы.
В каждом пятом случае за описанием решительного поступка женщины следует сообщение о немотивированном (чудесном) исчезновении Феи. Родители, выбравшие такую развязку, как правило, имеют возможность делить с супругом или бабушкой ежедневные заботы по уходу за больным ребёнком.

со стр. 72
ТЕКСТ МЕТОДИКИ "МАЛЕНЬКАЯ ФЕЯ"

Высоко-высоко в горах, там, где вокруг только обледенелые скалы и облака, стоит Волшебный замок. В нём обитают Феи. Эти создания всё любят делать по-своему. Люди же на земле всё время надоедали им своими просьбами, надоедали, надоедали, так что в один прекрасный день Феи выстроили себе в неприступных горах недоступный замок и все в нём поселились. У каждой Феи там есть своя комната, своё место в гостиной, свой цвет: золотисто-голубой, как у солнечного дня, или серебристо-чёрный, как у звёздной ночи. Цвет отличает Фей друг от друга: одни развеивают свою скуку тем, что устраивают людям разные испытания и напасти, другие Феи делают добрые дела.

Вот в этом-то Волшебном замке и жила как-то Маленькая Фея. Она была не такая, как другие, потому что тосковала в четырёх стенах и стремилась к людям. Частенько она не являлась в замок по неделям, путешествуя по земле. Маленькая Фея раздавала всем болезни, - и всякий раз наблюдала, как меняются люди и звери, получив её подарок. Вот заболел Волк, - лежит и стонет, Волчица опечалилась, а Зайцы себе от радости места найти не могут. Или Мальчик сломал руку, - и веселится, что в школе писать ничего не надо и по дому ничего не надо делать, а Маме его не до смеха. Никогда нельзя было точно угадать, что станет с человеком и его близкими после того, как Маленькая Фея подарит им какую-нибудь болезнь (а у неё был огромный выбор).

Однажды Фея задела своей накидкой из звёздной пыли грязную паутину и задержалась в каком-то доме, чтобы её почистить. Она и не заметила, как в комнату вошла Женщина. Феи, как известно, бессмертны и считают  выше своего достоинства попадаться людям на глаза, а тем более разговаривать с ними, но Женщина была так удивлена, так растеряна, что Маленькая Фея учтиво отвесила ей полупоклон и представилась:
- Я - Маленькая Фея, Дарительница Болезней. С кем имею честь?
Испуганная Женщина пробормотала:
- А я живу здесь. Вы прилетели к нам или просто так здесь сидите?
- Просто так, - был ответ. - Я совершенно случайно к вам попала и вот, решила привесить к кроватке вашего ребёнка одну маленькую, но страшную болезнь.
Женщина побледнела.
- Почему именно к нам? - вырвалось у неё.
Маленькая Фея фыркнула и, подумав про себя:
...

Допишите окончание сказки.
Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments