m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Работа с родителями детей, не таких, как все 3/3


Социально-психологическое исследование отношения близких взрослых к болезни ребёнка

© О.В. Бермант, 1995

со стр. 20-21

Наконец, восьмая методика, "Пьеса", также была создана нами. Её целью было выявление личностного смысла болезни ребёнка в контексте семейных взаимоотношений.

В инструкции к этой методике задавалась игровая ситуация, что позволяло создать атмосферу безоценочного отношения и раскрепощало людей. Экспериментатор говорил:

"Представьте, что Вы - известный драматург, маститый писатель. Вы можете написать любую пьесу, выразить любые отношения. Себе же я возьму не менее приятную роль, - я буду известным режиссёром. И вот прихожу я к вам однажды и говорю:

- (Имя, Отчество респондента), голубчик! Ну что Вам стоит! Ну Вы же мастер! Всё, что я прошу - это сюжет, хороший, крепко сколоченный сюжет для пьесы.
Конечно, у вас полная свобода творчества. Любой жанр: комедия, трагедия, притча, маленькая поучительная пьеска... Любые герои. Только одно маленькое условие. У меня есть (количество членов семь +1) любимых актёров. Это (перечисление членов семьи) и Болезнь. Для них обязательно должна найтись роль (или ролька) в Вашей пьесе. Мне не важно, будет это главная роль или эпизод. Мне важно их участие.
- (Имя, Отчество респондента), что это будет за пьеса? "

Текст инструкции заучивался экспериментатором наизусть, его предъявление сопровождалось контактом глаз. Вопрос талантливости драматурга намеренно не поднимался, наоборот, использовался критерий успеха и известности. Мы предполагали, что это уменьшит сопротивление. Вторая часть инструкции погружала респондента в мир театра, распределения ролей, предлагала посмотреть на собственную семью с новой точки зрения. На все сомнения респондента экспериментатор отвечал: "Меня устроят любые несколько слов".
Идея этой техники была подсказана цитатой из И.А. Кассирского о том, что "болезнь является большой и многоактной драмой с большим числом действующих лиц" (цит. по Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. с. 127).

со стр. 52-56

Мы получили самые разные ответы и использовали для их обработки процедуру контент-анализа с последующим описанием распределения выявленных категорий по выборке.
Прежде всего мы проанализировали количество неслужебных слов, использованных в пьесе, которое варьировало от 2 до 248.  100% родителей "больных" детей писали пьесы длиной от 100 до 200 слов. Среди родителей "здоровых" детей 42% написали пьсу в 2-60 слов, 25%  61-100 слов, 23% 100-200 слов и 10% длиннее 200 слов.

Мы считаем, что коротенькая пьеса проявляет запрет на подробный рассказ о взаимоотношениях в семье, то есть потребность вербального отреагирования стресса в ситуации эксперимента встречает защитное сопротивление. Пьеса средней величины интерпретируется нами как норма вербального отреагирования. Длинная пьеса - как повышенная потребность вербально отреагировать стрессовую ситуацию.

Мы считаем неудивительным тот факт, что близкие неизлечимо больных детей либо писали длинные пьесы, реализуя потребность вербально отреагировать стрессовую ситуацию, либо отказывались от выполнения задания вообще.
Члены семей, где растут "здоровые" дети, ни разу не отказывались от выполнения задания, однако зачастую были не совсем откровенны, предпочитали говорить о ситуации в семье лаконично, в метафорической форме. Каждый третий родитель "здорового" ребёнка испытывал повышенную потребность писать о взаимоотношениях в его семье, однако все эти длинные пьесы говорили о супружеских проблемах, а не о болезни ребёнка.

Анализ сочинений выявил наличие двух главных тем: взаимодействие с болезнью и взаимоотношения в семье на фоне болезни. Родители "больных" детей, согласившись писать, выбирали только тему взаимодействия с болезнью. Родители здоровых в 55% случаях посвятили пьесу первой теме и в 45%  - второй.

По составу действующих лиц наблюдались три типа пьес:
1. Упомянут и задействован каждый член семьи. Болезнь действует как самостоятельный персонаж так поступили 80% респондентов из группы родителй "больных" детей и 40% респондентов из группы "здоровых".
2. Упомянут и задействован каждый член семьи. Болезнь - обстоятельство её жизни, самостоятельной ролью не наделяется (это нарушение инструкции). Такой тип не встречался на выборке "больных", отмечен у каждого второго родителя "здорового" ребёнка.
3. Семья упоминается как целостное "Мы", противостоящее болезни (это нарушение инструкции). Такую пьесу написал каждый пятый близкий "больного" ребёнка и каждый десятый близкий "здорвого".

Состав действующих лиц, их имена и роли в пьесе, а также пропуск кого-либо из членов семьи предоставляет интереснейший материал для индивидуальной работы с клиентами.

Важным при анализе пьес респондентов оказался и способ оформления содержания. Было выявлено четыре способа:
В первом случае респондент не мог занять авторскую позицию и описать свои проблемы со стороны. Он описывал реальный эпизод и реальный опыт, - таким был каждый третий в исследовании  родителей "здоровых". Родители "больных" детей реальность в своих пьесах не описывали.

Во втором случае полностью соблюдалась инструкция. Пьеса представляла собой взгляд со стороны, респонденты излагали сюжет, где взаимодействовали различные герои (члены семьи и болезнь). В таких текстах обязательно были диалоги. Такую пьесу написал каждый пятый родственник "больного" ребёнка и каждый девятый "здорового".

Третьим вариантом была пьеса-метафора. С точки зрения автора, лаконично, не вдаваясь в подробности, написали пьесу 40% респондентов в обеих группах. 

Четвёртым способом было обращение к мета-реальности, то есть к символическим образам и клише. Респонденты сочиняли сказки и киносценарии, длинно и подробно описывая выдуманный мир. Так поступили 40% родственников "больных" и 10% родственников "здоровых".

Наша интерпретация результатов, полученных на данной выборке, заключается в предположении о существовании трёх уровней осмысления ситуации болезни ребёнка. На нулевом уровне эта ситуация переживается, но не осмысляется. На первом уровне факт заболевания ребёнка выступает как часть обыденной жизни или как препятствие, которое нужно преодолеть. Когда переживается семейное неблагополучие, в текстах оказываются связанными смыслом заболевание и внутрисемейные отношения. Болезнь ребёнка осмысляется как проверка родительских чувств (если заболел нелюбимый ребёнок) или испытание семьи на прочность (в случае супружеской дисгармонии).
Эти смыслы оказываются нехарактерными для родственников неизлечимо больных детей. Долгие годы борьбы за здоровье ребёнка проверили и силу родительских чувств, и семью на прочность, потому брак и сохранился. Ситуация болезни осмысляется такими взрослыми на втором уровне, где болезнь воспринимается в контексте общемирового порядка.
По нашим наблюдениям, если заболевание имеет неизвестное происхождение (онкология, инфекция), то ему приписывается смысл оружия Зла в извечном противостоянии светлых и тёмных сил. Если же причина появления заболевания известна, например родовая травма или наследственность (ДЦП, диабет, врождённый порок сердца), то осмысление болезни окрашивается сильным чувством вины и приобретает форму Греха и наказания за него. Наиболее "популярным" Грехом является в пьесах нежелание иметь детей или намерение сделать аборт, предшествовавшее появлению младенца, собственная беспечность и легкомыслие (при наследственных заболеваниях).

Методика "Пьеса" оказалась наиболее мощной по своему диагностическому потенциалу из всех предложенных проективных методов. В заключение хотелось бы отметить простоту предложенной процедуры, её быстроту, а главное - глубину и откровенность ответов, обусловленную повышенной потребностью родственников тяжело больных детей вербально отреагировать ситуацию, в которой находится семья.

Всё это позволяет рекомендовать данную технику в качестве одного из инструментов в работе практического психолога.

Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments