m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Методики Е.В. Максимовой

С сайта http://www.maximova.org

Фирсова И.Л., Максимова Е.В.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ С
ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ РЯДА.


При обучении математике детей с грубыми, часто сочетанными, нарушениями развития педагоги встречаются с целым рядом трудностей.
Чаще всего обучение счету застревает на трёх-пяти, - это то количество, которое дети могут «взять» одним взглядом.

В своей работе по обучению детей с грубыми нарушениями развития мы апробировали разные методики и рекомендации специалистов. Наиболее эффективными и продуктивными оказались рекомендации коррекционного педагога с пятидесятилетним стажем Фирсовой И.Л. Их адаптированный вариант мы и предлагаем в настоящей программе.

Из нашего опыта работы, по этой методике, с детьми, имеющими трудности в обучении, я заметила: как только у ребенка устанавливается понятие арифметического ряда, у него перестают перепутываться буквы при написании слов, он начинает легче чувствовать, находить и выделять приставки и суффиксы.

Базовые понятия

Понятие ряда является основополагающим при обучении детей математике.
На понятие ряда опирается не только вся математика: арифметика, алгебра, геометрия, но и такие казалось бы далекие от счета науки, как лингвистика (домище, дом, домик, домочек, домушечка; был, забыл, забылся, позабылся, и т. п.), в оптике и живописи – это цветовые ряды; в музыке – гаммы - звуковые ряды; социология - семейные ряды, ряды подчинения и т. д. Понятие ряда – это одно из основных понятий человеческого мышления; и проще всего это понятие становится на числовых рядах.

Сложение, как математическая операция, как операция мышления, опирается на понятие единицы. (Сложение двух кусков глины – это сложение тождественное соединению, слеплению).
Освоив сложение внутри ряда, как математическую операцию, ребенок сможет складывать что угодно: конфеты, деньги, литры и т.п. Если же учить ребенка математике только на основе складывания предметов, то он может на этом застрять (особенно, если это ребенок с проблемами обучения): он, возможно, сможет сложить лишь то, что можно положить на стол, но не сможет сложить литры или реки.

Еще одно важное замечание Оно особенно существенно при обучении детей с особенностями развития. При обучении детей математике, при становление понятия ряда – до того как это понятие встанет ТВЕРДО – двигаться можно только по ряду: пересчитывать что-то , складывать можно только вперед. От 1 до 3, 5, 10 и т. д. Только сложение. Никакого обратного счета, никакого состава числа, никаких соседей числа, никакого вычитания, пока понятие ряда окончательно не встало. Когда ребенок «созреет», обычно это бывает после того, как он освоил прибавление трех, он вдруг сам начинает придумывать примеры на вычитание. Это означает, что ребенок освоился с рядом и начинает с ним играть.
Здесь так же можно привести аналогию с движением. Ведь никому не придет в голову учить ребенка ходить одновременно вперед и назад. Зато, как только он сам стал уверенно ходить вперед, он начнет пробовать и назад походить, и покрутиться, и вбок шагнуть – весело!
Иначе, даже ребенок с нормальным интеллектом, надрессированный на правильные ответы в арифметике, путается при переходе к умножению, к абстрактным задачам, к алгебре.

Понятие ряда само, в свою очередь, опирается на ряд понятий:
- один и много;
- такой же;
- ритмичность.
С них и следует начинать обучение детей математике.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТАКОЙ ЖЕ"

Это понятие мы формируем у детей сразу после того, как ребенок смог выполнить по просьбе взрослого задание: "Покажи ... " или "Дай ... ".
Мы кладем перед ребенком две игрушки, например машинку и куколку, затем показывает ему другую машинку, точную копию первой, и просим : "Дай такую" или "Дай такую же", или, проще: "Покажи такую же". Когда ребенок смог выполнить эти простейшие просьбы, задание усложняется:
- выбор из трех игрушек, из четырех;
- выбор из двух, трех, четырех совершенно одинаковых по форме предметов разных цветов;
- выбор из двух, трех, четырех предметов одного цвета, но разных форм;
- выбор предмета, такого же, как предъявленный, из двух, трех четырех других;
- выбор картинки, такой же, как предъявленная;
- выбор плоскостной фигуры такой же как предъявленная.

(При работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, задания на выбор по цвету и форме опускаются. Работа ведется только с целостным образом предмета. Иначе возможно застревание ребенка на выделении цвета или формы, при этом пропадает восприятия предмета в целом.)



ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ "ОДИН" И "МНОГО"

Эти понятия можно начинать формировать также сразу после того, как ребенок сможет выполнить команду или просьбу: "Покажи" или "Дай".
Мы кладем перед ребенком горстку небольших однородных предметов (пуговички, палочки, бусинки и т. п.) и просим его: "Дай мне - один". Обычно ребенок радостно берет и протягивает столько, сколько захватывает его ладошка. "Нет!" - строим мы недовольную рожицу: "Это - много! Дай мне только один!", и показываем, сколько это - один - протягивая ему один предмет на своей ладони.
Обычно дети быстро осваивают это понятие. А уж если их похваливать или поощрять чем-то более существенным, то это понятие встает за одно - два занятия. Даже у очень сложных для обучения детей.


РИТМИЧНОСТЬ

Ритмичность прививается ребенку с рождения. Это и укачивания, и поглаживания, и пение простейших песенок и потешек. Ритмическое покачивание и успокаивает ребенка, и напитывает его ритмом. Чтобы ребенок смог ритмично выдавать что-то на выходе (ходить, бегать, говорить, петь, планировать свои действия, думать), он должен много и долго получать ритмичность на входе - от родителей и близких ему людей.
Недаром так напитаны ритмом все народные способы воспитания ребенка. Колыбельки, качалочки и люльки, качели, детские игры, колыбельные песенки и потешки. А как ритмичны жители Африки, которых родители постоянно носят на себе, и они постоянно покачиваются в ритме движения. Негритянки из московских домов ребенка такой ритмичностью часто не обладают.
Современные дети, как правило, не каченные. Я разговаривала со многими логопедами, они, как и я, легко могут определить, качали ли ребенка в детстве, пели ли ему песенки или нет. Отсутствие ритмичности скажется на всех движениях ребенка, на его собранности, на его способности к концентрации внимания, на его мышлении и, особенно, на его речи.
Ритмичность настолько широкое понятие, что формировать ее можно почти в любых занятиях или играх ребенка: простейшие ладушки - только на просто похлопай, абы как, - а так как я, ритмично, а еще лучше под ритм какой-нибудь песенки. Ритмичными могут быть движения, звуки, рисунки (те же узоры). Главное, чтобы эти игры-занятия доставляли радость и вам и ребенку.

Ритм – это равномерное повторы через определенные промежутки. Понятие ряда основано на понятие ритма. Математический ряд – повтор единиц. (Размер самой единицы, как понятия, может быть различным, - так мы переходим к счету большими единицами, т.е. умножению).


ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ РЯДА

Понятие ряда можно формировать в следующей последовательности:*

А. ПЕРЕСЧЕТ ПО РЯДУ
Б. СЛОЖЕНИЕ
В. СЛОЖЕНИЕ ГРУППАМИ ЧИСЕЛ


А. ПЕРЕСЧЕТ ПО РЯДУ

1. Один – два**:
- дай один, дай два; сколько ты хочешь один или два (особенно действенно на конфетах или чем-нибудь вкусненьком); сначала я попрошу у тебя один или два, потом ты попросишь у меня.
-
2. 1,2,3 - так же.

3. Вводим цифровой ряд. Сначала короткий – 1,2,3.
- -----------------------------------------------------
- *Для детишек с ДЦП или не говорящих цифровой ряд можно вводить сразу, одновременно с первыми числами. Дети не проговаривают, а показывают на цифрах нужное количество чего-либо.
-
**Для детей с особыми проблемами обучения понятие два вводится по той же схеме, что и понятие один.
- ------------------------------------------------
- 1.Заготавливаеем табличку с написанным рядом цифр, и отдельные карточки с теми же цифрами (это задание с удовольствием выполняют сами мамы - ведь их ребенок учится считать!).

1 2 3 1 : 2 : 3
таблица разрезать на карточки

2.Отрабатываем соотнесения числа и цифры: на любых образцах и предметах (включая собственные пальцы и звуки): «Покажи на табличке, сколько? … тебе дать, … у тебя есть, и т.д.» (На конфетах это особенно действенно).

3. Подбираем цифру к цифре – т. е. работа по принципу лото.

4. Составляем, по просьбе, ряд 1-3 из цифр-карточек, сначала по образцу, потом на память.

5. Пересчитываем на занятиях и дома все, что только возможно.

Здесь уже появляется ритмичность. Очень важно произносить числа в ритме, четко с одинаковыми интервалами. Во время своих занятий, при счете, желательно всегда подстукивать ребенку ритм по столу; останавливать ребенка, когда он торопится, требовать не быстроговорения, а ритмичного говорения ряда.


4. Ряд 1-5.

Загатавливаются табличка и карточки:1 2 3 4 5
1 :2 :3 : 4 : 5 разрезать

Этапы 1-5 те же. Только здесь уже появляется возможность использовать все пальцы.

5. Ряд 1-10.

Заготавливаются табличка и карточки:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1:2:3:4:5:6:7:8:9:10
разрезать

Пересчет 1-10 можно начинать после четкого запоминания ряда 1-5, одновременно с прибавлением по одному по ряду 1-5
Этапы те же.

6. Ряды 1-20, 1-30, 1-40 и т. д. До 1-100.


Б. СЛОЖЕНИЕ

1. Прибавить один.
Прибавлять по одному можно сразу после усвоения ряда 1-5.
Предметы численностью от 1 до 3 дети легко воспринимают на глаз и понятия пересчитывания и прибавления встают хуже.
От простого пересчета предметов переходим к прибавлению по одному.
1. Сначала на предметах: " «Один прибавить один, будет два. Два прибавить один будет три. …»
2. Потом по ряду, по табличке.
3. Устно, по ряду. В случае затруднения подсматриваем в табличку. Очень важно, чтобы ребенок не зазубривал ответы, а опирался на ряд.
4. Устно, вразнобой. В случае затруднения, подсматриваем в табличку.
5. Далее начинаем работать со следующим усвоенным рядом – 1-10, 1-20 и т. д.

2. Прибавить два.
Знакомство с прибавлением по два лучше начинать после закрепления ряда 1-10. Этапы работы те же; только счет лучше начинать не на конкретных предметах, а сразу по табличке по ряду.
1. Пальчиком ребенка ведем по табличке и проговариваем, указывая на цифры: «Один прибавить два будет три. Два прибавить два будет четыре. … «
2 – 5 См. выше.

3. Прибавить 3, 4, 5,… до 20.
Этапы работы те же.

В. СЛОЖЕНИЕ ГРУППАМИ ЧИСЕЛ

1. Счет двойками (фактически умножение).

Здесь то же замечание, что и выше: счет только по ряду.
Счет двойками можно начинать после усвоения ряда 1-20. И удлинять его по мере усвоения все более длинных числовых рядов.
Здесь есть два варианта работы:
А) Складывать по таблице: «Два прибавить два, будет четыре. Четыре прибавить два будет шесть….»
Б) Сразу считать двойками: «два, четыре, шесть и т. д.
Выбор вырианта зависит от возможностей и интересов конкретного ребенка.

Этапы работы:
1. Счет двойками по ряду по таблице.
2. Счет двойками наизусть по ряду, после первой ошибки возвращаемся к работе по таблице.
---------------------------------------------------------------

2. Счет тройками (по три), по четыре и т. д. до счета по двадцать.


Когда ребенок дойдет до прибавления по девять и счета по девятнадцать, можно сказать, что понятие ряда у него сформировано, арифметический счет полностью автоматизирован.
Tags: Единство диагностики и коррекции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments