m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Телесно-кинестетический и визуально-пространственный интеллект

Б.Н. Никитин, изобретатель подхода, формирующего в первую очередь эти виды интеллекта, а не словесно-лингвистический и логико-математический.

Оригинал взят у omskvich в О домашних стадионах.
Вот, возник повод для очередного мемуара.
У моих детей всегда были домашние стадионы. Я их делал везде, куда бы мы не переезжали.
Делать их приходилось из того, что попадалось в поле зрения советского ракетного инженера: водопроводные трубы (каркас), черенки для лопат (шведские стенки и лесенки), бельевые веревки (канаты) и другие диковинные штуки. Старый стол, диван - все шло в дело.

Стадион03
Фото 01.

За этими стадионами есть определенная философия - и в расположении, и самих аттракционах. Они действительно развивают, я мог проследить динамику по ровесникам своих детей, она была очень заметной. развивают не только физически, но, как ни удивительно, и творчески.

Основоположником идеи домашних стадионов считается Борис Николаевич Никитин, мне повезло быть на его лекции в Новосибирске, он глубоко обосновывал эти стадионы. Он же - автор множества развивающих игрушек, вот, нашел статью о них, в свое время феномен семьи Никитиных был очень известен: http://www.detki.kz/article/iq

Стадион01
Фото 02.

Одна из главных идей - развитие одного из основных рефлексов ребенка - хватательного. Уже младенец 1-2 недель цепко хватает пальцы, если их подсунуть ему в ладошки. Это, очевидно, нам осталось от обезьяньих предков - мартышкочадо цеплялось за шерсть мартышкомамы, пока она скакала по пальмам.
Чтобы удержаться, младенец напрягает не только мышцы пальцев, но и рук, а если потянуть сильнее - то вы заметите, как будут напряжены все мышцы тела, отличная гимнастика, вместо того, чтобы лежать и таращиться в потолок!
И колоссальная работа мозга!

Борис Николаевич на той лекции говорил, что советская система "воспитания" младенцев - это запеленать (лишить свободы) и кормить (развивается потребительство, поскольку трудиться не надо и молоко само появляется во рту). Подтягивая же младенцев на пальцах, мы даем им возможность реализовать желание трудиться, а значит - творить. Так оно и вышло, могу сказать по своему опыту и опыту своих детей.

Кроме того, лазая по стадиону, мы даем им возможность принимать решения самостоятельно, а еще - открыть для себя третье измерение, высоту - ведь "обычный" ребенок передвигается исключительно по полу.

Еще Борис Николаевич рассказывал, что он предположил, что постоянное стимулирование хватательного рефлекса влечет развитие соседних нервных центров в мозге, и дальше - лавинообразно, всего мозга. На своих лекциях - я был на одной из них - он показывал, слайды, как на каждой руке у него висели по ребенку - они держались за его пальцы.

Позже я так носил своих - например, с этажа на этаж в студенческом общежитии, где мы жили. Я не боялся, что они упадут - у них были веселые мордашки, а по опыту уже я знал, что если кто-то из них начнет уставать - хватка слегка ослабнет, личико будет напряжено, я это почувствую и обязательно увижу, и поставлю их на ноги.
И они, кстати, тоже это знали.

Стадион02
Фото 03.

Суть стадиона в том, чтобы с одного аттракциона можно было перелезть на 2-3 соседних, т.е., имитация дерева. Это развивает комбинаторное и пространственное мышление. Второй важный момент - надо все регулярно перевешивать, чтобы детям не наскучил один и тот же маршрут. Для этого конструкция должна изначатльно иметь возможность "перемены слагаемых".

Как это делалось.
Канаты я плел за один вечер из бельевых веревок, поглядывая телевизор; кольца - вырезал из многослойной фанеры (ее покупал в магазинах "Умелые руки", это были бракованные сиденья табуреточного производства), но сейчас их можно купить. Какие-то узлы выклеивал из эпоксидной смолы, что-то выпиливал из железок.

Гамак и горка - шьются из дешевых тканей, в советские времена неразбежаться было по выбору, помню, что покупали что-то совсем дрековое. шведскую стенку я делал из черенков для лопат. и т.д.;))
Был период, когда я делал стадионы по заказам - много. Всегда все зависело от родителей, от приоритета их внимания. Иногда, даже в очень маленьких комнатках удавалось сделать потрясающие джунгли. Мои стадионы были лучше тех, которые начали появляться в магазинах, кроме того, я их делал с учетом "географии" конкретной комнаты.

Сейчас любые все деревяшки-железки и, - особенно! - инструменты продаются на строительных рынках, и стоит вменяемых денег. При наличии рук это дело пары уикендов, а удовольствия - на все детство. Мои до сих пор вспоминают.

Если у вас ребенок один, то ему может быть скучно по ним лазить, элемент новизны может возникнуть если регулярно менять положение аттракционов. Самое главное, должен быть мотив лезть в верх. У меня для этого был гамак - они там с удовольствием сидели, читали книги, играли в свои игры. Еще на одном из шкафов я сделал домик - туда был переход из гамака. Самое главное - приглашайте соседских детей, они с удовольствием начинают лазить, а с ними и ваш ребенок непременно полезет.
Когда я приходил домой с работы, дома творилась заставка из передачи "В мире животных" - дети лазили, вертелись на кольцах, свисали во всех возможных позах отовсюду - их набивалось со всего двора иногда до 10 человечков. В нашу однушку, к слову сказать.

У меня не остались более поздних фото, когда стадион еще сложнее.

Стадион04
Фото 04.

Чуть позже за тканевой горкой появилась шведская стенка, на ночь откидывалась к полу и превращалась в кровать. На шкафу слева - домик, сбоку видна лесница (она лучше видна на фото 01), справа от точки фотографа висят кольца, которые регулярно менялись на трапецию или качели.

Как это сказывалось на развитии детей.
Лучше всего это было заметно по сыну - в течении недели у нас в блоке (крыло студенческой общаги) родились 4 мальчика - все здоровые, с нормальным весом, ростом и всем, что полагается быть. Сын значительно опережал их - раньше стал ходить, говорить, фразы были заметно сложнее. Лазить он научился раньше, чем ходить, я пытался его оторвать от лестницы - он хохотал, но не "отрывался".
И, скорее всего, речь идет не об опережающем развитии, а, как раз, наоборот, нормальном. А общепринятое нормальное - это, как раз, опаздывающее к оптимальному графику.

Вот он у своей работы:


А это дочь (см фото 02, 03, на фото 04 - сидит на лесенке) и со своим хэндмэйдом:


Никто ни разу не падал, не помню каких-то серьезных ушибов.
Лазили они по стадиону лет до 7-10, потом интересы стали другие, да и в домиках-гамаках перестали помещаться.

Стадионы заменяют нашим детям исчезнувшие дворы и прочие джунгли. Мы-то лазили по всем деревьям, играли в войнушки, прятки и догонялки, у нынешних ничего этого нет, кроме айпадов и стерильных горок в некоторых особопродвинутых дворах.
Так что, папы, берите инструмент, отложите боулинги, сделайте своим детям детство.
А мамам моя рекомендация - не бойтесь за ребенка. Ваш страх будет мешать ему сосредоточиться, пусть лезет, получает шишки - это наш важный детский опыт, который поможет нам во взрослой жизни.
У любой живности есть критические периоды в развитии, за которые они должны обрести необходимые навыки, позже они будут даваться ему значительно труднее или не будут освоены вовсе.
Навыки, которые получает ребенок - с младенческого возраста - на таких стадионах - важнейшие, они будут полезны всю его жизнь.

Tags: Любопытное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments