m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.

Со страницы http://rusmysl.eu/?q=content/sotsialno-psikhologicheskie-aspekty-mentalnosti-russkoi-intelligentsii-kontsa-xix-nachala-xx

Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. :По материалам журнала "Русская мысль" 1880-1918 гг.

Год: 2005
Автор научной работы: Бакшутова, Екатерина Валерьевна
Ученая cтепень: кандидат психологических наук
Место защиты диссертации: Самара
Код cпециальности ВАК: 19.00.05
Специальность: Социология -- Социальные подсистемы -- Социальная структура -- Социальные группы -- Классовая система общества -- Социальные классы и слои -- Интеллигенция
Количество cтраниц: 193
Оглавление диссертации

Введение


Глава I. Теоретические предпосылки изучения журнальной ментальности русской интеллигенции
1.1. Интеллигенция в контексте социально-психологического исследования
1.2. Основные подходы в изучении социокультурного генезиса интеллигенции
1.3. Проблема ментальности в социальном познании
1.4. Письменная ментальность как феномен социальной психологии русской интеллигенции
1.5. Журнальная ментальность как разновидность письменной ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.
Глава II. Эмпирический анализ журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. на материале журнала «Русская мысль»
2.1. Журнал «Русская мысль» как объект эмпирического исследования
2.2. Процедура и методы исследования
2.3. Авторский состав журнала «Русская мысль»: субъекты и объекты интеллигентской картины мира
2.4. Персоналии журнала «Русская мысль» в идентичности русской интеллигенции
2.5. Наррадигма журнала «Русская мысль»
2.6. Психография русской интеллигенции в журнале «Русская мысль»
2.7. Темпоральные характеристики журнальной ментальности в жанровой динамике журнала
2.8. Тематический состав журнала «Русская мысль»
2.9. Аксиологический компонент тематических категорий журнала «Русская мысль»
2.10. Развитие либерального дискурса русской интеллигенции конца XIX -начала XX вв. в журнале «Русская мысль» 131 Заключение 147 Источники 153 Литература 154 Приложения

Введение диссертации

На тему "Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв."

Споры об интеллигенции непрерывно ведутся в российском обществе почти полтора века. За это время были рассмотрены обстоятельства возникновения и развитие, социальный статус, политическая роль, историческая судьба, идеология, вклад в отечественную и мировую культуру этой специфической духовной прослойки России. Актуальность и необходимость настоящего исследования определяется значимостью интеллигенции в истории нашей страны, ролью, играемой интеллигенцией в российской общественной жизни и культуре.
Несмотря на постоянные обсуждения, «специфическое российское явление» далеко от понимания и нуждается в научном исследовании, особенно, социально-психологическом, поскольку первичным основанием определения интеллигенции является её психологическая общность. Важность исследования продиктована и изменениями в современной российской общественной структуре, в связи с чем необходимо изучение исторических процессов становления социальных групп.
Во всех национальных сообществах существуют группы людей, занимающихся интеллектуальным трудом, создающих и воспроизводящих культурные ценности. Однако русский интеллигент - особое социально-психологическое явление, которое функционирует в разных политических, социокультурных контекстах; интеллигенция активизируется в кризисные моменты общественного развития, при этом её деятельность всегда опосредована письменными практиками.
Для государства и бюрократического аппарата, также представлявших интеллигенцию в качестве носителя письменной культуры, существовали соответствующие их социальным функциям способы и приёмы текстуального самопредъявления, самоидентификации, отражения и формирования социальных процессов; для мира изящной словесности характерны иные письменные практики. Каждый из текстуальных потоков свидетельствует о функционировании различных типов письменной ментальности, связанных с ними дискурсивных практик, реализующихся в социально-политических проектах.
В странах, где духовная культура уже упрочилась, и интеллигенция пережила долгую историю развития, обязанности и занятия членов общества, и, в том числе, интеллектуалов, определены потребностями этого общества, специализированы и профессионализированы. В России интеллектуал превращается в интеллигента, занятого решением не только узко специальных задач — написанием романов, или научным исследованием, или политической борьбой - но всем одновременно. Исследователи отмечают, что в России «власть была нерасчленённой и аморфной, она требовала не специалистов, а универсалов» [60, с. 10].
Сакральное отношение к слову, литературное мифотворчество, текстуально опосредованная коммуникация характеризуют российскую интеллигенцию. Литература, как возможный аспект полноты существования и деятельности, аккумулирует в себе всех критически мыслящих, страдающих за Россию честолюбивых деятелей. При этом вместо гражданского общества конструируется семиотическая среда, где реальность олитературивается, на смену объективной фактографии и научному анализу приходит синкретический конструкт идеологии, политики, литературы и науки. Чем более дифференцировано общество, тем больше разнообразие созданных и носимых им картин мира или ментальностей, интституализирующихся в социальной жизни через религию, науку, искусство и транслируемые посредством свойственных им социальных институтов. В. А. Шкуратов отмечает, что «беллетризация общественной мысли, сама по себе бывшая симптомом недоразвитости России и политической приниженности её общества, стала важнейшим культурным механизмом формирования личности в ней» [218, с. 404].
Вопросы о сущности и характере интеллигенции возвращают нас к периоду складывания и расцвета этой культурно-исторической и социально-психологической группы в пореформенный период 1861-1917 гг. Однако прямое психологическое изучение прошлого невозможно. Поэтому перспектива познания психологического склада интеллигенции состоит в нахождении адекватных задаче источников и методов их разработки. Таким источником в диссертационном исследовании избрано литературно-политическое издание -журнал «Русская мысль» (1880-1918 гг.). Его значение в развитии и самоопределении русской интеллигенции дореволюционных десятилетий уникально.
Будучи одним из самых авторитетных «толстых» журналов конца XIX — начала XX вв., он не только описывал психологию образованной России, но и формировал её. На страницах журнала создавался образ интеллигенции, оттачивались её определения, бушевала полемика относительно её характера и психологического склада. «Русская мысль» - журнал Боборыкина, который ввёл в отечественный обиход слово «интеллигенция», Чехова, воплотившего интеллигентность (хотя и отказавшегося от чести называться интеллигентом), авторов знаменитого сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» -Бердяева, Булгакова, Гершензона, Изгоева, Кистяковского, Струве. Издание признано как орган российского либерализма. Всё это делает журнал «Русская мысль» ключевым свидетельством о психологии русской интеллигенции и побуждает обратиться к его углублённой разработке.
Психология интеллигенции представлена в журнале двояко. Во-первых, анализ психологического склада русской интеллигенции был осуществлён авторами журнала, и, составив наиболее целостную и известную концепцию интеллигенции, вошёл в сборник «Вехи» (нигилизм, отщепенство, противогосударственность, героизм, фанатизм, безрелигиозность, склонность к суициду, жажда социальной справедливости и др.). Это - эксплицитное изложение психологии русской интеллигенции, обсуждавшееся на страницах журнала. Однако сам журнал представляет собой объективированное мышление и мировосприятие интеллигенции, её имплицитную психологию. В текстах журнала раскрывается социально-психологический дискурс русской интеллигенции, процесс её формирования в качестве социальной группы, являющейся носителем одной из форм письменной ментальности - журнальной. Именно в этом качестве он и является объектом диссертационного исследования.
Объект исследования - корпус текстов литературно-политического журнала «Русская мысль» (1880-1918 гг.).
Предмет исследования - журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.
Цель исследования - социально-психологическое изучение журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., объективированной корпусом текстов журнала «Русская мысль» (1880-1918 гг.).
Гипотезы исследования:
1. Журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. объективируется журналом «Русская мысль» (1880-1918 гг.), отражается в либеральном дискурсе и развитии психографии (самохарактеристики) интеллигенции как социальной группы.
2. Журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. характеризуется темпоральностью, дифференциацией авторов по фазам наррадигмы, тематической динамикой, усилением аксиологического компонента публикаций.
В соответствии с выдвинутыми гипотезами были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов, определяющих место интеллигенции и её ментальности в социально-психологическом и социокультурном контекстах.
2. Установить источниковедческий массив в изучении журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.
3. Определить содержание понятия «журнальная ментальность» в составе письменной ментальности и исследовать параметры журнальной ментальности, характерные для журнала «Русская мысль» (темпоральность, фазы наррадигмы, иерархии авторов и тематизмов), характеристики дискурса и психографии русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. в журнале «Русская мысль».
Методологической и теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных в области социальной и культурно-исторической психологии: культурно-историческая теория JI. С. Выготского, получившая развитие в отечественной психологии (Асмолов А. Г., Брушлинский А. В., Семёнов В. Е.); социально-психологическая теории социального познания (Г. М. Андреева) и психологии больших социальных групп (Г. Г. Дилигенский, А. И. Донцов, Парыгин Б. Д., Свенцицкий А. Л.); представление о психике как социальной конструкции, сложившеся в постнеклассической психологии (К. Джерджен, Дж. Шоттер, Р. Харре, Т. Ван Дейк, Дж. Поттер); понятия ментальности, разрабатываемое в рамках социальной истории (JI. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич) и письменной ментальности - в исторической психологии (В. А. Шкуратов);
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и верификации гипотез исследования были использованы следующие методы: эмпирические (источниковедческий анализ письменных материалов, герменевтическое прочтение текстов, хронологически - тематическая систематизация и классификация текстологического материала; метод экспертных оценок: качественно-количественный анализ документов - контентанализ); описательные (нарративный и дискурсивный анализ текстов); статистические методы обработки данных (описательная статистика, коэффициент углового преобразования Фишера, кластерный анализ) с использованием программ «SPSS», «Stadia».
Научная новизна исследования определяется тем, что в поле социально-психологических исследований вносится актуальная для развития современной духовной и политической культуры нашего общества историческая тематика. Выделены социально-психологический и культурно-исторический подходы к интеллигенции как исторически сформировавшейся социальной группе.
В исследовании расширено содержание понятия «письменная ментальность» и впервые описано содержание понятия «журнальная ментальность» (особым образом организованная, развивающаяся во времени и определяющая социальную практику совокупность представлений, ценностей, умонастроений русской интеллигенции, опосредованная корпусом журнальных публикаций).
В ходе исследования сгруппирован корпус текстов, характеризующий журнальную ментальность, он представлен хронологически-тематическим указателем содержания журнала «Русская мысль». В диссертации на основе анализа эмпирического материала выявлены особые темпоральные характеристики журнальной ментальности, отличные от временных длительностей других видов письменной ментальности (книжной, бюрократической). В работе исследовались персонологический, жанровый, тематический состав литературно-политического издания как социально-психологическое явление. Выявлено, что дифференциация авторского состава отражает идентичность русской интеллигенции с мировой культурой, и открытость новым эстетическим явлениям. Изучение динамики тематизмов и аксиологического (эмоционально-оценочного) компонента публикаций показало, что интеллигенция не является профессиональной группой, она осуществляется в дискурсе. В диссертации расширено понятие дискурса, выявлен его социально-психологический контекст (социальная практика становления социальной общности и её самосознания). Показано, что состав и динамика объективных параметров журнальных публикаций отражают политизацию социальных представлений интеллигенции, развитие либеральной идеи и психографии интеллигенции.
В настоящем исследовании периодическое издание рассмотрено не как часть журнального или литературного потока в рамках истории, идеологии, истории журналистики или истории литературы, но как самостоятельное скриптополитическое явление в социальной психологии русской интеллигенции, послужившее её самоопределению и развитию, что во много определило общественную психологию и ход исторических событий в России.
Теоретическая значимость исследования. Проведённое исследование дополняет теорию больших социальных групп. Происходит обогащение культурно-исторической психологии, включение в её сферу новых объектов исследования. В диссертации расширяется концепция ментальности, выделяется журнальная ментальность как важнейший компонент письменной ментальности, отразивший социальное функционирование и групповые представления русской интеллигенции. Уточняется концепция о временных характеристиках ментальности. В работе дополняется модель наррадигмы, что позволяет применять её не только в области изучения исторического продвижения художественных текстов, но и в изучении дискурса и социальных представлений.
Практическая значимость диссертации связана с пониманием места, занимаемого интеллигенцией в истории и социально-политической жизни российского общества. Важность исследования определяется его принадлежностью к тематике национальной идентичности. В диссертации синтезирован актуальный социальный, политический и культурный опыт российского общества конца XIX - начала XX веков, указывающий на то, что социальное реформирование неосуществимо без воспитания в обществе толерантности и уважения к личности, без претворения внешних социальных преобразований во внутренний опыт. Работа позволяет расширить представления психологов о российской ментальности, имеющих значение не только при изучении исторического прошлого, но для анализа и прогнозирования политического и культурного настоящего и будущего. Практическое значение диссертации определяется возможностью понимания и применения дискурсивных практик в конструировании общества, выборе парадигмы политического современного развития.
Апробация работы.
Результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии СГПУ, были представлены на научно-практических конференциях и семинарах (областная научная конференция Самарского Союза молодых учёных, г. Самара, 2002 г.; IV Всероссийская конференция по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции», 1-2 июля 2004 г. Самара; IV международный рабочий семинар по исторической психологии, г. Краснодар, 2005).
Положения, выносимые на защиту:
1. Журнальная ментальность (особым образом организованная и развивающаяся во времени совокупность представлений, ценностей, умонастроений, опосредованная корпусом журнальных публикаций) русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. гетерохронна: она представляет быструю и среднюю длительности ментальности, что проявляется в динамике авторского, жанрового, тематического состава, политизации содержания.
2. Авторский состав журнала «Русская мысль» может быть дифференцирован в соответствии с фазами наррадигмы (апокрифическая, и каноническая, гуманистическая, гуманитарная, человекознание), определяющими авторов психографии русской интеллигенции в журнале «Русская мысль».
3. Тематический состав журнала «Русская мысль» характеризуется усилением аксиологического (эмоционально-оценочного) характера содержания, его политизацией.
4. Журнальная ментальность отражает развитие коллективной психографии (самохарактеристики) интеллигенции, содержательно изменяющейся по периодам: 1880-1890, 1891-1905, 1906-1918 гг.
5. Журнал «Русская мысль» (1880-1918 гг.) создаёт контекст дискурса либерализма (развитие личности, свобода мнений, постепенная адаптация к социально-экономическим изменениям, диалог), который развивается в следующих фазах: апокрифическая (отбор авторов, концепций, тем) и каноническая (утверждение образцовых тем, идей, идеалов, авторов).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, библиографии, включающей 246 наименования и 5 приложений. В работе приведены 2 графика и 12 таблиц. Общий объём работы 193 страницы.
Заключение диссертации

по теме "Социология -- Социальные подсистемы -- Социальная структура -- Социальные группы -- Классовая система общества -- Социальные классы и слои -- Интеллигенция", Бакшутова, Екатерина Валерьевна

Заключение
В результате проведённого исследования были получены убедительные данные, позволяющие утверждать, что категорию ментальности как динамично развивающийся социально-психологический феномен возможно изучать на основе исторических документов, поскольку современная общественная психология несёт в себе представления, ценности, нормы, традицию опосредования психики, свойственные предшествующим эпохам.
Список литературы диссертационного исследования
кандидат психологических наук Бакшутова, Екатерина Валерьевна, 2005 год


Я процитирована там в списке литературы дважды:

29. Бермант О. В. Письменная ментальность в России 1917-1996 гг. по материалам художественного книгоиздания. Дисс. к. пен. - Ростов-на-Дону, 1998.-182 с.
30. Бермант О. В. Письменная ментальность в Советской России (по материалам художественного книгоиздания) // Психологический вестник. Выпуск 3. Ростов-на-Дону. Изд-во Рост. Ун-та. 1998. 151-163.
Tags: Шкуратов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments