m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Как пережить свою трагедию

КАК ПЕРЕЖИТЬ СВОЮ ТРАГЕДИЮ
О сокрушённых, повергнутых в прах и восставших из пепла людях

Из книги
Бермант-Полякова О.В. Арбайтен, Ольга Викторовна! 2016.

https://ridero.ru/books/arbaiten_olga_viktorovna/

Со стр. 133-140

Орфей и Эвридика: пройти путь вместе и всё выдержать

Сломленные невыносимыми для них переживаниями люди не видят смысла в том, чтобы жить дальше. На войне смерть заглядывала им в глаза. В семье с психопатом-садистом они сами искали смерти, чтобы поскорее всё закончилось. Но пока была жива надежда, что когда-нибудь всё будет по-другому, их дух не был сломлен. Душа надеялась. Всепроникающее чувство беспомощности и безнадёжности перед лицом творящегося над тобой зла погружает душу в оцепенение, появляется чувство остановившегося времени.

Безвременность превращает истязание, изнасилование, погружение в воду при утоплении в бесконечное умирание. "Я сдался", - может сказать о себе человек. "Отдал душу", но не Богу, а злу. Отказался от надежды на спасение, решил умирать, - лучше так, чем застрять в ужасе и надежде навсегда. Момент отказа от Я даёт человеку знание, что всё закончилось, ужаса умирания больше не будет. Вот только потом, когда опасность позади, человек всё равно чувствует себя мёртвым. Иногда людям с хроническим ПТСР легче думать, что им только кажется, что они живые, а на самом деле они до сих пор умирают в руках истязателей или на дне той реки, где тонул. Сломленных духом людей профессионал узнаёт именно по безразличию: какая разница, кто что сказал, кого уволят и кто чего добился, если всё равно всё уже закончилось.

Хроническая межличностная травматизация, если она сломила дух ребёнка, ведёт к одному жизненному финалу, а если дух остался несломленным, - к другому. Исход во многом зависит от того, каким было злодеяние.

Психопаты творят зло по разным причинам. Общей является аморальность, отсутствие нравственного начала. Различаются по внутренним движущим силам неадекватного поведения: глупость, властолюбие, убийство.

Так называемые "органические психопаты" отличаются симптомами психоорганического синдрома: неспособность выделять главное и второстепенное, общее снижение памяти и интеллектуальных возможностей, исчезновение критики к своим действиям, стереотипия интересов, односторонность - неспособность охватить ситуацию с разных сторон, скудость устной речи. Они относятся к одушевлённым людям как к неодушевлённой мебели: где я тебя поставил, там и стой, делай только то, что я тебе сказал.
В неблагополучной среде такой человек социализируется по криминальному типу и либо нарывается на нож и погибает от руки своих, либо "чалится по тюрьмам" всю жизнь, кое-как приспособившись к распорядку жизни, где всё за него решают другие.

В благополучной среде его социальная адаптация в разы лучше: у него появляется профессия, собственные средства, семья, круг знакомых и друзей, с одним изъяном. Этот изъян заключается в том, что другой человек воспринимается органическим психопатом как бездушный предмет, потому что помыслить сложность устройства другого человека "психоорганик" не в силах. Максимум, на который он способен, - подкуп. Дать какую-то материальную вещь другому, чтобы заслужить его расположение. Желания или нежелание, иные намерения или цели, другой взгляд на мир у члена своей семьи – постигнуть их это мыслительная задача, непосильная ему по своей сложности. Принято считать, что существование внутреннего мира у других он отрицает. Точнее будет сказать, что ему это существование нечем помыслить. На чердаке стропильца не хватает, которым это делается.

Когда члены семьи говорят о себе и своих желаниях, он не просто злится, а ярится. Побелевшие, пустые глаза его при этом – от страха, что "заткнуть" говорящий "предмет" не удастся. Он не справится с жизнью в среде, где каждая тумбочка может своими ногами перейти куда ей самой нравится и своим голосом заявить, что она будет сама решать, где ей стоять. Справляться ему с детства помогают. "Психоорганика" на всём его жизненном пути сопровождают те, кто "заделывает пустоты" в его общении с окружающими. Сначала это бабушка или мама, потом жена. Без опоры на "живое стропильце", оказавшись в новой для себя ситуации, такой человек очень быстро предстаёт в истинном свете, - как говорящий болванчик.

Когда на чердаке не хватает конькового прогона, - поперечины, на которую опираются все стропила, нравственного центра личности, в семье появляется отвратительный "что хочу, то и ворочу" тип. Иногда стереотипия интересов психопата сопровождается расторможенным сексуальным влечение, и тогда тело ребёнка в семье воспринимается как "силиконовая варежка из секс-шопа", которая всегда под рукой. "Сейчас я буду в тебя удовлетворяться, у меня встал". На работе всех своих женщин-подчинённых такой тип воспринимает как наложниц в гареме. Впрочем, на службе у такого начальника обязательно имеется заместитель "живое стропильце", и дефектность босса не сразу бросается в глаза.

Так называемые "властолюбцы" получают удовольствие от борьбы двух воль. Им нравится назначить ребёнка своим противником и "продавить" его на подчинение собственной воле. Взрослым такой человек может "приучать" жену к анальному сексу, потому что "постепенно тебе понравится", - на самом деле, ему самому нравится одолевать её нежелание в противостоянии двух воль. Сексуальное злоупотребление ребёнком здесь не от сексуальной расторможенности "хочу удовлетвориться об тебя", а от удовольствия растлевать, приучать выполнять действия, которые не нравятся или переворачивать всё с ног на голову, "бери в рот, потом твой муж спасибо скажет за умение", "открывай рот, тебе ведь самой глотать нравится" и т.п.

С памятью, интеллектом, способностью видеть разные стороны ситуации у властолюбцев всё в порядке. Им нравится "работать на три фронта" и проживать для себя, для другого и для окружающих разные удовольствия. Властолюбец лелеет знание о всемогущем-себе для себя. Он манипулирует, ему нравится скрывать всю картину от окружающих, выдавая им лишь детали так, чтобы они складывали по деталям неверное впечатление. Он ведёт борьбу двух воль с ребёнком (или с супругом, которого ставит в зависимость от себя, лишая возможности работать, иметь своих друзей, поддерживать связи с родными), наказывает и дрессирует, добиваясь послушания.

Ему мало формального подчинения, ему нужно, чтобы член семьи проникнулся его идеями, стал думать, как он. По своему психотипу это организатор секты. Но на масштабное и публичное идейное сектантство, сопряжённое часто с мошенничеством и уголовно наказуемыми действиями, у него не хватает духу. Он упивается фантазиями о том, что всё будет так, как он придумал, и видит в других людях исполнителей своего замысла.

Не всегда это корыстный помысел, - "обработать члена семьи так, чтобы она сама переписала на нас полученную в дар от бабушки квартиру". Иногда это мания величия на бытовом материале, фантазия о себе-главе большого рода, собравшем под одно крыло пять женщин, каждая из которых с детьми от тебя, и все ждут твоего внимания. Упоение властью тут в своеволии. Борьба двух воль может быть надуманной (например, член семьи сам хотел отдать квартиру, ему не нужна была полученная от бабушки недвижимость в маленьком городке), а может быть реальной (например, женщина не согласна на то, чтобы быть одной из пяти и зависеть материально от хочу дам денег – хочу не дам денег, слушайся меня, и у тебя всё будет).

Когда члены семьи говорят о себе и своих желаниях, его глаза умасливаются. Оттого, что откровенность другого для властолюбца - редкая удача, нужная информация сама плывёт прямо в руки. Теперь он знает, как упрочить всемогущество и на какие кнопки жать, чтобы его хитрый план сработал. Ему трудно с людьми-бункерами, которые ничего о себе не рассказывают. Ему удобно в браке с глуповатым партнёром, из-за чьей спины и чьим именем он делает то, что хочет сам, держа реальные нити управления семьёй в своих руках. Оказавшись в новой для себя ситуации, - а общение с психотерапевтом на семейной терапии, как раз пример такой ситуации, - он начинает "втираться в доверие" и получает удовольствие от того, что "обработал" терапевта и тот стал думать, как он. Увидеть его в истинном свете, - как "серого кардинала", "закулисного режиссёра всего действия", легко тем, что честен с самими собой. Тогда бессознательная коалиция "двух плутов" и самообманы в общении с таким психопатом не имеют шансов на существование.

Так называемые "убийцы" получают удовольствие, когда глумятся над другими или лишают их здоровья или радости жизни. Это аномалия, которая может быть у человека с любым уровнем интеллекта. Им на животном, бессловесном уровне нравится уничтожать человеческое в людях. Когда другой человек трепещет от страха перед ними и готов унижаться, чтобы ему не делали больно снова, "убийца" расцветает. При встрече с таким человеком у вас возникает контр-трансференс, - холодок по спине. Как будто вы сами животное, у которого вздыбилась шерсть на хребте при встрече с опасностью. Взгляд у них "бегающий", ускользающий от прямого контакта глаз. Выжившие рассказывают, что в момент преступления взгляд у преступника растворяющийся в агонизирующей жертве, претерпевающей муки. Он хочет впитать её в себй. Серийные убийцы выкалывают жертвам глаза или вырывают их их глазниц и поедают.

"Убийцы" ищут возможность оказаться там, где они могут безнаказанно пытать людей. Правду об их злодеяниях мы слышим очень редко, потому что своих жертв и свидетелей они обычно умертвляют. В гражданской жизни ему хочется, чтобы его все боялись. Беззаботная улыбка на вашем лице заставляет его звереть. "Я сотру улыбочку с твоего лица", - обещает он и наказывает, физически, до попадания ребёнка в больницу. Единственное правильное решение в ту же минуту, когда вы узнали об этом, - позвонить в полицию и прибегнуть к помощи властей, чтобы изолировать его от общества. Шансы, что это сделают члены семьи, стремятся к нулю, - они насмерть запуганы этим моральным уродом. Обычно такой человек имеет несколько судимостей за преступления против личности. Но не всегда.

Истязать близкого человека могут члены семьи в момент "психотического соскальзывания" (в МКБ-10 это состояние описывают диагнозы из группы F23 "острые и преходящие психотические расстройства"). Психотерапевту нужна так называемая "экспертная настороженность" к беспримесному садизму. Если в момент психотического соскальзывания нормативный, по всем описаниям, родитель, глумился над ребёнком, а семья не обращалась за психиатрической помощью для родителя и преступное поведение члена семьи это семейная тайна, пациенту в терапии нужна ваша осведомлённость в том, что так бывает. Ради своего удовольствия, немотивированно, глумятся и пытают не только серийные убийцы, но и лютующие родители.

Глумление и издевательства над членами семьи могут быть ежедневной практикой, если один из членов семьи страдает алкогольным психозом (в МКБ-10 алкогольный галлюциноз, паранойя, бред ревности, психоз описывает один диагноз F10.5 "психотическое расстройство после употребления психоактивного вещества").

Опыт многих психотерапевтов убеждает, что семейная терапия в случае хронической межличностной травматизации бессмысленна. В тюрьме есть своя психологическая служба, без помощи посягатели не останутся, не стоит переживать. Я всю жизнь работаю на адвокатуру и в терапию беру только жертв.

Работу психолога с травматическим переживанием часто сравнивают с путешествием на обратную сторону Луны или со спуском в бездну через личный ад клиента. Прототипом терапевтической работы с травмой служит миф об Орфее и Эвридике. В древнегреческой мифологии история закончилась печально, потому что Орфей не смог никого спасти, он не выдержал требования идти не оглядываясь, и оглянулся.

Применительно к работе психотерапевта струны кифары Орфея это профессиональное мастерство, а завет идти не оглядываясь означает сохранять способность адекватно оценивать реальность, проходя через ужас, вспоминаемый клиентом, вместе с ним.
О том, как ходят тропой Орфея психотерапевты, я рассказывала в 2011 году. Это был диалог в режиме реального времени в интернете. Беседовала я с человеком, пережившим свою трагедию, на страницах Живого журнала. Ответные исповедальные реплики собеседника не публикуются, только мои собственные слова. Они дополнены пояснениями, - разговор это устная речь, она не строится как письменная с развёрнутыми предложениями. Все пояснения, внесённые в 2016 году, я заключила в квадратные скобки. Стенограмма содержит сцены насилия и жестокости, и категорически не рекомендуется к прочтению лицами младше 18 лет.
Tags: ridero.ru, Травма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments