m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Остров Сахалин. Часть VIII. Александровск-Сахалинский Исторический.

Оригинал взят у yapet в Остров Сахалин. Часть VIII. Александровск-Сахалинский Исторический.
Остров Сахалин. Часть VIII. Александровск-Сахалинский Исторический.



Почему вдруг из столичного островного Южно-Сахалинска мне понадобилось тащиться далеко на север острова и убивать на это целый день и две ночи? А вот почему.

Историческая справка.

Не закапывась в стародавние времена, когда Сахалин в основном был далекой окраиной сначала для Монгольской империи (стояли даже гарнизоны монгольских войск), потом для китайского государства Бохай, мы обратим внимание на важную дату - 1855 г.

Симодский трактат, констатировав столкновение интересов на почве владения данной территорией, установил «неразделенное владение» над ней. Статус совершенно крышесносный, ведь общее - это значит ничье. Продержался он до Санкт-Петербургского договора 1875 г., когда наконец-то весь Сахалин стал российским, но за это пришлось пожертвовать всеми южными Курильскими островами. Граница прошла между Урупом (русская территория) и Итурупом (Японская территория).

Сам Александровский пост был основан в 1881 году как порт-пристань. Изначально управление каторгой находилось в месте под названием Дуэ (до 1881 г.), но в результате административной реформы 1884 г. Восточно-Сибирское губернаторство было разделено на Иркутское и Приамурское, а Сахалин был выделен в особое островное владение с бОльшим штатом чиновников и даже одной генеральской должностью.

Путешественник Чехов рассказывает про Дуэ мрачно:

«Южнее Александровска по западному побережью есть только один населенный пункт - Дуэ, страшное, безобразное и во всех отношениях дрянное место, в котором по своей доброй воле могут жить только святые или глубоко испорченные люди».

Откуда же такие сильные эмоции? Да очень просто. Сахалин с 1869 года - центр всероссийской каторги и угольные копи Дуэ имели славу еще хуже чем Акатуй, Кара и Нерчинские заводы. Вещи там творились соответствующие - весь «Остров Сахалин» Чехова и «Каторга» Дорошевича посвящены ужасам этих кандально-проклятых мест.

И мне вот стало интересно - что же изменилось? Как сейчас тут жизнь вообще? Посмотрим.

Что бы попасть в Александровск-Сахалинский не имея собственной машины путь в общем-то один. Надо доехать на поезде Южно-Сахалинск - Ноглики до станции Тымовск (в самом Александровске станции нет), и потом на автобусе (или что там будет?) проехать еще около 45 километров, уже до самого города. Можно конечно и перелететь в аэропорт Зональное неподалеку от Тымовска, но летает ли туда сейчас хоть что-нибудь?

Понятная схема района и окрестностей с автостанции.



Поэтому я еду до Тымовска.

Сахалинэкспресс №1 - фирменный поезд и это хорошо заметно по занавескам :).



Сам маршрут очень красив и какое-то время даже идет даже по берегу океана но ночью совсем ничего не видно :(. А наутро пейзажи были уже совсем другие.



Вот это Сахалин северный, холодный. Недаром тут из аборигенов больше встречаются эвенки и нанайцы-оленеводы. Это еще не тундра но уже что-то недалекое от нее.

Я в Тымовске.



Крохотная станция через которую следует 3 пары поездов. Касса есть, но работает с 09.00 до 00.00 и на некоторые поезда люди при отправлении просто не могут купить или получить билеты. Например при мне ехавший в Ноглики мужчина не смог получить свой электронный билет - касса-то закрыта, а терминалов для распечатки тут нет.

Думать о том, как доехать до Александровска не пришлось, прямо за зданием вокзала стоял ПАЗик. Проехать нужно всего лишь около 60 километров, но зато каких! Дорога - это плохо укатанная щебенка оснащенная тем не менее всеми необходимыми знаками. особенно смешно смотрится знак - «Обгон запрещен» (тут и разметки-то нет, какая разметка на щебне) и ограничение скорости в 70 километров в час, хотя ехать можно едва 45. Поэтому дорога не короткая и через час, перебравшись через хребет, наконец-то попадаешь а Александровск.

Очень милая локализованная реклама специально для города.



Одно из немногих исторических зданий - бывш. Казначейство, построенное в 1880 г.



Оно еще помнит самого известного гостя этих мест - Антона Чехова.

«Александровский пост, или, короче, Александровск, представляет из себя небольшой благообразный городок сибирского типа, тысячи на три жителей. В нем нет ни одной каменной  постройки, а все сделано из дерева, главным образом из лиственницы: и церковь, и дома, и  тротуары. Здесь резиденция начальника острова, центр сахалинской цивилизации. Тюрьма  находится близ главной улицы, но по внешнему виду она мало отличается от военной казармы, и потому Александровск совсем не носит того мрачного острожного характера, какой я ожидал встретить».
Антон Чехов «Остров Сахалин»

Вот она, эта тюрьма -



Или вот. На вывеске написано «Александровская тюрьма ссыльнокаторжных разряда испытуемых»



Каторга тут просуществовала до 1906 г.

Прекрасная песня о каторге. Там и фотографии и атмосфера.

«Погиб я мальчишка»



Новодельный храм Покрова Божьей Матери, единственный в этих местах.



Дома в городе в основном такие.



Или такие.



А окраины совсем неинтересные - много жилых пятиэтажек, плавно переходящие в частный сектор. Есть еще интересный район по дороге к порту, там где исторически и была ссыльная тюрьма. А сейчас дома.



Как можно в такой пыли белье сушить я не знаю. По дороге постоянно ездят машины, поднимая настоящие пыльные тучи.

Основа и сердце Александровска - морской порт. Хотя громким словом «Порт» называется один скромный угольный причал. Зато с большой историей.

«Пристань есть, но только для катеров и барж. Это большой, в несколько сажен сруб, выдающийся в море в виде буквы Т; толстые лиственные сваи, крепко вбитые в дно морское,  образуют ящики, которые доверху наполнены камнями; настилка из досок, по ней вдоль всей  пристани проложены рельсы для вагонеток. На широком конце Т стоит хорошенький домик - контора пристани - и тут же высокая черная мачта.»
Антон Чехов «Остров Сахалин»

Вот она.



К 1916 г. уже построили павильон и проложили рельсы узкоколейки.



Высадка японских войск в 1905 г.



Весь Сахалин захватывался японцами дважды. Первый раз в 1905 г. и ненадолго. 25 августа (5 сентября) 1905 г. согласно Портсмутскому договору северная половина острова была передана обратно России. А второй раз с 21 апреля 1920 по 14 мая 1925 г. вследствии интервенции против молодой РСФСР.

С 1918 по 1920 г. управление осуществляла колчаковская администрация.

Изменилось совсем немного. Тот же угольный порт.



Чуть правее раскинулся сам город.



Вот он весь как на ладони, совсем небольшой, всего лишь 11.168 человек (по данным на 2009 г.). И в принципе балансирует на грани лишения городского статуса.

Но как и везде на Сахалине самое интересное тут скорее природа а не изделия человеческих рук. В двух километрах от порта Мыс Жонкиер со знаменитым тоннелем.

Фото 1914 г.



Виден вход в тоннель имени Александра III. Это он раньше так назывался, как сейчас - не знаю.

Это же место сейчас. Не изменилось ничего.



Тоннель изнутри очень капитален, извилист и зачем-то обшит бревнами.



Отличный отрывок есть у Власа Дорошевича в «Каторге»:

«В море выдалась огромная темная масса мыса Жонкьер, с маяком на вершине. В темной громаде, словно отверстие от пули, чернеет вход в тоннель. Бог его знает, зачем и кому понадобился этот тоннель. Зачем понадобилось сверлить эту огромную гору.
        - Для чего он сделан?
        - А чтоб соединить пост Александровский с Дуэ.
        - Что ж, ездит кто этим тоннелем?
        - Нет. Ездят другой дорогой, - вон там, горами. А нужно везти что, - возят на баржах, буксируют катерами. Да по нем и не проедешь, по тоннелю. Он в извилинах.
        Тоннель вели под руководством какого-то господина, который, вероятно, никогда и в глаза не видал никакого тоннеля. Господин, по сахалинскому обычаю, ровно ничего не понимал в том деле, за которое взялся. Как и всегда, тоннель повели сразу с обоих концов, с таким расчетом, чтобы партии работающих встретились. Но люди все дальше и дальше закапывались в гору, а встречаться не встречались. Было ясно, что работающие партии разошлись. К счастью, среди ссыльно-каторжных нашелся человек, понимающий дело, бывший сапер, Ландсберг, фамилия которого в свое время прогремела на всю Россию и до сих пор еще не забыта. Ему и отдали под команду рабочих. Ценою неимоверных трудов и усилий рабочих удалось поправить ошибку. Провели коридор в бок, и соединили две разошедшиеся в разные стороны половины тоннеля.»


Но российские правительственные чиновники имели кардинально другое другой взгляд на этот вопрос:
«... замечательного сооружение, которое служит хорошим началом полезных работ в этом отдаленном крае» («Отчет Главного тюремного управления за 1883 г.». СПб., 1885, стр. 88).

Но ездят и в Дуэ и на маяк сейчас совсем другой дорогой, это правда.



Близко к нему по берегу мне пройти не удалось, так как в прилив волны там так бьют о скалы, что меня бы размололо в кашу.



Первая часть об Александровске-Сахалинском закончена но будет еще и вторая со всяким морскими пейзажами.

Предыдущие части:
Остров Сахалин. Часть I. Перелет Москва - Южно-Сахалинск.
Остров Сахалин. Часть II. Южно-Сахалинск. История.
Остров Сахалин. Часть III. Южно-Сахалинск. "Горный воздух"
Остров Сахалин. Часть IV. Южно-Сахалинск парадный и туристический.
Остров Сахалин. Часть V. Сахалин Железнодорожный.
Остров Сахалин. Часть VI. Грязевые вулканы и заброшенная железная дорога.
Остров Сахалин. Часть VII. Корсаков.


Tags: Завершить
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments