m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Cюрпризы ЖЖ



Началось всё с поста
http://lynxichka.livejournal.com/264279.html

"Это вторая часть маленького эксперимента. Ниже я прошу нарисовать круговую схему времен года, а здесь задаю вопрос только тем, кто УЖЕ НАРИСОВАЛ.

Чур, делать честно!!!
И спасибо тем, кто участвует! :)
А теперь расскажите, что (лето, осень, зима, весна) у вас слева, а что справа, что вверху, а что внизу. Иначе говоря, как у вас читается круг - по часовой или против?"

Продолжилось обменом репликами в комментариях:

 

 
lynxichka
2009-10-31 06:53 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Насть, спасибо за участие!
А у тебя нет никого знакомого, кто бы поставил нам диагноз объяснил бы это?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

 
 
nastyas
2009-10-31 07:00 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Это надо к психологам, наверное...
Из психологов я общалась с [info]m_d_n, может, спроси у нее со ссылкой на этот пост? Она хорошая, консультирует сообщество [info]ru_psiholog или что-то в этом роде. И как раз занимается рисуночными тестами. Мне много интересного и верного рассказала по поводу рисунков Анны.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

 
 
lynxichka
2009-10-31 08:32 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Пообещала ответить после 8-го.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

 
 
olesyako
2009-11-01 06:52 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Во, здорово, а куда ты ей кинула ссылку? В личку?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

 
вдогонку
olesyako
2009-11-01 06:53 pm UTC (ссылка) Отслеживать
все, нашла в комментах последнего поста в ее жж

Вот просьба прокомментировать:
lynxichka wrote:
31 Окт, 2009 19:10 (UTC)
Здравствуйте, Ольга!
Можно ли попросить Вас прокомментировать то, почему так по-разному мы справились с заданием нарисовать круговую схему времен года.
Я нарисовала сама, а потом сначала попросила своих друзей нарисовать, а потом задала им вопрос по картинке.
Здесь ответы:
http://lynxichka.livejournal.com/264279.html
С уважением,
Надежда
 
Спасибо nastyas за тёплые слова, рада откликнуться и предложить профессиональный комментарий:

Добрый день!

Начну издалека, с цитаты из книги:
"Хрестоматия по Роршах-тесту. Под ред. О.В. Бермант-Поляковой. - E-Publishing, 2009. 188 c.

Книга есть в интернете, http://madeinmodiin.10bb.ru/viewforum.php?id=41

§ VIII Следопыт – охотник, выслеживающий зверя по следам

Проективная психодиагностика это работа следопыта. Следопытим Эго или, в русской терминологической традиции, психику. Где отдыхала, как виляла, чем кормилась, отчего шарахнулась и убегала, как нападала или  проживала совместное взаимодействие, - всё это мы узнаём по следам, которые психика оставляет в рисунках на бумаге, в неоконченных предложениях, в сочинённых рассказах по картинках, в том, что увидено в кляксах Роршаха.

В мире конкретных представлений  тому, кто станет утверждать, что блюдце на полу, куда, по-видимому, наливали молоко, полуобкусанная зелёная травка в цветочном горшке,  тёмно-красное кресло, на панбархате которого десяток коротких шерстинок цвета ряженки, картонная коробка с надписью «Песок для домашних любимцев»  и игрушечная мышь, застрявшая под ножкой рояля, это то же самое, что КОШКА, быстро объяснят, что следы присутствия сиамской кошки в доме и конкретная кошка Мэгги это разные вещи. В мире студенческих рефератов по проективной психодиагностике, которые мне доводилось читать,  следы равны зверям. Разорванная линия рисунка это импульсивная личность.

То, что мы разучивали до сего момента, - следы. Охотник знает, у какого зверя какие повадки и следы, знает, кто прошёл там, где он наблюдает, какие звери водятся в округе. А что знают психологи о том, кого они следопытят?"


Наблюдение, которые вы просите прокомментировать, - как раз такой след.
Любой эксперт скажет вам "Мало данных" и не возьмёт на себя смелость делать выводы. Вот и я, - не знаю, почему так происходит, как вы зафиксировали. Могу только предполагать.

Самым простым было бы спросить у каждого участника, правша он или левша и выдвинуть рабочую гипотезу о том, что в зависимости от доминантности того или другого  полушария головного мозга круговорот времён года предстаёт перед внутренним взором так, как участники описывают.

Можно было бы поспекулировать - поразмышлять на тему начала и конца жизни, начала и конца года, начала и конца дня. Оттуда провести ассоциативную цепочку к четырём направлениям, восток-запад, север-юг, и поинтересоваться, где участник видит себя относительно разных сторон света: ведь если он стоит лицом на север,  "вверх", то солнце катится по дуге неба справа налево, против часовой стрелки, в вашей терминологии, а если лицом на юг, "вниз", то солнце с утра до ночи катится по дуге слева направо, по часовой. 
Потом провести аналогию рождение-смерть и поспрашивать, где расположено его родовое гнездо, место откуда родом его родители, севернее или южнее того места, где он живёт, и смотрит ли он в сторону малой родины или отвернулся от неё?

Расширяя контекст осмысления, "вверх" или "вниз" смотрит представляющий, можно было бы спросить о том, как участник ощущает себя на сегодняшний день, достиг ли он пика, вершины на жизненном пути? Движется в гору или под гору? И предположить, что те, кто переживает себя триумфаторами, тех, кто уже пережил свой триумф, состоялся и удаляется на покой, будут смотреть "под гору", двигаться год за годом по спирали в направлении "вниз", а те, кто считает, что свершения у него впереди, будет видеть себя поднимающимся год за годом по спирали "вверх", где каждый виток - это год жизни и четыре времени года в вашем задании.

С прагматической точки зрения, художник на картинке следовал принятому начертанию цифр на циферблате, и за точку отсчёта взяла численное же, календарное, 1-е января. Это умственная схема, оторванная от аграрного цикла, - до Петровских реформ новый год начинался 1-го сентября, а Православный круг праздников до сих пор начинается в сентябре а заканчивается 28 августа, Успением Богородицы. Иудейское летоисчисление, - в Израиле сейчас 5670 от сотворения мира - ведётся по лунному календарю, и Новый год празднуют в разные недели однако опять же, сентября. Сомневаюсь, что горожане, да ещё получившие книжное образование, согласятся с мыслью о том, что жизнь, как и год, начинается с осени, с запасов, накопленных предыдущим, "родительским" летом, и что студенческая нищета это "зима жизни", а рождение своих детей её "весна". У вас там были ответы, где числовую прямую изображали, игнорируя цикличность жизни в принципе, что уж о многовековом опыте понимания жизненного цикла говорить.

Нейропсихология, смысл или архетип формируют представление о том, как располагаются на рисунке времена года, решить не возмусь. Предложу ещё одну точку зрения, из аналитической психологии, которая считает, что "следы" оставляет самость, цитирую по книге:

"Юнг К.Г. Психология и алхимия. Москва-Киев: "Рафл-бук", "Ваклер", 1997. 587 с.
Глава II, Символизм сновидения и его связь с алхимией,
Раздел IV Cимволы самости
Со стр. 236-242

"Параграф 325 Что особенно примечательно, это обстоятельное развитие центрального символа. Вряд ли мы можем избежать ощущения, что бессознательный процесс движется по спирали, вокруг центра, постепенно приближаясь к нему, при этом характеристики центра становятся всё более и более отчётливыми. Или, возможно, мы могли применить для бессознательного процесса другой путь, круговой,  и считать, что центр - сам по себе виртуально неведомый - действует как магнит на отличные в корне материалы и процессы бессознательного и постепенно захватывает их как кристаллическая решётка. По этой причине центр часто изображается как паук на своей паутине, особенно если сознательная установка находится под страхом бессознательных процессов. 
Но если процессу предоставить возможность взять свой курс, то центральный вимвол, постоянно обновляясь, будет упрямо и настойчиво пробивать себе дорогу сквозь кажущиеся хаос личной психе и её драматические преграды, точно как эпитафия великому Бернулли, которая говорит о спирали: "Eadem mutata resurgo" (Изменяясь, воскресаю. Лат.) Соответственно, мы часто находим спиральное представление центра, например, в виде змеи, обвившейся вокруг созидательной точки, яйца. 

Параграф 327 Я не хочу вводить в заблуждения, будто бы мне всё известно о природе "центра" - потому что она просто непознаваема и может быть выражена лишь символически через свою собственную феноменологию, как частность, случайно с каждым объектом восприятия. Среди различных характеристик одна поразила меня с самого начала - явление квартерности. То, что это не просто вопрос, скажем, "четырёх" направлений компаса, можно доказать тем, что <...>  Воспринимая эти факты в целом, мы приходим, на мой взгляд, к неизбежному выводу, что здесь присутствует некий психический элемент, который самовыражается через кватерность. Для этого не требуется смелого размышления или фантазии. Если я назвал центр "самостью", я сделал это после трезвого осмысления и тщательного взвешивания эмпирических и исторических данных.

Параграф 329 Что касается вопроса о происхождении мотива мандалы, то сперва кажется, что он постеменно приходит в бытие в течении серии снов. На самом же деле, он лишь появляется всё более и более отчётливо, во всё более дифференцированной форме; в действительности он присутствовал всегда, - как позже говорят нимфы "Мы всегда были здесь, только ты не замечал нас". Следовательно, более вероятно, что мы имеем дело с a priori  "типом", архетипом, который присущ коллективному бессознательному и поэтому находится вне индивидуального рождения и смерти. Архетип является, так сказать, "вечной" данностью и вопрос состоит лишь в том, воспринимается он сознанием или нет. 

Параграф 330 Если мотив мандалы - архетип, он обязательно должен быть коллективным явлением, т.е. теоретически он должен проявляться у всех. На практике, однако, его можно встретить в отчётливой форме в сравнительно немногих случаях, хотя это не мешает ему служить скрытым полюсом, вокруг которого вращается решительно всё. В соответствии с последним анализом, каждая жизнь - это реализация целого, то есть Самости, исходя из чего  эту реализацию можно назвать "индивидуацией".

Параграф 331 Как показывают исторические параллели, символика мандалы - не просто уникальная диковинка, мы можем уверенно утверждать, что это обычное явление. Где это не так, там не было сравнительного материала, и это отличная возможность сравнения продукта мышления всех времён в каждой части земного шара, которая показывает нам огромную важность consensus gentium для процесса объективной психе.
 
Давайте же воспримем сердцем мудрость старого алхимика: "Наиболее естественная и совершенная работа заключается в создании ей подобной"."

Завершить отклик на затронутую вами тему круга жизни и спирали, которую воплощают в материальном вместо того, чтобы прожить в духовном плане, хочу не словами, а изображением. Иеронимус Босх, "Вавилон":

 

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
Tags: Любопытное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments