m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Categories:

Упоминание слова "психолог" в XVIII-начале XIX века и в середине XIX века

По данным Национального корпуса текстов, поиск осуществляется системой Яндекс.Сервер:
http://search1.ruscorpora.ru/ngram.xml?env=alpha&mode=main&t1=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&start=1800&end=2010&smoothing=3&query=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3#toggle

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь (1792)
Один великий психолог, которого имени я, право, не упомню, сказал, что описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение его сердца. [Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь (1792)]
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1792*&sort=gr_tagging

Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1793)
― «Кто? Филипп Мориц, автор, философ, педагог, психолог». ― «Постойте, постойте! [Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1793)]
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1793*&sort=gr_tagging

Ф. В. Булгарин. Иван Иванович Выжигин (1829)
Крестьянин усильно просил отложить расчет до другого времени; но жид, как искусный психолог, зная правило: in corpore sano mens sana, не соглашался на отсрочку и хотел воспользоваться затмением рассудка своего должника от винных паров, после вчерашней невоздержности, и его дурным расположением духа. [Ф. В. Булгарин. Иван Иванович Выжигин (1829)]
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1829*&sort=gr_tagging

М. Н. Загоскин. Вечер на Хопре (1834) [омонимия не снята] Все примеры (1)
― Да ты ужасный метафизик и психолог; я этого не знал за тобою. [М. Н. Загоскин. Вечер на Хопре (1834)]
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1834*&sort=gr_tagging

В. Н. Майков. Стихотворения Кольцова с портретом автора, его факсимиле и статьею о его жизни и сочинениях (1846) [омонимия не снята] Все примеры (2)
Психолог, изучая людей со стороны их личности, оставляет без внимания влияние их на судьбу человечества; для историка же они интересны не по чему иному, как по качеству и количеству этого влияния. [В. Н. Майков. Стихотворения Кольцова с портретом автора, его факсимиле и статьею о его жизни и сочинениях (1846)]
←…→
Изучая Петра Великого, психолог рассматривает его дела с целью ― определить в них меру его самодеятельности, меру сил, которые в сумме образовали в нем внутреннюю возможность бороться с преградами к осуществлению предположенной им цели. [В. Н. Майков. Стихотворения Кольцова с портретом автора, его факсимиле и статьею о его жизни и сочинениях (1846)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1846*&sort=gr_tagging

Вторая половина XIX века:
П. В. Анненков. Письма И. С. Тургеневу (1852-1874)
Психолог вырос, писатель если не поник, то накренился в сторону: уголь еще красив, да все же уголь. [П. В. Анненков. Письма И. С. Тургеневу (1852-1874)

С. Т. Аксаков. Семейная хроника (1856)
Зачем смотрел Каратаев в окошко, перед которым лежало пустое пространство двора, пересекаемое вкось неторной тропинкой, что видел, что замечал, о чем думала эта голова на богатырском туловище, ― не разгадает никакой психолог. [С. Т. Аксаков. Семейная хроника (1856)

Н. П. Шаликова. Семейные сцены // Русский Вестник, № 17-18, 1856
― Я не психолог и не знаток в этом. [Н. П. Шаликова. Семейные сцены // Русский Вестник, № 17-18, 1856]

http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1856*&sort=gr_tagging


Н. Г. Помяловский. Вукол (1858))
Какой психолог разберет все эти понятия, инстинктивно создающиеся из бессознательных, быстролетных впечатлений? [Н. Г. Помяловский. Вукол (1858)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1858*&sort=gr_tagging

Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье (1860) [омонимия не снята] Все примеры (1)
Ничуть не бывало!.. я дипломат и психолог: моя задача так вести дело, чтобы провалился негодный человек, подвести его на службе, напутать, повредить ему. [Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье (1860)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1860*&sort=gr_tagging

Н. Г. Помяловский. Очерки бурсы (1862) [омонимия не снята] Все примеры (1)
Другие только не сознавались в проступке, а он с самоуверенной дерзостью, глядя прямо в глаза начальнику, огрызался, и в то время такая оскорбленная невинность была написана на его лице, что опытный физиономист и психолог сбился бы с толку. [Н. Г. Помяловский. Очерки бурсы (1862)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1862*&sort=gr_tagging

И. С. Тургенев. Отцы и дети (1862) [омонимия не снята] Все примеры (1)
― Я хоть теперь и сдан в архив, а тоже потерся в свете ― узнаю птицу по полету. Я тоже психолог по-своему и физиогномист. Не имей я этого, смею сказать, дара ― давно бы я пропал, затерли бы меня, маленького человека. [И. С. Тургенев. Отцы и дети (1862)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1862*&sort=gr_tagging

Н. Г. Чернышевский. Что делать? (1863) [омонимия не снята] Все примеры (1)
Он был великий психолог, он знал и умел выполнять законы постепенного подготовления. [Н. Г. Чернышевский. Что делать? (1863)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1863*&sort=gr_tagging

В. В. Крестовский. Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных. Части 1-3 (1864)
Более тонкий психолог и физиономист в этом холодном, мало выдающем свои помыслы лице, быть может, разгадал бы, вместе с сильной волей и непреклонной энергией, натуру гордую, упорно-страстную, неблагодарную, которая берет от людей все, что захочется, требует от них это все, как должное, и за то даже головой никогда не кивнет им. [В. В. Крестовский. Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных. Части 1-3 (1864)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1864*&sort=gr_tagging

К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867) [омонимия не снята] Все примеры (7)
«Вся культура и всякий успех культуры, ― говорит тот же психолог в другом месте, ― основывается на том, что каждому уже в самом раннем детстве сообщаются бесчисленные комбинации (ассоциации следов), не только те, которые комбинированы людьми, поставленными с воспитанниками в непосредственное соотношение, но и те, которые накоплялись бесчисленными поколениями человечества в продолжение тысячелетий и всеми народами земли. [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)] [омонимия не снята] ←…→
Всякий мыслящий человек непременно историк, философ и психолог; всякий делает наблюдения над собственным развитием, над своими психическими процессами; всякий делает опыты в психической сфере и выводы из этих опытов. [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)]
Последний английский психолог Бэн приходит также в большое затруднение по поводу перечисления чувствований ** и вынужден даже предположить возможность чувствований до того индивидуальных, что «они никогда не могут сделаться известными всему человечеству» [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)
Но эта заметка показывает только, что Бокль был очень плохой психолог. [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)
Но психолог в этом отношении поставлен все же выгоднее физиолога и во многих случаях может верно указать и объяснить причину того или другого влияния, если известны, конечно, все жизненные факты и выяснен врожденный темперамент человека. [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)
«Истинное падение раба, ― говорит британский психолог Броун, ― начинается не тогда, когда он потерял свободу, но тогда только, когда он потерял самую жажду свободы, и начинает спокойно смотреть на себя как на одушевленное орудие желаний другого» *… [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)
Конечно, человек в каждую отдельную минуту своей деятельности стремится к достижению цели, т. е. чтобы уничтожить ее, а не к тому, чтобы иметь ее, и никогда не стремится к тому, чтобы ее отодвинуть далее, как этого ошибочно хочет Кант; но психолог, относящийся к душевным явлениям как объектам наблюдения, видит ясно, что для человека важнее иметь цель жизни (задачу, труд жизни), чем достигать ее. [К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1867)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1867*&sort=gr_tagging

Ф. М. Достоевский. Бесы (1871-1872)
― Вы психолог, ― бледнел все больше и больше Ставрогин, ― хотя в причинах моего брака вы отчасти ошиблись… [Ф. М. Достоевский. Бесы (1871-1872)
Ставрогин даже задрожал от гнева и почти от испуга. ― Проклятый психолог! ― оборвал он вдруг в бешенстве и, не оглядываясь, вышел из кельи. [Ф. М. Достоевский. Бесы (1871-1872)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1871*&sort=gr_tagging

Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга третья (1871)
У фаворитки появилась какая-то антипатия к гувернантке сына; психолог назвал бы эту антипатию ― предчувствием. [Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга третья (1871)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1871*&sort=gr_tagging

М. Е. Салтыков-Щедрин. Недоконченные беседы («Между делом») (1873-1884)
Но, должно быть, налгано достаточно, потому что следом приходит другой психолог и начинает именно с того пункта, как и его предшественник. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Недоконченные беседы («Между делом») (1873-1884)]
Этот новый психолог тоже имеет в запасе целый роман, темою которого служит нравственное перерождение. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Недоконченные беседы («Между делом») (1873-1884)
Отсюда повод для психологической игры. Один психолог говорит: «Как! вы это помните? [М. Е. Салтыков-Щедрин. Недоконченные беседы («Между делом») (1873-1884)
На это другой психолог возражает: «То, что кажется странным моему сопсихологу, в сущности представляется явлением очень обыденным в области психологии. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Недоконченные беседы («Между делом») (1873-1884)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1875*&sort=gr_tagging

М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1875-1880)
Участвовала ли тут каким-то чудом явившаяся жалость к постылому, но все-таки сыну или говорило одно нагое чувство оскорбленного самовластия ― этого не мог бы определить самый опытный психолог: до такой степени перепутывались и быстро сменялись в ней все чувства и ощущения. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1875-1880)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1875*&sort=gr_tagging

М. Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи (1872-1876)
Куроед, совместивший в своем одном лице всю академию нравственных и политических наук! Куроед-сердцеведец, куроед-психолог, куроед-политикан! Куроед, принимающий на себя расценку обывательских убеждений и с самым невозмутимым видом одним выдающий аттестат благонадежности, а другим ― аттестат неблагонадежности! [М. Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи (1872-1876)]
Сидит будто этот испытанный психолог и пишет: [М. Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи (1872-1876)
Только теперь я увидел, сколько может существовать видов «отнятия», которых не только закон, но даже самый тонкий психолог ни предусмотреть, ни поименовать не может. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи (1872-1876)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1875*&sort=gr_tagging

А. А. Фет. Письмо И. С. Тургеневу (1875)
Что касается гипербол, то ни один психолог не признал Гамлета лгуном за его 40.000 братьев. [А. А. Фет. Письмо И. С. Тургеневу (1875)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1875*&sort=gr_tagging

Ал. П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову (1877)
Психолог ты, откровенно говоря, весьма плохой и отнюдь трех не стоишь, поелику ты психологии как науки не изучал, равно и мы психологи плохие. [Ал. П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову (1877)] [омонимия не снята] ←…→
Я думаю, что, вероятно, ты позавидовал свободе нашей ничем не стесняемой умственной деятельности. Если не угадал ― извини ― не психолог. Ты пишешь, что ты заставил отчалить всех барышень от себя. [Ал. П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову (1877)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1877*&sort=gr_tagging

Н. К. Михайловский. Десница и шуйца Льва Толстого (1878)
Она сделана одним из сотрудников «Отечественных записок в статье «Г. Кавелин как психолог» («Отечественные записки» 1872, No 11). [Н. К. Михайловский. Десница и шуйца Льва Толстого (1878)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1878*&sort=gr_tagging

Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы (1880)
«Психолог» Ипполит Кириллович выслушал всё это с тонкою улыбкой и кончил тем, что и это показание о том, куда Дмитрий Федорович попадет, порекомендовал «приобщить к делу». [Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы (1880)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1880*&sort=gr_tagging

В. Майнов. Русский ученый в Новой Гвинее // «Исторический вестник», 1880
На днях известный английский психолог и социолог Джемс Гальтон напечатал целый ряд статей, выясняющих конечные результаты исследований Миклухо-Маклая, и мы полагаешь нелишним передать здесь вкратце содержание статей Гальтона, чтобы по этому извлечению дать хотя некоторую возможность судить, что делает вообще наш русский ученый и главное, как делает, т. е. до каких мельчайших подробностей изучил он интересовавшие его народы. [В. Майнов. Русский ученый в Новой Гвинее // «Исторический вестник», 1880
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1880*&sort=gr_tagging

А. П. Чехов. Драма на охоте (1884)
Мне казалось, что я, не судебный следователь и еще того менее не присяжный психолог, открыл страшную тайну одного человека, тайну, до которой мне не было никакого дела… [А. П. Чехов. Драма на охоте (1884)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1884*&sort=gr_tagging

Г. П. Данилевский. Поездка в Ясную Поляну (Поместье графа Л. Н. Толстого) (1886)
В одной из критических статей Н. Н. Страхова о «Войне и мире» говорится, что если Достоевский был психолог-идеалист, то графа Л. Толстого следует назвать психологом-реалистом. [Г. П. Данилевский. Поездка в Ясную Поляну (Поместье графа Л. Н. Толстого) (1886)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1886*&sort=gr_tagging
В. Х. Кандинский. О псевдогаллюцинациях (1886) [омонимия не снята] Все примеры (1)
Сравнивая непосредственное чувственное восприятие с воспоминанием, этот психолог приходит к заключению, что, независимо от гипотетической качественной разницы, без сомнения, самой минимальной (и разницы в интенсивности, которая несущественна), воспоминание по существу своему совершенно одинаково с объективным восприятием или с ощущением; единственный отличительный признак здесь есть рецептивность или независимость от нашей воли: ощущение отличается от воспоминания только тем, что здесь мы не в состоянии по нашему произволу отстранить от себя чувственное представление или изменить его3. [В. Х. Кандинский. О псевдогаллюцинациях (1886)
http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?mode=main&env=alpha&text=lexform&req=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&mycorp=created:1886*&sort=gr_tagging
Tags: Любопытное, Профессия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments