m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Category:

Психодиагностическое эссе 7/10

В тексте 1/10 я писала, что логика в психодиагностической работе такая:
сначала направление психиатра,
потом тестовое исследование,
по итогам его - формулируются рабочие гипотезы,
клиническое интервью проверяет часть рабочих гипотез, в нём можно уже пойти дальше,
три часа на обработку результатов,
два часа на написание заключения,
когда заключение подписано, обязателен консультативный приём - обратная связь пациенту по итогам обследования.
Клиническое интервью это умение, которое мы совершенствуем всю жизнь.

В следующих постах я приведу вопросы психотерапевтического классического и современного психотерапевтического (семейная позитивная динамическая) подходов в интервьюировании.

Психоаналитический биографический подход к интервьюированию и структурное интервью смотри в предыдущих постах по тэгу Психодиагностическое эссе.

Классическое психотерапевтическое интервью

Взято из книг:
Кулаков С.А. Основы психосоматики. СПб: Речь, 2003, 2007. - 288 с.
Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. СПб: Речь, 2007.
Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004. – 464с.
Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и терапии. - СПб: 2004.

C.А. Кулаков предложил следующий алгоритм биографического метода:

1. Семейный анамнез
1) Прародительские семьи. Генеалогия семьи матери пациента. Генеалогия семьи отца пациента. Характеристики прародительских семей (состав, особенности характеров, взаимоотношения между членами семей, заболевания и т.д.)
2) Родительская семья. Возраст при вступлении в брак, условия, при которых он заключён, наличие предыдущих браков, причины разводов. Наличие в семье других членов (кто, в каких отношениях, возраст и т.д.)
3) Собственная семья. Прародительская и родительская семьи супруги пациента. Недавние изменения в составе семьи и окружении, семейные надежды и планы, демографическая информация. Семейное окружение: социальное (друзья, родственники, соседи, сослуживцы и т.д.), микросоциальное (наличие отдельной квартиры, размер и качество жилья и тд.), макросоциальное (социальное положение семьи, стабильность общественных институтов и т.д.)
4) Общая характеристика семьи. Состав (полная, неполная), гармоничная или проблемная (асоциальная), стадия её жизненного цикла, семейные истории и мифы, горизонтальные и вертикальные стрессоры.

2. История развития ребёнка.
1) Дородовый период и роды. Возраст, состояние здоровья и вид занятий родителей к моменту беременности, её желательность, ожидание пола ребёнка, радость или разочарование кого-либо из родителей по поводу пола ребёнка, его внешности, характера. Наличие хронических заболеваний родителей, генетической предрасположенности к наследственным заболеваниям с обеих сторон, множественные пороки развития у других членов семьи. Давность и характер предыдущей беременности. Предшествующие беременности, их желательность, исход. Наличие абортов, их мотивы и влияние на супружеские отношения родителей. Наличие каких-либо зависимостей от психоактивных веществ или аналогов аддиктивного поведения (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая зависимость, безудержная трата денег). Физическое и психологическое состояние матери в течение беременности, осложнения во время беременности. Отношения между родителями, с другими родственниками и членами семьи в период беременности. Роды: срочность, продолжительность, отклонения в их процессе, вмешательства. Ретроспективная оценка эмоционального состояния матери в этот период и семейные мифы, появившиеся в связи с рождением ребёнка. Оценка состояния ребёнка непосредственно после родов. Вес ребёнка при рождении, крик, особенности вскармливания.
2) Раннее моторное и психоэмоциональное развитие. Характер поведения на первом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребёнок, были ли проблемы с питанием, сном и т.п. в этот период. Характер реакции на мокрые пелёнки, тесное пеленание или облегающую одежду (то есть изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности). «Страхи» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей, трудности привыкания к твёрдой пище, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость её отсутствия). Реакция ребёнка на другого человека. Кто ухаживал за ребёнком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия среди ухаживающих). Характер вскармливания, отношение к кормлению ребёнка и матери. Психомоторное развитие ребёнка и реакция матери на достижения ребёнка. Неврологическое состояние на первом году жизни. Сроки переворачивания на живот, начала сидения, ползания, хождения.
Сроки и последовательность возникновения эмоциональных реакций (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых дейтвий вокализацией и соответствующей мимикой). Изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Понимание интонационной стороны речи взрослых, собственной обращённой речи и её интонации, сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела). Заболевания и/или травмы первого года жизни.
3) Оценка развития ребёнка от года до трёх лет. Местонахождение ребёнка в этот период (в домашних условиях с матерью, ч другими родственниками, например с бабушкой, с няней или с чужими людьми, в дошкольном учреждении, в Доме ребёнка и т.д.) В случае, если ребёнка поместили в ясли или детский сад, должны быть отмечены характер и течение периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу. Значимые изменения в семейном и социальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого («горизонтальные стрессоры»: развод или смерть одного из родителей, рождение младшего ребёнка, переезд на новое место жительства и т.п.) Темп, сроки и особенности речевого развития, в том числе возраст, когда появилось местоимение «я», появление простых и сложных фраз, качество произношения звуков, элементы словотворчества, знание элементарных детских стихов, телевизионных передач. В случае асинхронного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения ребёнком внимания взрослых, адекватное использование при этом мимики и жестов.
Особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навыков: характер привязанности и отношения к близким родственникам (в том числе степень независимости от них), особенности игровой деятельности (какие предметы или игрушки вызвали наибольший интерес, в каких условиях и какие действия с ними проводились, охотно ли играл в кубики и складывал конструкции, аналогичные показанным, предпочитал неигровые предметы: шуршание газетами, пересыпание гаек и т.п.) Течение начала «кризиса трёх лет». Наличие и характер страхов ( фобий), их стойкость и соответствие возрасту (типичность или несоответствие имеющихся страхов этому возрасту, их выраженность). Сон, его особенности в этот период (скрежет зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подобных проявлений), а также характер засыпания ребёнка. Особенности познавательных интересов (например, интересовался машинами, знал определённое количество автомобилей различных марок). Сроки созревания большого моторного акта (умение бегать, возможность выполнять согласованные движения: маршировать, лазать вверх и вниз по лестнице, кататься на велосипеде), а также наличие других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития мелкой моторики (самостоятельная еда, застёгивание молний и завязывание шнурков). Сроки формирования самостоятельных навыков опрятности (в первую очередь, когда стали приучать к горшку и насколько трудно проходило формирование этого навыка).
Выясняются (со слов близких или из медицинской карты) особенности состояния здоровья, на фоне которых протекало развитие ребёнка: частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и госпитализаций в этом периоде. Отмечаются признаки неврологического неблагополучия: частые боли в животе, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъём температуры и др. Подобные проявления, выявленные психологом, отмечаются как факторы, осложняющие психическое развитие ребёнка и иногда требуют консультации специалиста с медицинским образованием.
4) История развития ребёнка в период от 3 до 5-5,5 лет. Основные разделы и показатели психологического анамнеза этого периода тождественны предыдущим. Также выявляются семейные и социальные условия, основные характеристики познавательного, в том числе речевого, эмоционального и моторного развития ребёнка, состояние его здоровья на этом этапе в целом.
В то же время необходимо отметить «ведущие» показатели развития ребёнка в этот период: длительность, тяжесть и особенности течения «кризиса трёх лет», адаптация в детском учреждении (умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, приспособление к требованиям социального окружения, наличие специфических реакций на посещение детского учреждения, особенности игры как ведущей деятельности этого возраста). В связи со свойственной этому возрасту дифференциацией моторных функций должно быть выяснено так же наличие леворукости или амбидекстрии (отсутствие предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.
5) История развития ребёнка в период от 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст рассматривается преимущественно как «подготовительный» к дальнейшему обучению в школе. Особенности когнитивного развития. Готовность ребёнка к школе в познавательной, коммуникативной, волевой сферах, «школьная зрелость». Уровень «готовности» к школьному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, владел ли прямым счётом до десяти). Работоспособность, темповые особенности ребёнка, повышенная возбудимость и трудности регуляции собственного поведения на фоне явных признаков истощения или без них, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, лёгкость перехода от смеха к слезам и наоборот). Наличие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжёлых инфекционных заболеваний, последствий травм, хирургических операций, в той или иной степени повлиявших на психическое развитие, взаимоотношения с матерью, отцом (в треугольнике), со сверстниками, способность к ролевой игре, желание и умение рисовать. Если ребёнок посещал детский сад, - как строил отношения с воспитателями и детьми. Сон ребёнка, наличие страхов, «кошмаров», заболевания, психические травмы, реакции на них.
6) Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет). Характер течения процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности поведения, непереносимость нагрузок, выполнение домашних заданий) и собственно трудности овладения программным материалом по отдельным предметам. Возникновение сопутствующих симптомов (энурез, тики, заикание, выраженная двигательная расторможенность и неуправляемость) как наряду с вышеописанными проблемами, так и изолированно в качестве реакции на начало регулярного обучения. Реакция родителей на успехи в школе, отношения со сверстниками.

3. Анамнез заболевания
1) Время возникновения симптомов. Связь их с особенностями жизни и деятельности, с другими заболеваниями и факторами жизни (в том числе психогенными),
2) Наличие «светлых промежутков» (без симптомов) – с чем, по мнению пациента, они связаны. Что изменилось в лучшую сторону в жизни пациента и его семьи с появлением симптомов в лучшую сторону, что – в худшую.

4. Опыт общения семьи со специалистами помогающих профессий
1) Общение семьи (пациента) со специалистами в настоящее время (врачами, психологами, социальными работниками, юристами и др.)
2) Прошлый опыт обращения за психологической помощью (добровольное или принудительное обращение за помощью, особенности взаимоотношений со специалистом, оценка полученных результатов, причины прекращения помощи, изменение семейной системы).
3) Влияние прошлого опыта на точку зрения профессионалов (ожидания, мифологемы, разочарования специалистов).
Tags: Психодиагностическое эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments