m_d_n (m_d_n) wrote,
m_d_n
m_d_n

Из чего сделаны родительские нервы

Беседы с психотерапевтом
Ольгой Бермант-Поляковой
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ РОДИТЕЛЬСКИЕ НЕРВЫ
Родительские нервы, как известно, не железные. А какие? Почему у одних родителей хватает сил и терпения растить детей, а другие не знают, что им делать?
Начнём с того, что различия между ребёнком и взрослым известны в любом человеческом обществе, но то, как обходились с детьми тысячелетие назад, вызывает сейчас справедливое негодование. Чем дальше мы углубляемся в историю,  тем меньше заботы о детях там находим.
Историк Ллойд де Моз описал основные стили отношений взрослого к ребёнку в европейской истории. Он назвал их по самой шокирующей черте этих отношений. В античности (до IV века н.э.) преобладал детоубийственный стиль. Большинство родителей в ту эпоху считало, что может распоряжаться потомством, как любым другим имуществом. Ненужных младенцев топили, бросали в безлюдном месте, чтобы избавиться от лишних забот или едоков. Лишь в 347 г. по настоянию христианской церкви в Римской империи был принят закон, запрещавший детоубийство.
В последующие десять веков в Европе распространился другой стиль – изгоняющий. Родители избавлялись от детей, освобождая себя от лишних забот. Ребёнка отправляли с глаз долой, в прислуги, в подмастерья, в пажи. Такая практика продолжалась около тысячелетия.
Начиная с XIV века возобладала воспитательная доктрина. Детей начали воспитывать, но способы наставления их на праведный путь наводят современного человека на мысль о пытках. Дети в эпоху средневековья воспринимаются как дьявольские отродья. Христианство призывало наказывать маленьких детей, чтобы обуздать их гордыню. Такое отношение, по Л. Демозу, делало для некоторых борьбу с авторитетом центральной жизненной задачей.
В XIX на смену воспитательной доктрине пришла формирующая. В соотвествии с распространёнными в нашу эпоху взглядами, характер ребёнка «лепят» в соответствии с идеалом человека, принятым в обществе. Детей наказывают, читают им нотации и дают назидания, руководствуясь благими намерениями. В нашем веке этот стиль называют социализирующим.
Какое отношение имеет исторический экскурс к сегодняшнему дню? Возможности индивидуальной памяти ограничены, на помощь ей приходит история и культура. Культурно-исторический контекст пронизывает наше сознание, но мы не всегда задумываемся об этом.
Возьмём для иллюстрации сакраментальный образ американского миллионера, посылающего своего ребёнка на улицу торговать газетами. Каждый родитель в общем и целом одобряет стремление развивать в подростке самостоятельность, но негодует по совершенно различным поводам. Одни видят в таком родителе «детоубийцу» , они возражают против лишения ребёнка радостей беззаботного детства. Другие расценивают такого отца как «гонителя», они протестуют против отказа ребёнку в социальном статусе богатого наследника. Третьих возмущает родительская «суровость» и решение послать ребёнка именно на улицу. Четвёртые задают вопрос, интересно ли самому подростку торговать газетами, спросили ли его, чем именно ему хочется заниматься в свободное время, ведь в наши дни принято придерживаться доктрины «садовник, формирующий растение», и развивать задатки и склонности ребёнка. Мы живём в потоке истории и культуры, и было бы наивным думать, что родительские нервы сделаны по одному образцу.  Интересно, а что подумали о решении папы-миллионера Вы?
У кого об этом почитать: Ллойд ДеМоз. Психоистория. Перевод А. Шкуратова. – Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2000.
 
Tags: website, Профессия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment